Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 3.
в выпуске 2015/01/05Глава 3. Новые открытия.
После публикации «Космогенеза майя 2012» я сделал несколько новых открытий, которые еще больше подтвердили мою реконструкцию галактических параметров древней космологии майя. Два из них достойны того, чтобы быть представленными в этой работе. Первое являет собой серьезную переоценку астрономических альянсов Чичен-Ицы, которая является также попыткой интерпретировать три космических центра мезоамериканской космологии – полярный, галактический и центр зенита. Вторая имеет отношение к иконографии стелы С в Копане, где отражена ось Галактический Центр – Галактический Антицентр. Чичен-Ица, как говорилось в главе 2, интегрировала две космологические традиции в IX в. н.э., а Копан стал отдельным этапом, так как он находится на широте Исапы.
Альянсы в Чичен-Ице.
Мы можем сделать несколько основных выводов об общей программе архитектуры и альянсов в Чичен-Ице. Основное усилие – стремление зашифровать нечто важное – было дополнительно усложнено настойчивым стремлением интегрировать три космических центра, признанных в разное время в мезоамериканской истории. Как мы уже видели, первоначальная полярная традиция уступила дорогу двум более новым традициям, перенятым от центральных мексиканцев, с одной стороны, и майя – с другой. Столетьями позже Чичен-Ица, как место унификации, интегрировало две космологические традиции в Мезоамерике: космологий, имеющих центр в прецессионных альянсах, вовлекающих как Плеяды, так и Галактический Центр. Эти небесные локации эквиваленты полярности Скорпиона–Плеяд, отображенной в южно-американской и мезоамериканской идеях; и, что еще более важно, эта полярность сама отражает ось Галактический Центр – Галактический Антицентр.
Западная и восточная стороны пирамиды Кукулькана находятся в альянсе с заходом солнца на дату прохождения через зенит в мае и восходом в день церемонии Нового Огня в ноябре соответственно; и этот альянс гармонирует с осью Верхнего и Нижнего храмов Ягуаров, чьи настенные росписи и символика отображают центр зенита. Пирамида Кукулькана – ключ к пониманию всей астрономической программы Чичен; всех структур и альянсов, чья цель – интегрировать три космических центра – и их оси – в цельное видение космического альянса, который произойдет в XXI в. по иудео-христианскому календарю.
Поскольку в нем могут находиться Солнце, Луна, планеты и звезды, зенит является «центром» в разных смыслах. Самые важные периодические «оккупанты» зенита – Плеяды и Солнце. И, поскольку Солнце всегда движется по годичному кругу вокруг Зодиака, именно Плеяды имеют более определенную звездную локацию; таким образом, космология зенита могла бы с большим правом быть названа космологией Плеяд. Древнеарабское слово Плеяды имело значение «центр», и, как мы увидим в Старом Мировом космологическом сдвиге от полюсной к солярной ориентации, семь звезд Большой Медведицы были картографированы (или концептуально совмещены) с семью звездами Плеяд. Основное значение данной символики: Плеяды, как и Большая Медведица, являются точкой для определения центра мира, а астрономически также возможна передача Плеядам полномочий (пусть приблизительно) Галактического Антицентра. Очевидно, что другой конец оси упирается в Галактический Центр. Поскольку солнечный альянс с Млечным Путем над двором для игры в мяч является альянсом по оси север-юг; эта ось в Чичен объединяет полярный север с югом Галактического Центра. Хотя Полярная Звезда перемещается в диапазоне около 20 градусов вокруг линии северного горизонта, она прекрасно видима дважды проходящей через южный меридиан; таким образом, снова возникает мотив диалога севера и юга между полярным и галактическим центрами. Хотя оппозиция между Галактическим Центром и регионом северного полюса вполне может быть видимой (как описывалось выше), между Галактическим Центром и Плеядами также существует осевая оппозиция. Чичен интегрирует и измеряет постоянно меняющиеся соотношения между сезонными четвертями Луны и этой галактической осью, а также взаимодействие последней с изначальной полярной осью. К счастью, в Чичен мы имеем более чем просто структуру альянсов: у нас есть еще и символика настенных росписей, которая также подтверждает реконструированную модель Чичен как космологически важной локации. Интеграция Галактического Центра и Галактического Антицентра олицетворяется «пактом» между военачальниками Солнечным Диском и Змеем.
