Ах, эти крупицы вечности, что составляют толику счастья, дает вдохнуть понюшку приключений в нашей нескончаемой повседневности! Что же вечно, что непреходяще в человеческой жизни? Конечно же, тяга к сказкам! Человечество во все времена, на протяжении всей истории любило (и продолжает любить!) погружаться в воображение, отдавать мысли на откуп чуду. Как же пленительно желание, как же сложно устоять перед уютным пленом сказки…
Вы скажете, сказка осталась в прошлом? Тридесятое царство, до которого можно добраться ковром-самолетом из королевских замков западных миров, чтобы разрезать тонкую кожуру апельсина и обрести красавицу-принцессу, безнадежно устарело. А чудеса померкли.
Но сказка развивается след в след с человеческими возможностями. И не правы те, кто сужает понятие сказки до ее воплощения в определенном времени. Сказка – это жанр, а не форма литературы. Сказка меняется не вместе с человеком, но с человечеством. Она – свидетельство неизменности мышления человека. История – это скорее метод постижения прошлого, определенные подходы, реализация которых позволяет интерпретировать, как одни события влияют на другие, но с допущением, что человек прошлого не сильно отличается от человека современности в осуществлении умственной деятельности. Иначе как мы можем понимать прошлое? И как наши потомки должны понимать нас? Должно быть нечто общее, сквозной нитью проходящее сквозь поколения и объединяющих их как бусинки в красивое ожерелье становления человеческого разума. История – процесс воплощения идей. И мечты о дальнейшем развитии которых воплощаются в сказках. Дух сказки проникает в новое пространство – космос, виртуальная реальность.
Поэтому мы можем понимать людей прошлого и, стало быть, если человечество кардинально не изменится, можем рассчитывать, что далекие потомки поймут нас. Мечты человечества следуют по течению истории в сторону прогресса воплощения. И желание свободы служит горизонтом в океане вечности, где мы прокладываем путь на основании представлений о координатах истины-добра-красоты.
Явления истории – это память об идеях, воплощение которых не доведено до совершенства. Например, идея обработки поля земли для засева агрокультуры. Идея жива, и связывает память различных поколений. Ручной плуг уступил место трактору. Если еще можно повысить КПД в подготовке поля, то идея далека от совершенного воплощения. Но именно поэтому мы знаем, как развивалась и усложнялась реализация идеи. Такая же ситуация – во всех областях знания: мы помним историю открытий, усовершенствований, мыслей, а вместе с ними – авторов новых разработок, потому, что понимаем, в чем смысл эволюции идей. Смысл – в приближении к совершенству.
Вечная тема движения – открытия нового, стремления за горизонт, в поисках мечты, движимые романтикой. Сколько читателей наслаждалось приключениями пиратов в необъятном мире, полном неизвестных земель и затерянных сокровищ! С ностальгией пересматриваю фильм «Земля Санникова» по Обручеву, и, временами, тянет ступить на «Остов сокровищ» Р.Л. Стивенсона. Тяга к приключениям не унялась у современного человека. Достаточно обратить внимание на успех «Пиратов Карибского моря». Неизведанные земли будят сердца, исполненные страсти, возрождают тягу к новому. Только все одно: смотришь на них и печально вздыхаешь об ушедших временах, когда мир был большим и загадочным, а континенты – настолько отдаленными и разобщенными. И не было всестороннего государственного контроля, системы паспортов, страховых свидетельств и пр.
По сути сама идея сказки не меняется. Она основана на универсальных представлениях человечества о добре и зле, о красоте и безобразии. И эти идеалы порождают конечный набор ситуаций для воплощения свободы и достижения справедливости. Искушение главного героя, последующее наказание и поучение (возможно, в скрытом виде), путь главного героя к заветному артефакту, или дорога его уничтожения с попутным описанием мира, спасение любимой женщины, освобождение родных и близких от захватчиков, спасение людей от воплощения зла – вот, пожалуй, основные каркасные детали сказок. Возможно, вы назовете другие универсальные составляющие сказок. Но это не исключит уже названных компонентов, а только дополнит выкладку общего сюжетного «скелета». Дальше писатель, вполне возможно и неосознанно, компонует «кости» для собственного уникального создания разума и в меру стараний и мастерства снабжает создание «мясом».
