Часть 2. Древний гнозис в Европе, Египте и Персии.
Глава 4. Священная картография Британских островов.
Мегалитические памятники Эйвбери и Стоунхендж – если упоминать только самые известные – рассказывают нам, что Англия тоже некогда была домом людей, которые составляли карты местности, заполняя их мифическим значениями и магическим преданиями. Стоунхендж, возможно, наиболее известное мегалитическое сооружение Англии, и в последние десятилетия было пролито немного больше света на его мистерии. Сейчас известно, например, что огромные каменные блоки, использовавшиеся при строительстве Стоунхенджа, привезены из карьера в 60 милях от него, по реке Северн (Уэльс). Почему древние строители Стоунхенджа сами создали себе такие большие сложности, чтобы найти камень, хотя были карьеры гораздо ближе? Полагают, что причиной этого послужила высокая концентрация минералов в этих камнях, которые могли стать каналом для энергии земли, «вытекавшей» наружу в местах перекрестков, известных как решетки-лье.
Около семидесяти пяти лет тому назад человек по имени Альфред Уоткинс стоял на низком холме и пристально смотрел на Херефорд, сельскую местность в западной Англии. Неожиданно, он интуитивно осознал систему линий, скрытых в обычном пейзаже: старые церкви, отрезки дорог, древние стоячие камни и верхушки холмов. Его интегрированное видение длилось всего несколько мгновений, но смогло подарить восприятие всех разбросанных в пространстве и времени знаний о сакральных пунктах и именах древних мест, которые собрались в единую картину за многие годы путешествий по всей стране, когда Уоткинс исполнял должность поставщика в пивоваренной фирме отца. Он открыл древнюю решетку-лье: едва различимые энергетические тропинки (пути, которые были известны древним обитателям Англии и отмечены размещением каменных кругов и обрядовыми тропами).
Последующее картографирование священных мест и линий-лье в Англии – фактически, полностью на всей территории Британских островов – показало, что такие мегалитические сооружения, как Стоунхендж, были размещены в местах пересечения основных лье. Это, конечно, сразу же вызвало вопрос, что же такое лье на самом деле.
Стоунхендж
Оказалось неожиданностью, что лье взаимосвязаны не только с течениями подземных вод, но и с астрономическими явлениями, наиболее заметные из которых – равноденствия и точки горизонта солнцестояния. Например, главная лье проходит от склона Корнуолла (юго-западная Англия) через всю ширину Англии к северо-восточному побережью. Известная как линия Михаила-Марии, она пересекает многие известные каменные круги и святилища, посвященные Св. Михаилу, включая Эйвбери и башню на холме Гластонбери. Эта линия, длиной в сотни миль, ориентирована на восход 1 мая, день–перекресток, когда происходили танцы под майским деревом, олицетворявшие плодородие и приход весны.
Четыре сезона и четыре направления обеспечивали наибольшую, основную рамку древних лье, описанных и картографированных Альфредом Уоткинсом в книге «Старая прямая дорога». Дорога в пейзаже была очень важна для древних бардов и шаманов Британских островов. Каждая река, валун, холм, поляна и тропинка через лес были исполнены сакрального значения. Человеческое восприятие карты местности обозначало любопытную практику: разбиения местности на квадраты. Чтобы наилучшим образом изучить методы этой древней науки, практиковавшейся на Британских островах, нам нужно понимать принципы сакральной картографии.
Божественный порядок был представлен на Земле центрированием каждого отдельно взятого региона, который мог быть разграничен на части географическими объектами: горами, реками или океаном. На Британских островах крупный остров – например, Ирландия, — мог быть идентифицирован как комплексный и отдельно расположенный объект. Затем его следовало «центрировать» и разделить на четыре части. Таким образом завершалась первая стадия с расчетом длиннейших осей (обычно север-юг), а затем, — самых широких осей в направлении восток-запад. В месте, где эти оси пересекались, определяя сакральный центр, восседал и управлял высший друид или, позднее, король кельтов. Данные о существовании древних сакральных пределов остались сегодня в старых приграничных путях и древних именах страны. В Ирландии графство Мит – «середина» на древнеирландском – лежит в середине острова, объединяя четыре крупных древних квадрата, которые позднее были разбиты на более мелкие районы. Таким образом, центральный пятый элемент представлял собой союз, объединяющий четыре района.
