|
Рецензия на рассказ: «Владимир» Автор: Серж Юрецкий Количество знаков: 8 000 Жанр: историческая фантастика, мистика Умирает киевский князь Владимир – тот самый, что огнём и мечом насаждал христианство на Руси. И то ли в горячечном бреду ему кажется, то ли на самом деле у смертного одра оказывается замученный князем волхв с говорящим именем Мстиша, а с ним языческие боги славянского пантеона – Перун, Стривер, Троян, Лада, Световит, Род. Гости перечисляют злодеяния князя. Правду говорят, ибо много тот за свою жизнь «дров наломал». И определяют князю срок – к утру умереть, а после смерти быть проклятым. Короткий эпизод, короткий текст. Историческое время воссоздано удачно. Слова, вышедшие из употребления, как и предметы, их обозначающие, легко угадываются в контексте, не требуют обращения к словарю. Умело показана обстановка, колоритны портреты. Самое начало текста, однако, перегружено излишними «красивостями»: «Киев окутала крыльями ночь. Сквозь пролетающие облака холодным светом мерцал шар луны». Сразу вспоминается знаменитый пример современника Пушкина, А.С. Шишкова: «Мы думаем быть Оссиянами и Стернами, когда вместо: «луна светит», говорим: «бледная геката отражает тусклые отсветки...» Трудно определить, от чьего лица ведётся основное повествование. Сначала фокальный персонаж – стражник Ярополк, затем протоиерей Василий. В сцене появления волхва и богов вначале – авторское всеведение, а в момент смерти князя точка вИдения переходит к Владимиру. В финале – опять взгляд «изнутри» Ярополка. Такая «чересполосица» рвёт общую картину. Хотя неискушенный читатель этого и не заметит, но, наверняка, почувствует. Но всё это относится к внешнему построению рассказа, стилистике. Что касается идеи и её воплощения, то тут несколько вопросов. Первое. Смертельную болезнь наслали отвергнутые князем боги или просто время ему пришло? Ответа в тексте нет, Мстиша только называет срок: «Недолго уж осталось-то. Аккурат до зорьки». Почему это важно? Если мощь Перуна, помноженная на не истреблённую веру народа в старых богов, убивает князя, то Перун сильнее новой веры, и нету князю защиты, и проклятие богов сбудется. Если же они просто пришли посмотреть на поверженного врага – тогда нет накала у этого эпизода, нет трагизма, и возникает вопрос – а в чем тогда идея рассказа? Второе. В чем именно заключено «проклятие» князя? Боги обещают: «Нет тебе пути ни в рай, куда ты рвался, ни в ад! И душу твою кошмары мучать будут, и не будет той муке предела. А чтоб дух твой не развеялся, пусть все помнят тебя». Рай и ад – из христианской мифологии. Языческих богов это интересовать не должно. Память живых как мучение душе – тоже весьма спорно. «Смачный плевок» Ярополка в финале, наверное, следует отнести к сбывшемуся проклятию. Но этого мало. И основной вопрос – пассивность князя. Рассказ называется «Владимир». Значит, он главный герой. Но главным героем можно назвать и волхва Мстишу. Потому что тот, в отличие от князя Владимира, действует, говорит, его мысли ясны. Князь же молчит, он своим страшным «гостям» не возражает, он с ними не соглашается. Он не делает последнего выбора. Могу как пример произведения на близкую тему привести «Коринфскую невесту» Гёте в переводе А.К. Толстого. Там тоже речь идёт о соперничестве двух вер, языческой и христианской. И герои там очень активные: «Но меня из тесноты могильной Некий рок к живущим шлет назад, Ваших клиров пение бессильно, И попы напрасно мне кадят; Молодую страсть Никакая власть, Ни земля, ни гроб не охладят! Мать, услышь последнее моленье, Прикажи костер воздвигнуть нам, Свободи меня из заточенья, Мир в огне дай любящим сердцам! Так из дыма тьмы В пламе, в искрах мы К нашим древним полетим богам!» В конструкции рассказа «Владимир» - логическая неувязка. Если языческие боги всемогущи, почему не расправились с князем раньше, дали уничтожить древнюю веру? Или она не уничтожена, сопротивляется? Может, Ярополка сделать скрытым язычником, включить его в основное действие? Дать хоть краем глаза увидеть то, что видит Владимир в последний час. Пока что задача Ярополка – смотреть на «природу и погоду», быть посредником автора при подаче экспозиции. Персонаж этот – статист. Но на его примере можно подняться до философских обобщений и показать, как люди создают себе богов. Попробуйте. У вас получится. (И небольшой совет – не ставьте точку в заголовке).
|
|
+4 |