Рецензия на аудиокниги Артема Каменистого «Самый странный нуб» и «Раб запертых земель»
Прежде всего, хочу сказать, что книги Каменистого я не читала, а слушала, поэтому заранее приношу извинения, если какие-то термины и названия написаны неправильно. Отдельно стоит отметить великолепное исполнение Геннадия Коршунова, потому что аудиокнига - это плод творения уже не только автора, но и чтеца. Озвучка Коршунова - тот редкий случай, когда ты не слушаешь голос конкретного человека, а погружаешься в книгу настолько глубоко, что проживаешь ее от первого до последнего слова.
Я никогда не была геймером, предпочитая оставаться «наблюдателем», поэтому моя рецензия - это впечатления человека не играющего, но понимающего и уважающего игровой мир со всей его спецификой, недостатками и преимуществами. В студенческие годы «пересмотрела» огромное количество игрушек от Half Life до Silent Hill, правда, сетевые игры не застала - жизнь увлекла в другую сторону.
Жанр «литрпг» сравнительно молодое, но быстро набирающее силу направление фэнтэзи. В самих мирах «меча и магии» авторам становится тесно, и они выходят в «около приграничные» территории. Артем Каменистый, известный мастер по созданию и переселению «попаданцев», в этих землях чувствует себя отлично.
Собственно о сюжете. Перед нами недалекое будущее или альтернативный мир, где виртуальные игры (здесь - «Второй Мир») являются такой же реальностью, как микроволновка на кухне. Во Втором Мире встречаются те же старые, добрые проблемы человечества: как заработать денег, стать знаменитым, и - самое главное - избавиться от скуки. Ведь своими руками и мозгами трудно превратиться из менеджера-управляющего-продавца в кузнеца-плотника-воина: нет мотивации, нужно тратить время, деньги, кровь, пот и жизненную энергию. А в игре все это возможно более щадящими способами - качай умения, бонусы, удачу и будь упорным в своих стремлениях. Тогда, может, и боги тобой заинтересуются.
Главный герой Рос, он же Женя, он же Дженя, он же Ростандрикс Патаринтакс, с первого взгляда, классический «попаданец». Автор не акцентирует внимание на его прошлом. Нам известно, что бедняга попал в аварию в научной лаборатории, в результате остался без ничего - в прямом смысле слова. На поддержание жизни в раскуроченном теле нужны деньги, и Женю отправляют во Второй Мир, который становится его единственным шансом на выживание. Каменистый применяет универсальный рецепт, подарив Жене-Росу простую, но сильную мотивацию: выжить. Для Роса игра - это не средство избавления от скуки, а шанс заработать деньги для поддержания физического тела. Во Второй Мир он погружается с энергией человека, который все делает до конца.
Еще один удачный шаг автора - главный герой не профессиональный геймер. Он - нуб, нулевка, новичок, и читатель, не знакомый с миром сетевых игр, может смело погрузиться в атмосферу, не рискуя завязнуть в опасных топях новых земель. Правда, к терминологии придется привыкать, но адаптация происходит быстро, и через главу-другую вы уже не будете спотыкаться на таких терминах и фразах как «моб», «нуб», «нпс», «повесить дебаф», «кастовать умение», «бросить лечение»... Каменистый не поленился придумать красивые и поэтичные названия монстрам. Только послушайте, как они звучат - «Червь Соленых Пещер», «Чак-Трупоед», «Игамус», «Теневик», «Пещерный Мхан» - сразу в жилах закипает кровь и хочется совершить что-нибудь героическое.
Огромный плюс автору поставила за отсутствие файерболлов. Нет, правда, кто в теме, тот поймет. Простите, но маги, кидающие друг в друга огненные мячики, это прошлый век. А здесь - стрела хаоса, корни земли... Чувствуете разницу, да? Правда, не обошлось без волшебной маны, питающей силу магов, но, видимо, мир «меча и магии» еще не научился жить без отсылок к классическим стереотипам.
Персонаж Роса - это пример, когда человек делает себя сам, с нуля. За нубом нет ничего. Он пыль, которой еще только предстоит превратиться во что-то значимое, и читатель получает увлекательную возможность проделать этот путь с главным героем от самого начала. В Росе есть все необходимые ингредиенты героя - самопожертвование, щедрость, чувство справедливости, благородство, а главное: умение попадать туда, откуда выхода нет.
Надо отметить удивительную реалистичность локаций Второго Мира. Особенно хорошо у Каменистого удаются пещеры. «Там свисали пучки моха и хрустели трухлявые кости». Смачно, да? Описание достижений и бонусов, которые зарабатывает главный герой - это вообще песня. Не могу понять, в чем секрет, но когда Рос получает «плюс один к удаче, плюс один к силе» и так далее, сердце замирает, словно это тебя награждают, а не его, и это ты стал умнее, краше и здоровее.