Джон Митчелл расшифровал принципы сакральной картографии, показав как (и где) располагались сакральные центры на многих Британских островах и в иных местах. Его комплексное прочтение старых карт, записок путешественников, исторических архивов, фольклора и местных традиций изложено в нескольких книгах, включая «В центре мира» и «Нации 12 племен» (написана совместно с Кристин Роун). Митчелл идентифицировал сакральные центры Англии, Ирландии, Франции, Уэльса и острова Мэн, Оркнейских островов, Исландии и других островов. Он был способен определить оси квадратов в тех местах, где проходят современные дороги или тропы. Но мы можем задаться резонным вопросом: какова была изначальная причина возникновения традиции разбиения территорий на квадраты?
Важная функция сакральной картографии – отражение небесных сфер ночного неба в земном пейзаже. Согласно древним верованиям, все процессы, происходящие в небесах, отражались аналогичными процессами на Земле: древняя доктрина — «что наверху, то и внизу». В сочетании топографии с этой концепцией, природные отметки на земле воспринимались как отражения значительных небесных объектов: планет, ярких звезд, созвездий или Млечного Пути. Фактически, Млечный Путь воспринимался как главная космическая ось, чьим земным отображение была длинная ось в направлении север-юг данного острова или региона. И хотя эта ось север-юг также указывает на Северный Небесный Полюс, Полярная Звезда или полярная ось имели аналогичное значение. Восточно-западная ось обозначала точки восхода и захода солнца в дни равноденствий в марте и сентябре, и, таким образом она отображала эклиптическую траекторию Солнца, Луны и планет. Итак, Млечный Путь и эклиптическая форма – две оси, которые совместно разделяют космическое пространство на четыре части. Точка, где они пересекаются – сакральный небесный центр. Мы уже знаем, что одна из точек пересечения, сформированная Млечным Путем и эклиптикой, находится в районе Стрельца – Скорпиона и указывает на Галактический Центр. И, конечно, когда эта космическая тропа бывала отражена на земной карте, она символизировала сакральный центр, где располагалось место пребывания правителя и духовного авторитета. На примере Ирландии — это графство Мит, где жили древние ирландскийе короли.
По Митчеллу, наилучшим «кандидатом» на роль сакрального центра Англии является перекресток, сформированный двумя старыми дорогами, зеркально отражающими две небесные дороги – дорога Фоссе и дорога Уотлинг. Маленький городок Венона расположен прямо на их перекрестке. Дорога Уотлинг идет из Дувра на юго-востоке к северному Уэльсу на северо-западе. Фольклорные источники говорят о ней, как о земном отражении Млечного Пути. Дорога Фоссе идет с юго-запада на северо-восток. Пересекаются они четко в сакральном центре Англии. Кроме того, Митчелл также отметил, что Англия триангулярна, и центральный район — локация Веноны расположен четко в геометрическом центре треугольника.
Чтобы найти совпадения с иными традициями «сакральных центров», нам следует исследовать колонны, кресты или памятники разного рода в этой местности, и проверить, в одно ли, примерно, время они создавались. Высокий крест был найден там в XIX в. Исторические записи отмечают, что он воспроизводит более древний римский монумент, помещенный на этом священном перекрестке, в свою очередь перекрыв древнее друидское святилище. На гравюре XVIII в. изображен высокий крест, символизировавший священный центр Англии.
На иллюстрации видно, что крест на верхушке глобуса увенчивает колонну. Это древний эзотерический символ с многоуровневыми значениями. Очевидно, он «говорит» нам: «это место, где находится центр мира», или «это пуп космоса». Хотя дорога Уотлинг отражала Млечный Путь и пересекала дорогу Фоссе в месте, по определению являвшемся «центром», именно высокий крест в Веноне следует, видимо, определять как «космический центр», который пребывает на перекрестке Млечного Пути и эклиптики. В противоположность традиции, освящающей полярный центр в северных культурах, эта информация очевидно указывает на иной небесный центр – Галактический. (Сегодня положение Галактического Центра не может быть видно на широте Англии, так как он постоянно находится за линией горизонта. Около 2000 лет назад, однако, он был полностью виден высоко над южным горизонтом. Подробнее об этом — в главе 14.)