Верхний Храм Ягуаров.
Западный фасад Верхнего Храма Ягуаров (ВХЯ), как и западный фасад пирамиды Кукулькана, ориентирован прямо на закат даты прохождения солнца через зенит 20-25 мая. Наверху выстроен ряд крестообразных щитов. Форма креста, конечно, может иметь глубокое – хотя смутное – отношение к Млечному Пути – кресту эклиптики. На уровень ниже видны две гремучие змеи, расползающиеся от центра фасада. В целом этот «центр» является выражением начала, и змеи, ползущие от центра, символизируют цикл времен и отражают структуру космоса (воспринимаемую майя как имеющую четыре направления). Змей в Чичене повсюду имеет глубокую связь с Плеядами, Солнцем и зенитом. Ведь именно на стене западного фасада ВХЯ, в центре две гремучие змеи смотрят на горизонт, вдоль которого солнце садится в дату прохождения через зенит в Чичен. В период кульминации космологии зенита (XXI в. н.э.), эта дата будет ровно на шесть месяцев отстоять от даты церемонии Нового Огня, которая происходит, когда Плеяды проходят через зенит в полночь. Так же закодирована в рядом стоящей пирамиде Кукулькана первая дата прохождения солнца через зенит, когда Солнце и Плеяды окажутся в конъюнкции во время альянса.
Данная интерпретация базируется на астрономическом факте, что дата полночного прохождения Плеяд через зенит ровно на полгода отстояла от конъюнкции Солнце–Плеяды. Центральный «портал» находится над дверью ВХЯ, которая также обращена лицом на закат по дате прохождения через зенит. Дверь фланкирована по бокам двумя колоннами в виде перевернутых змей. Четыре паватуна-бакаба, или символа года – по всем четырем направлениям – словно «поддерживают» дверь. А это означает, что путь к двери символизирует пятое – центральное — направление. И с верхушки пирамиды Кукулькана (или любой другой пирамиды) портал видится входом на «пятое направление», космический центр, который Линда Шеле расшифровала в надписях как На Хо Канн (Место Пятого Неба). Внутри, за дверным проемом, — огромное количество настенной живописи и алтарный блок, поддерживаемых многочисленными фигурами «атлантов» с поднятыми руками: все изображения повторяют сцены двух аватар, соединенных в «пакте» космического союза. Можно предположить, что настенная живопись на задней стене была освещена солнечным закатом в конце мая, во время прохождения через зенит в Чичен. Изображения посвящены двум аватарам, Военачальнику Солнечный Диск и Военачальнику Змею, которые воплощают две прецессионные космологии, чья кульминация придется на время альянса в XXI в. Это два альянса — Галактического Центра и Галактического Антицентра. Хотя эти наблюдения и полны глубинного и скрытого смысла, они отражают лишь один аспект космологического заявления, сделанного в Чичен-Ице.
Обращенный к западу ВХЯ противоположен восточному фасаду Нижнего Храма Ягуаров (далее НХЯ), расположенного четко внизу. Его открытый дверной проем смотрит на восход по дате церемонии Нового Огня (в XXI в.). Сквозь проем виден трон ягуара. Этот трон имеет сильное сходство с тем, что изображен на статуе Чакмоола в верхней комнате внутри пирамиды Кукулькана. В НХЯ трон ягуара расположен между двух колонн, украшенных резьбой со всех четырех сторон. Изображения отражают четыре стадии творения, при этом одна колонна – мужская, другая — женская. Внутри палаты мы находим комплекс настенной живописи, расположенный в пять уровней (не считая узкой панели в основании).
В центре четвертого и пятого уровней, прямо позади трона ягуара, мы можем видеть Военачальника Змея и Военачальника Солнечный Диск. Отметим также, что Военачальник Солнечный Диск сидит на троне ягуара на пятом уровне. Военачальник Змей сидит (или верхом) на змее, которая также может служить ему троном. Каждый уровень имеет композицию, идущую к середине барельефа, и человеческие фигуры приближаются к центру с обеих сторон в позах примирения или почитания. Трудно предположить, что было изображено в центральных композициях на других уровнях. На третьем уровне сразу под Военачальником Змеем, четко по центру расположены птичьи перья, которые, предположительно, могут символически изображать 7 Попугай, регента центра полюса. Это вполне закономерно как выражение интеграции трех космических центров. На втором уровне мы видим игроков в мяч в процессе игры, а на первом уровне изображены частично разрушенные изображения различных рыб. Вертикальная организация выглядит как временная, от старых космологических систем вверх через более новые – и более прогрессивные – модели, напоминающие доктрину пяти Мировых Веков. Высшая или наиболее поздняя модель изображает Водителя Солнечного Диска, древнего Он Хунахпу / Первого Отца из мифа творения Исапы, солнечного бога, объединенного с Галактическим Центром.