А еще автор воплотил в жизнь известную латинскую пословицу Omnia mea mecum porto («Все свое ношу с собой»). У главного героя имеется суперсумка, в которую помещается до двух тонн разного груза. Росу позавидовали бы многие девчонки. Как иногда хочется поместить в сумочку если не абсолютно все, то большую часть того, что может «случайно пригодиться». Я, например, обзавидовалась.
Каменистый обращается ко многим средневековым ремеслам. Так, прочитав «Нуба», вы гарантированно станете специалистом по самоцветам и горнорудному делу. «Мужчина должен работать, а не торговать воздухом» - заявляет автор, и Рос в промежутках между убийствами «мобов» без устали бьет киркой по руде, доказывая, что и грязная работа героям по плечу.
А теперь ложки дегтя.
На мой взгляд, у Каменистого не совсем удачно получился главный женский персонаж. Опасная Штучка предсказуема, прямолинейна и склеена из шаблонов. Она красива, капризна, слаба, любопытна и отдаленно напоминает героинь из модных глянцевых журналов, как правило, поверхностных.
В книге перечислено почти все средневековое ремесло, но именно «перечислено». Главный герой учится быть кузнецом, ювелиром, поваром, он самостоятельно изготавливает магическую бижутерию, посохи, оружие, но как сделать доспехи, читатель все-таки не узнает. А все потому, что у него нет когтей скрама, которых следует смешать в сумке с другими ингредиентами и извлечь готовое изделие. Выходишь с персонажем из горнорудной шахты и не можешь избавиться от чувства, что тебя где-то провели. Уж очень легко все получается. Надо медь добыть - ударь сто раз киркой по нужному месту и будет тебе счастье. Может, персонажам и тяжело киркой махать, но автор не всегда об этом напоминает. В общем, мало крови, слез и пота. Реализм реализмом, но приходиться периодически вспоминать, что «Второй Мир» - лишь игра. А досадно, знаете ли, когда ты уже поверил, что там и трава зеленая, и лягушки квакают.
Бои с «мобами» и «боссами» тоже не относятся к сильным моментам. Они какие-то механические: вызвать пета, бросить стрелу хаоса, кастануть лечение. Казалось бы, какие могут быть претензии, ведь это игра, но опять же, автор постоянно подчеркивает, что воздух - пахнет, еда - воняет, жизнь - бурлит. Хотелось бы, чтобы персонажам было немного больнее и сложнее. За них не переживаешь. Ну убьют Роса, ну «улетит он на респ» (то есть, воскреснет из мертвых), ну сложнее ему будет добраться до локации . Но, в целом, как-то не сопереживаешь, потому что знаешь - герои «застрахованы».
Вся мотивация персонажей вертится вокруг бонусов и достижений - повысить уровень силы, мысли, ловкости, ума, навыков хилерства и прочего. Воины ищут квесты, легендарку, боссов, кто мирный, тот просто лупит киркой в подземелье, но с примерно похожими целями. Рос периодически скатывается туда же. Вроде бы герой, вроде бы ему выжить надо, денег для физического тела заработать, но когда он начинает скрупулезно подсчитывать, сколько у него уровней, пунктов и бонусов, то как-то мещански все это выглядит, несолидно...
И все-таки Каменистого читать стоит.
Универсальный рецепт миров Литрпг - ты умираешь там, но живешь здесь. В реальности Рос - кусок мяса, в игре - легендарный герой, которым интересуются боги. Второй мир предлагает возможность стать, кем угодно. Это калька с реального мира, но калька особенная. Хочешь быть кузнецом - будь. Все зависит только от тебя. В отличие от реального мира стартовые условия здесь куда благоприятнее. Безработный получит работу, некрасивый станет красивым, слабый сильным. При этом, не все так легко, как кажется, ведь можно и проиграть, а значит, вернуться в серый, скучный реал, на больничную койку, в парализованное тело.
Автор поднимает массу острейших социальных проблем - от детской проституции до выживания инвалидов в мире, где они никому не нужны. Не обходит вниманием и игровую зависимость молодого поколения. Опасная Штучка - несовершеннолетняя, которую главные герои почти насильно «выпихивают» в реал, потому что в отличие от них, у нее еще есть жизнь там, где для них все мосты сожжены.
Как и все книги жанра, серия про Нуба - это крик тела, уставшего бороться с физическими недостатками, ограничениями человеческих возможностей, это желание немножко поиграть в бога. Нет болезней, опустошающих физически и морально, нет давления общества, если ты гей или выделяешься из «нормального» социума по каким-то другим критериям. И с этой точки зрения, такие игры - идеальные спасательные боты для слепых, глухих, покалеченных, старых, изгоев.
Сегодня популярность книг жанра литрпг не подлежит сомнению. Но тем острее встает вопрос: а все ли у нас нормально, раз мы не только предпочитаем играть, но и читать об этом, лишь бы закрыться от того, что происходит «в реале»?
Похожие статьи:
Рассказы → Портрет (Часть 1)
Рассказы → Потухший костер
Рассказы → Портрет (Часть 2)
Рассказы → Последний полет ворона
Рассказы → Обычное дело