И, наконец, высокий крест Веноны возможно указывал или символически выражал почтение древнему эзотерическому знанию, которое, в соответствии с понятиями о времени, связывало перекресток с Галактическим Центром. Нам следует помнить, что Галактический Центр находится в районе Млечного Пути, который — всегда яркий и широкий, — видим, как космическое лоно или место, откуда рождаются звезды.
Крест на перекрестке в Веноне
Фольклор и символизм объединились на перекрестке Веноны, нарисовав цельную картину; и нам трудно избежать очевидного заключения, что высокий крест был установлен для обозначения Галактического Центра в большей степени, чем (или, возможно, в дополнение к) полярного центра. Моя интерпретация основана на принципах сакральной картографии, выделенными Мичеллом и другими авторами. Моя идентификация креста Веноны с Галактическим Центром может, однако, быть оспорена теми писателями, которые увидят в нем иной космический центр: Северный Небесный Полюс, или Полярную Звезду. Полярная Звезда также является важным небесным символом, особенно для северных народов, потому что на дальнем севере она всегда находится над головой, и все звезды вращаются вокруг нее. Здесь мы сталкиваемся с двумя разными астрономическими локациями, представленными, однако, в одной символической структуре, но как мы увидим далее, это скорее обогащает, чем затрудняет понимание.
Ось север-юг многих земель – полярный индикатор, указывающий на север. В Англии, однако, ось север-юг дороги Уотлинг имеет специфическую и очень древнюю связь с Млечным Путем. Как говорится в книге Ричарда Хинклея Аллена «Имена звезд: их знания и значения», вариант дороги Уотлинг — дорога Уолсингам — была отмечена в традициях Норфолка как путь, ведущий к Деве Марии, видимой в небе как Млечный Путь. И это — несмотря на тот факт, что многие другие традиции отдают дань уважения полярному центру и Большой Медведице как изначальным местам расположения «центра». Как можем мы объяснить этот очевидный конфликт представлений о галактической символике? Позвольте обратить ваше внимание на традиции острова Мэн, который лежит между Уэльсом и Ирландией, где мы находим несколько артефактов комплексного значения, указывающих точно на Галактический Центр.
Остров Мэн.
Сакральный центр союза Англии с Галактическим Центром ясен и очевиден, но он не является единственным случаем подобных взаимоотношений на Британских островах. Мы можем найти священный центр всей группы островов, и найти наилучший вариант. Джон Мичелл определил, что центр полностью всех Британских островов может быть идентифицирован путем просмотра путей в направлении север-юг от Края Земли в Корнуолле к Дункансби Хэд в северной Шотландии. Это земное отображение Млечного Пути — Оси Мира. Линия восток-запад (относящаяся к эклиптике) состоит из западно-восточной трассы, проходящей через середину оси север-юг. Результирующий перекресток нацелен на остров Мэн как на сакральный центр Британских островов.
Это само по себе поражающее «совпадение», делающее остров Мэн географическим омфалосом. Традиция сообщает нам, что друиды и барды путешествовали на этот остров из дальних земель, дабы изучить искусство астрономии, поэзию, сложение песен, медицину и шаманизм. Остров был назван по имени своих обитателей — Мэнксом. Их далеколежащее место обитания было защищено, поэтому там и оставались нетронутыми многие древние пути и памятники. Если мы при расчете принимаем остров Мэн за мистический нуль, то обнаруживаем, что его четыре района соответствуют большим квадратам, как описывалось выше. Наиболее интригующим является тот факт, что ось север-юг острова Мэн соответствует древнему пути пилигримов, идущему в центр острова, и в наши дни именуемому Путем Миллениума. В местном древнем знании он известен как Путь Королей Мэн или Великая Дорога Короля Оррея, которая связана в следующей легенде с Млечным Путем.