Излишне говорить, что этот пятиярусный вертикальный рассказ обращен лицом к восходу утра церемонии Нового Огня. Глядя с основной позиции на троне ягуара, восточный горизонт восхода виден прямо над Храмом Воинов, где расположены Чакмоол и перевернутые колонны-змеи. На пирамиде Кукулькана только восточный фасад освещается на восходе в этот день, другие же три фасада находятся в тени. В противоположность этому только западный фасад освещается на закате в день прохождения через зенит в мае. В полночь в дату Нового Огня Плеяды могут быть видимы прямо над верхом пирамиды Кукулькана, и, без сомнения, новый огонь горел в этот момент на животе Чакмоола в верхнем помещении пирамиды, расположенном прямо под маленьким храмом.
Ось восхода–заката обсуждалась здесь для подтверждения ориентации ВХЯ и НХЯ, так же как и пирамиды Кукулькана. Как Анхель Вергада проиллюстрировал в книге «Чичен-Ица: феномен астрономического света и теней Великой Пирамиды», угловая ориентация пирамиды Кукулькана находится в альянсе с июньским восходом в день равноденствия и декабрьским закатом в день солнцестояния. В результате, в эти две даты солнце освещало два фасада пирамиды четко на восходе и закате.
Солнцестояния также отражены в ориентации «север-юг» площадки для игры в мяч, которая фактически расположена перпендикулярно оси ВХЯ-НХЯ. Площадка ориентирована по оси Млечного Пути на солнцестояние, на момент постройки в IX в. н.э. На северном конце площадки расположен еще один храм, изукрашенный настенной живописью, которая подтверждает интеграцию «трех космологий», сохраненных в Чичен-Ице.
Северный Храм.
В Северном Храме колонны, представляющие мировое древо, расположены по бокам ориентированного на юг дверного проема; а с площадки для игры в мяч видна линия горизонта прямо над Северным Храмом, с направленностью к северным полярным небесам. (Кое-что еще важное также может быть видимо из дверного проема, однако мы вернемся к этому позднее.) Настенная живопись внутри, как и в Нижнем Храме Ягуаров, организована в пять уровней со значащим действом в центре каждого яруса. Наиболее интересное изображение расположено на нижнем уровне: лежащее божество представлено распростертым с виноградными лозами, растущими из его пупка. Прямо над центром изображения, на втором уровне, виден незанятый трон. Трудно не подумать о божестве индуизма Вишну, чей пуп символизировал универсум. (В главе 12 мы увидим, что пуп Вишну представляет Галактический Центр в ведической астрологии.) Ориентация по сторонам света Северного Храма хорошо видна с площадки для игры в мяч и представляет Северный Небесный Полюс, вокруг которого вращаются все звезды.
Вспомним, что полярный центр противостоит Галактическому Центру и проходит через южный меридиан. Таким образом, южная ориентация дверного проема Северного Храма может на самом деле иметь двойное значение: символика пупа отражает полярный центр, видимый над храмом (с площадки для игры), хотя, в то же время, это также отражает направление Галактического Центра, видимого из дверного проема храма. Многогранность значений изображений Северного Храма подчеркивают настенные росписи внутри него; они могут быть поняты глубже, если задуматься над двойной символикой игры в мяч. Диалектические взаимоотношения существуют между полярным центром и Галактическим Центром, что впервые открывается в альянсах, иконографии и ориентации Исапы, где старшая полярная космология была замещена галактической космологией. Эти две космологии скомбинированы в игре в мяч в Чичен с Млечным Путем и астрономической осью, перпендикулярной дате Нового Огня, объединяющей зенит и Плеяды.
