Сорок лет. Сотни художников. Десятки стран. И это круто, братья и сестры!
По мотивам поста Вильяма Дасса
Добро пожаловать на выставку произведений искусства, посвященных «Звездным войнам». Я рад сегодня выступить в роли вашего гида. Потому что обожаю и «Звездные войны», и постеры. Но! Вы здесь не просто для развлечения. Полагаю, что многие из вас слышали историю постера к «Мести джедая». Тогда решено было изменить название уже после того, как была создана иллюстрация. Потому что джедаям не положено мстить, нехорошо это. Рассвирепевший Лукас тогда потребовал прекращения печати тиража и его полного уничтожения. Порезать к хлам, к чертям, на мелкие кусочки. Потом, правда, остыл, подобрел и разрешил распродать уцелевшие экземпляры фан-клубам. К тем, у кого есть этот постер, я испытываю недостойное джедая чувство глубокой зависти.
Рис. 2 Том Юнг
На самом деле, это больше, чем просто история рисунка. Она куда глубже. Требует размышлений. Может быть рассмотрена под оригинальным углом. Потому что показывает, как сильно было влияние художественных изображений на всю историю «Звездных войн» - с самого начала и до «Пробуждения силы». Иллюстрации к «Изгою один» имеют разные цветовые палитры, но на рисунках колористика всегда подчинена дизайну.
Ну что ж, пора отправляться в путь и посмотреть нашу богатую коллекцию.
Рис. 3 Говард Чайкин
Когда компания Lucasfilm создавала «Звездные войны», предполагалось, что большую часть аудитории составят поклонники комиксов. Именно поэтому Marvel и предложили нарисовать дополнительный комикс. Обмен опытом между рекламщиками Lucasfilm и отделом комиксов Marvel, надо полагать, был жутко интересным. Поначалу Marvel хотел было даже отказаться от проекта, потому что дополнительные комиксы к фильму плохо расходились. В конце концов, порешили на том, что Lucasfilm ничего не получит, если будет продано менее 100000 книжек. Затем договор предполагалось пересмотреть. Ошибочка вышла… Бывает.
«Звездные войны» стали культовым фильмом и «поселились» в кинотеатрах навеки. В немалой степени этим можно объяснить нереальные прибыли и рост компании Marvel в 1977 и 78 гг. (Тем, кого интересуют подробности, рекомендуется почитать книгу Гарри Дженкинса «Empire Building: The Remarkable Real-Life Story of Star Wars»).
Художник Говард Чайкин рисовал первые десять выпусков комиксов. Кроме того, у него было «право первой ночи» на создание постера к фильму. Этот постер и стал «прародителем» всех будущих иллюстраций и послужил основой для последующего изображения персонажей «Звездных войн». Завоевание аудитории, убеждение ее в том, как именно следует «видеть» героев, основные темы, акценты – все это прекрасно знакомо художникам комиксов, рисующим обложки.
Рис. 4 – 7 Ральф МакКуорри. Ранние концепты
Влияние Ральфа МакКуорри на «Звездные войны» невозможно переоценить. Именно он создал облик Дарта Вейдера, С-3РО и R2-D2. Все готовы к погружению в иной мир?
На самом деле, Ральф участвовал почти во всех визуализациях «Звездных войн». Он рисовал отдельные сцены, знаменитую маску, постеры, концепты и… ну хорошо, хорошо. Всё. Рис. 4-7 были созданы МакКуорри и объединены в дальнейшем в единое целое. Я считаю, они потрясающие! Уверен, вы согласны. Дизайн звезды Смерти просто великолепен. Ральф подходил к построению сюжета совсем не так, как Чайкин. Вместо того, чтобы рисовать персонажей на фоне открытого космоса, художник твердо поставил их на землю. В результате создается впечатление, что звезда Смерти освещает их, подобно Луне. Простите. Я больше не буду так увлекаться.
Мне кажется, что рис. 7 и 8 очень необычно показывают Лею. Испуганно-подчиненная поза явно не характерна для нее. Зато следующий рисунок – то, что надо: пистолет в руке и личико в жвачке.
Рис. 8 – 10 Ральф МакКуорри
Хотите пережить настоящий оргазм… простите, нечто немыслимое? Между прочим, есть книжка в твердой обложке с 2000 иллюстраций МакКуорри.