Остров Мэн как сакральный центр Британских островов
Как говорилось в «Исторических хрониках» острова (1858 г.), когда Оррей высадился на северное побережье, он был встречен группой жителей острова, спросивших, откуда он прибыл. «Вот путь в мою страну», — сказал он, указывая на сияющий Млечный Путь. Затем король отправился на юг именно тем путем, который получил его имя, через центр острова, где он сам — как сакральный правитель — установил Киил Аббан. Этот мифо-поэтический рассказ важен для более правильного освещения практики паломничества пилигримов к центральной гробнице, близкому по типу паломничеству по пути Св. Иакова к Сантьяго де Кампостелла в Испании, который достигал своей кульминации в дохристианские времена с прибытием пилигримов на атлантическое побережье — Край Мира, где умирающее солнце словно опускается в западный океан. Эти традиции представляют Млечный Путь как Великий Путь в центр или на край мира: «край» в данном контексте — это прелюдия к новому началу и, таким образом, — исток или центр. Здесь мы обнаруживаем загадочную идею, важную для понимания влияния явления прецессии на человечество: время не движется «вверх и вниз» (как прогресс – вперед, а регресс — назад); на самом деле оно движет нас в и из более близкие, мистичные отношения с нашим истоком и центром.
Путь Миллениума безусловно является доказательством, что остров Мэн представляет собой центр Британских островов и небесный центр на Млечном Пути. Это земная карта, на которой отражена специфическая небесная локация: перекресток, сформированный Млечным Путем и эклиптикой — в Стрельце — и есть место расположения Галактического Центра! Как неправдоподобно это: пройти путем древних пилигримов с северного края острова вглубь к центральному пределу, и сидеть на ступенях церкви Св. Луки, построенной над древней святилищем Галактического Центра Киил Аббан!
Оратория древних камней — часовня Киил Аббан — была уже в руинах, когда на ее месте построили церковь Св. Луки в 1836 г. Мичелл сообщает, что были использованы некоторые старые камни, в частности, блок песчаника с выбитым на нем крестом, который получил почетное место в новой церкви Св. Луки, и располагался снаружи, фасадом на восток, под колокольней. Соблазнительно вообразить этот камень как уцелевшую метку космического перекрестка, которым был Киил Аббан. Фактически, традиции кельтов и жителей Мэн описывают эти камни с резными крестами как троны. Как и короли майя, кельтские короли символически оккупировали «космический центр», а выбитый на каменном троне крест подтверждал это. Мичелл говорит нам:
«Камень Судьбы – это кельтский коронационный камень, и можно предположить, что блок в стене Св. Луки был камнем, на котором короновались старые короли Мэна».
Существуют сходные традиции в Исландии, Уэльсе, Ирландии, на Гебридских и Оркнейских островах, и все они говорят нам, что места расположения сакральных центров были также местами встреч, возведения королей на престолы, местами, где создавались и провозглашались законы, выступали ораторы, проповедники, пребывали целители. То есть это были районы, отмеченные всеми видами божественных вдохновений. Впечатляет, что Млечный Путь и Галактический Центр так четко соотнесены с древними картами Мировых Осей. Но как же быть с полярным центром, столь важным небесным символом, особенно для северных народов? Здесь мы видим символическую структуру. Как и в космологии майя, это могло быть многовековое соревнование, идущее между двумя космическими центрами — полюсом и галактикой. Или, в процессе развития космологического мышления, человечество включало в карты более древнее центрирование по полюсу в рамки новой, более интригующей системы, куда входили Млечный Путь и Галактический Центр. Эта эволюция мысли могла объяснить перемещение от полярного к солярному символизму в истории астрономии, как уже было замечено Рэне Геноном и другими авторами. Я бы хотел добавить, что солнце могло неожиданно оккупировать «космический центр» в новой, солярно-ориентированной философии. Другими словами, солнце само не является центром, но время от времени могло занимать – или оказываться на троне – космический центр, который в новой системе равнозначен Галактическому Центру. Я в дальнейшем скажу об этом более подробно, но мы уже имели возможность заметить, что сакральные традиции на севере должны относиться к очень древним и глубоким видениям мира.