Всегда есть просторы для реализации фантазии, далекие берега, в которых оживают мечты и надежды. А на что надеялся и будет надеяться человек? Представления о триединстве истины-добра-красоты претерпели самые незначительные изменения за историю человечества. Можно сказать, что они стали только более универсальными, в результате столкновения цивилизаций, сложного процесса глобализации представления о главных ценностях только упрочились и стали также глобальными.
Жажда свободы движет романтиками всех времен! Желание избавиться от быта, что якорем тянет на дно жизни, чтобы не прозябать в потемках интриг и хитросплетений живущих рядом. Так можно упустить самое главное. Взять – и вырвать себя с насиженного места и отправиться, куда глаза глядят по безграничному миру! И наполнить жизнь нескончаемыми приключениями, исключить бумажную волокиту и крючкотворство, не зависеть от корпораций и сильных мира всего.
Человек мечтает о свободе, но идеи свободы нуждаются в содержании, иначе это просто формальное желание. Содержание ограничивает возможность воплощения свободы. А развитие человечества приводит к изменению содержания жизни, а значит – изменению представления о свободе. Так сказка постепенно меняется в соответствии с мечтами о воплощении свободы. И так ли меняется желание? Земной мир перестал быть неизведанным. Средства связи и интернет опутали планету прочной сетью. И не осталось простора для приключений. Но это не значит, что сказка умерла. Нет. Она устремилась к новым горизонтам. Неизведанные просторы будущего и космоса – это теперь пространство сказки. И вновь стали возможными мечты о других цивилизациях («Аватар»), расцвела ветвь апокалиптической литературы (думаю, мало найдется читателей и слушателей, незнакомых с миром «Сталкера»), где герои терпят глобальное бедствие, но оно же упрощает мир до стремления выжить и дарует надежду на лучше – открывает горизонт мечтаний.
Пространство вновь стало неизведанным, и знакомые приключения стали под стать новой форме сказки. Ничего не изменилось в образе жизни пиратов – как были разбойниками на просторах мирового океана, так и остались ими в бескрайнем космосе. И чудища приходят не из болот и дремучих лесов, а из космоса. А проникнуться душевно любовной трагедии лучше получается не на набивших оскомину сентиментальных историях нашего времени, а в случае (как это не парадоксально!) истории будущего: андройды вызывают больше сопереживания чем люди…
Некоторые произведения на христианские мотивы отсылают к библейским сюжетам, выступают в роли вольной интерпретации событий Заветов. Сразу на ум приходят рассказы А. Кларка, А. Азимова, Р. Шекли и др. мастеров жанра. Сказки в духе апокрифов позволяют взглянуть на знакомую историю новыми глазами, наносят налет современности и играют важнейшую роль в популяризации христианской культуры. Что изменилось с эпохи доминирования религиозной мысли Средневековья? Разве что детализация значительно упростилась, и отступления от канонического текста теперь не запрещаются, но приветствуются. А еще – самое главное! – действие сюжета выведено за пределы одной планеты, прочь из замкнутой сферы в малоизученный космос, где старые идеи не кажутся наивными. На большом пространстве мечты обретают горизонт и перевоплощаются в путеводные звезды для отважных искателей вечных ценностей.
Что же получается – сказка развивается экстенсивно? Ничего подобного! Новое качество, новый уровень воплощения требует иных условий реализации. И экстенсивные изменения – это следствие новых требований человеческой фантазии в поиске свободы. Запах свободы тянется откуда-то в повседневной жизни. И каждый бежит на сладкий дух по лабиринту, боясь утратить обоняние. А сказка обнадеживает человека в том, что ждет его за пределами огромного разлапистого лабиринта необходимых условностей, козней и испытаний на пути к обретению открытого пространства.
Не доведен до совершенства и никогда не будет доведен идеал абсолютной свободы. Несмотря на развитие представлений о свободе, человек чувствует себя скованным, подчиненным многочисленным иерархиям и корпорациям. Поэтому сказка продолжает жить. Сказка будет процветать, пока человек не достигнет совершенной свободы. А значит – сказка вечна. И что делать нам, простым смертным, если, как писал Н. Некрасов, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе? Остается наслаждаться ароматом свободы, составляя натюрморт идеала из крупиц вечности – сказок.
Похожие статьи:
Рассказы → Книга перемен
Видео → Мы захлёбываемся информацией, но жаждем знания.
Видео → Сколько веков расшатывают русское дао - взаимодействие естественных сил? С бору по сосёнке 22.
Рассказы → "Плагиатор"
Рассказы → Радио "Имагинация"