Рис. 11 Том Юнг
В 1977 г. Том Юнг работал художником-фрилансером и рисовал рекламу. Поэтому Лукас и обратился к нему за консультациями по маркетинговым и промо-материалам. Юнгу была задана тема: противостояние добра и зла. На мой взгляд, в работах иллюстратора очень силен элемент фэентези-жанра. Если уж совсем честно, чувствуется влияние «Конана» Фрэнка Фразетты. Конечно, наличие космического антуража несколько меняет дело, но дух сохраняется.
Я думаю, именно этот самый дух и повлиял на образ Леи. Ее поза не характерна для той Леи, какую мы знаем по фильму. Ну ладно, стоит она себе, такая красивая. И у нее есть пистолет. И что? А Люк вообще просто идет, куда ему надо, демонстрируя отменные мышцы и совершенно не собираясь упрашивать: «О, даруйте мне Силу!» Такому и просить ни о чем не надо!
И все равно мне нравится постер Юнга.
Рис. 12 Том Юнг. Введение к «Звездным войнам»
Это круто, вы не находите? В 3000-ом году… «Когда человечество знало каждого инопланетянина в бесконечном мире». Хммм, я бы тоже поизучал. «Когда биллионы солнц и планет контролировала единая, мощнейшая сила». Потрясающе! Чтобы рассказать бестолковой публике о новом жанре, в ход пущены все маркетинговые ходы и средства.
Рис. 13 – 14 Том Юнг. Наброски
Наброски – это тонко. И весьма. Лея выглядит здесь более эротично, но мышцами на бедре играет убедительно. Ее поза не естественна и пугающа.
Рис. 15 Братья Хильдебрандт
А братья Хильдебранд – просто повторюшки? Ну-ну. Конечно, нет. На самом деле Lucasfilm просто не понравился слишком темный постер Юнга. Поэтому и пригласили Тима и Грега, и дали им 36 часов, чтобы нарисовать что-нибудь посветлее.
Рис. 16 Братья Хильдебранд. Оригинал
На оригинальной иллюстрации не было дроидов, добавленных непосредственно перед препрессом. Лея выглядит более деятельной, но менее пугающей. Возможно, она собирается броситься в атаку, но я почему-то не могу оторвать глаз от ее груди. Несмотря на мелкие недочеты (а, может быть, благодаря им), это по-настоящему великолепная работа. Интересно отметить, что после всех доработок и переделок Lucasfilm вернулись к оригинальной верки Тома Юнга и использовали ее в американском релизе. А иллюстрация братьев Хильденбранд тиражировалась только в Великобритании.
Рис. 17 Том Чантрелл
Окей, окей, наконец-то ОН. Да, это мой любимый постер. Здесь явно видна попытка утрамбовать на одной картинку всех характерных персонажей (раньше подобные эксперименты были не столь успешны). Ну ладно, не характерных. И, кстати, далеко не все герои похожи на актеров. Lucasfilm изначально продвигал «Звездные войны» как концепт, в большей степени комикс, но не фильм. Я думаю, что именно некоторая «анонимность» персонажей делала продажи более успешными. Но после того, как фильм вышел на экраны, поклонники и зрители захотели от рисованных героев большей узнаваемости, пермонализованности.
Тому Чантреллу заказали рис. 18. И, надо признавать, художник получил нехилый бонус: возможность первым посмотреть фильм, чтобы вдохновиться на создание постера. У него был доступ к фотографиям со съемок и достаточно времени. И то, что он создал, просто феноменально. Посмотрите на Лею! Она живая до самых кончиков ногтей. Посмотрите на ее позу – она реальна. Вот теперь у нас есть настоящие персонажи. Настоящие злодеи. Настоящие космические битвы. Настоящая звезда Смерти. Настоящие лазеры и световые мечи. И звездные войны. И дроиды. И Чубакка… И, и, и…
Короче, я обожаю этот постер!
Рис. 18 Том Чантрелл. Оригинал, который использовали для создания постера.
Рис. 19
Посмотрите на это! Нет, вы только посмотрите!
Вы когда-нибудь видели постер, выпущенный к годовщине выхода фильма? Я думаю, что в наши дни подарком для поклонников «Звездных войн» к очередной годовщине будет выход еще одной серии. Реально классный подарок.