Французский обелиск.
Английский высокий крест и тронный камень острова Мэн символически расположены на «пике» Млечного Пути и относятся к самой широко распространенной в Англии и Европе традиции; причем в Европе мы можем обнаружить много подобных памятников на площадях старых рынков и важнейших перекрестках. Но откуда пришли эти практики? Путем трудоемкого исследования эволюции и развития вариантных форм этой древней традиции в течение многих веков – даже тысячелетий, — приводит нас к предположению, что данная традиция имеет большое сходство с, и, возможно, пришла из египетской практики возведения обелисков как символов колонн джед — тела Осириса. Мойра Тиммз, в своем эссе «Восход джед», первой обратила внимание на внутреннюю символику колонн джед. Она отметила, что колонна джед пространственно ассоциирована с Полярной Звездой, при этом в ее конструкции также отражено явление прецессии и ее связи с Млечным Путем с его ориентацией север-юг. Джед также известна как позвоночник (хребет) Осириса и является важным элементом египетской космологии.
В качестве мировой оси обелиски были символами силы и связи между землей и небом. Питер Томпкинс, в своей замечательной книге «Магия обелисков», исследовал использование и значение обелисков: от древней Иглы Клеопатры возрастом более 3600 лет до памятника Вашингтону. Томпкинс объясняет, что колонны джед вытягивали силу с небес. В человеческом теле спинная колонна (позвоночник) имеет сходство с миниатюрной колонной джед, через которую протекает трудно уловимая энергия, известная в индуизме как кундалини шакти. Рим, периода около времен Христа, искал соответствие египетским обелискам для подтверждения своего статуса новой временной силы и духовного центра. Откровенный грабеж духовного наследия и политических символов Египта продолжался и в новое время; обелиск из Египта правителя Тутмоса III был установлен в Центральном парке Нью-Йорка. Тени Египта лежат в основе великих дел, от которых происходят различные европейские традиции.
Египетский обелиск в Луксоре
Апокалипсический обелиск во Франции был описан загадочным алхимиком ХХ в. Фулканелли в его книге «Пребывая среди философов». Фулканелли предлагает компилятивную интерпретацию обелиска из Доммартэн-сюр-Тижо (департамент Сена-и-Марна), которая отражает его анализ циклопического перекрестка в Андье из его же работы «Мистерии соборов».
Согласно Фулканелли, этот памятник (который, к сожалению, был разрушен во время Второй мировой войны) нес в закодированном виде информацию о двойной катастрофе, которая случится в конце Великого Солнечного Периода, состоящего из четырех веков. Мы вполне можем заключить, что речь идет о 26000-летнем прецессионном цикле, состоящем из четырех периодов по 6500 лет каждый. (Некоторые подверженные влиянию индуизма писатели, в том числе и Фулканелли, предпочитают считать 24000-летний прецессионный цикл, разделяя его на четыре эры по 6000 лет каждая.) Как и высокий крест в Веноне, памятник Доммартэн также имеет шар на верхушке, протыкаемый несколькими стержнями: и это более, нежели крест, может символизировать центр Млечного Пути. Но почему Галактический Центр обязательно связан с апокалипсическим символизмом и прецессионным циклом? Согласно уже обсуждавшейся космологии галактического альянса майя, мы знаем ответ, но присутствие во Франции аналогичной космологии поразительно. Это ведь и есть основные темы данной книге: наши периодические альянсы с Галактическим Центром, древние верования, которые развивались вокруг этих встреч, и закодированные послания древних верований в эзотерических космологиях по всему миру.
Чтобы узнать больше о том, кем был Фулканелли, и откуда он узнал многие эзотерические секреты, нам нужно обратиться к книге Джей Уэйнер и Винсента Бриджеса «Памятник конца времен». Но хотя памятник в Доммартэн был разрушен, циклический крест в Андье (Франция) все еще стоит.
Похожие статьи:
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 5.
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 2.
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Введение. Глава 1.
Обзоры → ВОРОН Эдгара Аллана По
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 3.