Маркетинговые фишки и постеры несколько отличались в разных странах из-за того, что и фильм шел в кинотеатрах в разных версиях (где-то длиннее, где-то короче). Первый тур проходил с 25 мая 1977 г. по 20 июля 1978 г. Но-но-но! Поскольку картина была принята «на ура!» (и/или в качестве вредного классического маркетингового хода и попыток сэкономить), фильм был повторно заявлен в прокат, а дата показа продлена до 7 ноября 1978 г. Нет, ребята, это просто дурдом какой-то!
Рис. 20 Дрю Струзан и Чарльз Уайт III
Это – дополнительно выпущенный постер: введение от Дрю Струзана в мир «Звездных войн». Кстати, фильм был еще раз выпущен на широкий экран 15 августа 1979 г. на несколько недель. Потом еще раз – 10 апреля 1981 г. дней на пятнадцать. И еще раз – 13 августа 1982 г. Шоу должно продолжаться вечно! Кстати, вот вам и объяснение: почему существует так много разных официальных постеров к «Звездным войнам».
Рис. 21
Угадай, кто вернулся! Кто вернулся! Ну угадай же, ля-ля-ля! Простите, слишком много постеров. И да, это я вернулся.
Рис. 22 Том Юнг
Том Юнг работал и над постером к «Империя наносит ответный удар». Но на сей раз совместно с Роджером Кастелом. Вы, возможно, не слышали этого имени, это тот самый художник, который рисовал постеры для «Челюстей». Впечатляет.
Рис. 23 Роджер Кастел
Обожаю этот постер! Да, я люблю символику. И я люблю персонажей. Мне нравится цветовая палитра. Особенно тот момент, что Хот изображен намеками: зубчатыми синими осколками внизу иллюстрации. На мой вкус, это куда лучше, чем стремиться к фотографической точности отображения.
Рис. 24 – 25 Джош Кёрби
А вот это, кстати, реально крутой поворот. Когда фильм «Возвращение джедая» был готов, решено было обратиться к Джошу Кёрби. Возможно, это имя вам тоже ни о чем не говорит. Ну, вы даете! Вы читали «Плоский мир» сэра Терри Пратчетта? Кёрби, на минуточку, рисовал обложки к двадцати пяти книгам серии. Да, немало талантливых художников поработали над №»Звездыми войнами». А вы и не знали!
Рис. 26 Дрю Струзан
Да здравствует Эра Струзана! Как я уже говорил, его пригласили вместе с Чарльзом Уайтом III для создания дополнительного постера. И этого художника вы наверняка не знаете по имени. Зато прекрасно знаете по великолепным работам. Он делал постеры к фильмам о Гарри Поттере, «Большим разборкам в маленьком чайна-тауне», серии об Индиане Джонсе, «Назад в будущее», «»Бегущему по лезвию», «Капитану Крюку», «Балбесам» и многим другим.
А еще он создал печально известный постер к «Мести джедая». Обратите внимание на шикарные черно-белые наброски, из которых рождались рисунки к «Звездным войнам».
Рис. 27 – 30 Дрю Струзан. Концепты
Мне всегда был интересен процесс. Как создаются эти потрясающие работы? О чем думает художник? Что его вдохновляет? Концепты и наброски – мои любимые вкусняшки.
Рис. 31 – 33 Дрю Струзан
Ладно, ладно, зануды. Это специальные издания. Не буяньте: гнев приводит к ненависти! Ненависть ведет к страху. А страх приводит вас на темную сторону Силы! Да знаю, знаю, что специальные выпуски бывают достаточно спорными. И даже иногда сам так думаю. Но послушайте. Искусство – это опиум. По отдельности это всего лишь постеры. Жесткие, раскрашенные листы картона. И они способны оживить для нас персонажей. Посмотрите на всю троицу целиком.
Рис. 34 Дрю Струзан
Если рассматривать иллюстрации по отдельности, то кажется, что они несхожи композиционно. Но вместе рисунки выглядят гармоничным балансом, отражающим противостояние темной и светлой сторон. И сдвиги цветовой палитры уже не кажутся диссонирующими. А линии «взрывов» на центральной части плаката словно продолжаются на правой и левой сторонах. Это просто фантастика! вот вы как хотите, я лично в полном восторге.
Рис. 35 Дрю Струзан
Струзан и дальше работал с Lucasfilm и рисовал постеры для Эпизодов I, II, и III. Меня завораживают глаза Дарта Мола на постере к «Скрытой угрозе». Это по-настоящему знаковый рисунок.
Рис. 36 Дрю Струзан
На этих плакатах художник по-прежнему верен своему стилю. Он использует контрастные цвета и визуализирует баланс сил.
Рис. 37 – 39 Дрю Струзан. Наброски к Эпизоду II
Эти рисунки – сами по себе настоящая сага. Рассматривая их, мы можем проследить весь творческий процесс.
Рис. 40 Дрю Струзан
Но Вейдер затмевает всех!
Рис. 41 - 42
Мне нравится, что Оби Ван и Анакин стоят, повернувшись друг к другу спинами – это предвестие предательства.
Рис. 43 Брайан Мортон
В конечном итоге Струзан отказался рисовать постер для «Пробуждения силы». Я помню, как это решение огорчило фанатов, как они упрашивали художника вернуться. А еще я помню, как ругали постер с рис. 43. Восприятие искусства всегда субъективно. А вот я лично проникся. Мне нравится цветовая палитра. Мне нравится композиционное расположение персонажей. Мне нравится, что сразу ясно, кто будет на сей раз героем. И злодеем.
Более того, если вы промотаете все рисунки сверху вниз, но увидите, что Мортон не отошел от сложившейся традиции. Он просто соединил разные элементы. Контрастные цвета. Реалистическое изображение персонажей. Космическая битва. Световые мечи. Дроиды!!! И вечное сияние звезды Смерти. Между прочим, она не темная (если вы еще не заметили).
Рис. 44 Брайан Мортон
Так что я сижу и наслаждаюсь. Остановитесь на минутку. Всмотритесь внимательнее. Почему Рей и Финн расположены по разные стороны постера? Это ключ к тому, что произойдет в Эпизоде VIII? Может быть, и нет. А, может быть, да.
Рис. 45
Некоторые тенденции сохранились. А некоторые – нет. Цветовая палитра на сей раз не контрастна. Скорее, виден некоторый сдвиг близких тонов. Но звезда Смерти все еще сияет, и этим сиянием освещено лицо Вейдера. Хотя… Где космические битвы? За кадром?
Рис. 46
Это - постеры к «Звездным войнам» прямиком от «Изгоя один».
А теперь подарочки со всех концов света, из разных стран и континентов.
Венгрия
Рис. 47 Андрас Фелвидеки
Рис. 48 – 50 Тибор Хеленил
Япония
Рис. 51 – 53 Селто
Рис. 54 – 56 Нориоси Охраи
Посмотрите на этот постер к «Возвращению джедая». На мой взгляд, это один из лучших плакатов к «Звездным войнам». Вы просто посмотрите! А вот еще иллюстрации из журналов.
Рис. 57 – 59 Нориоси Охраи
Россия
Рис. 60 Игорь Майстовский
Рис. 61 Александр Чанцев
Рис. 62 Юрий Боксер и Александр Чанцев
Рис. 63 Александр Кулов
Польша
Рис. 64 Якоб Эрол
Рис. 65 Войтек Слудмак
Рис. 66 – 67 Мирослав Лакомски и Якоб Эрол
Италия
Рис. 68 Микеланджело Папуцца
Ну что, вы довольны нашей экскурсией? Надеюсь, вы понимаете, что невозможно объять необъятное, а иллюстраций к «звездным войнам» - легион. Да об этом вообще можно книжки писать! Кстати, никто из вас пока не собирается? Ну и ладушки, тогда я сам этим займусь :)
Похожие статьи:
Обзоры → Вектор вдохновения (история НФ-фильмов в постерах. 1925 - 2010 гг.). Часть 3
Рецензии → Обзор №2/2015 журнала "Полдень"
Обзоры → Вектор вдохновения (история НФ-фильмов в постерах. 1925 - 2010 гг.). Часть 2
Обзоры → Вектор вдохновения (история НФ-фильмов в постерах. 1925 - 2010 гг.). Часть 1
Обзоры → "Аморальные" фильмы пуританской Америки