Таким образом, мы имеем триангуляцию между Северным Полюсом, как вершиной, восточно-западной осью, которая ограничивает отношения Галактического Центра – Галактического Антицента, и феноменом Солнце–зенит–Плеяды. Это — повторение космологических рамок, описанных Майклом Ко, где первичные границы ориентации Мезоамерики идентифицировались, как объединение четырех астрономических направлений: Большая Медведица ©, Лебедь (Ю), Плеяды (В) и Скорпион (З). Эта модель в целом подтверждает хорошо известное изображение сакрального древа, сформированного Млечным Путем (ось север–юг) и эклиптикой (восточно-западная ось).
Данная интерпретация символики Чичен-Ицы требует более внимательного изучения для прояснения основ этих идей у майя и в религии, этнографии, ритуалах календаря, иконографии и археоастрономии Центральной Мексики. Я надеюсь, что данная поверхностная презентация обеспечит лучшую картину, чем я смог отразить в «Космогенезе майя: 2012». Дальнейшее развитие древнего знания сформировало понятия оси Галактический Центр — Галактический Антицентр, найденной в Копане.
Стела С Копана: Солнечный Король в месте творения.
Возможно, самые поразительные данные для понимания майянских галактических измерений могут быть обнаружены в Копане, самом южном городе майя. Стела С Копана – хорошо известная статуя 18 Кролик, которую Шеле и Мэтьюз датируют 9.14.0.0.0 (45 декабря 711 г. н.э., в соответствии с поправкой 584285). Это — конец первого катуна, завершившегося вскоре после его восшествия на престол и ритуала посвящения в правители. Но, как замечает Шеле, эта политическая годовщина также совпала с астрономической встречей, случившейся на востоке, к которому и обращена лицом стела С, содержащая юного 18 Кролик. Иконография статуи помогает нам понять, что именно выражено с астрономической точки зрения.
Обращенное лицом к востоку изображение – это юный солнечный король, стоящий в пасти крокодила и держащий стержень в виде двухголовой змеи, символизирующей эклиптику. Он одет в украшенную складками длинную одежду, орнаментированную челюстями и зубами крокодила, что символически означает пребывание в пасти крокодила. Каково же значение этого изображения? Как замечает Дэвид Келли, глиф – поднятый вверх рот лягушки – означает «быть рожденным», и поднятая вверх пасть крокодила, возможно, значит то же самое. Для короля вступление в должность было ритуалом повторного рождения в новой личности; таким образом, лейтмотив «быть рожденным» является основным для стелы С. Мы видим это изображение на многих монументах майя. Например, даже стела 11 из Исапы (ранние майя), отражает эту основную идею (см. главу 18).
Как отмечалось выше, стела С из Копана датирована 5 декабря 711 г. (грегорианский календарь). Шеле замечает в «Коде королей», что 5 декабря 711 г. Венера находилась на Млечном Пути (вечерняя звезда сразу после захода) и это подтверждает иконографию Венеры, отраженную в памятнике. Кроме того, в этот день произошла и другая важная конъюнкция: Солнце находилось в альянсе с темной трещиной Млечного Пути. Это темное пятно возникает как великая волчья пасть возле Стрельца и именуется Шибальба бе (Дорога в Нижний Мир) у современных киче-майя. В качестве портала это астрономическое событие символизировалось дверью, дорогой или ртом (крокодила или змеи). Очевидно, что пасть крокодила, в которой стоит 18 Кролик, вполне могла быть темной трещиной Млечного Пути.
Менее известно, что западная сторона стелы С изображает старого 18 Кролик. Алтарь в виде черепахи, расположенный перед ним, символизирует Орион, чьи яркие звезды очерчивают Ак — зад черепахи. В начале декабря, когда памятник был установлен, произошло знаменательное мистическое событие на оси запад-восток: Солнце, в альянсе с темной трещиной, поднялось на востоке, в то время как Орион садился на западе. Это ось Галактического Центра – Галактического Антицентра, и стела С – Янус призвана была зашифровать эту информацию.
Но что в действительности можем мы заключить по изображениям на восточной стороне стелы С? Мы видим солнечного короля (солнце), держащего стержень–змею (эклиптику), «внутри» пасти крокодила (темная трещина). Стела С изображает солнце внутри темной трещины. Эта интерпретация подтверждается небесной встречей, к которой обращен фасад стелы С: 5 декабря 711 Солнце действительно находилось в альянсе с темной трещиной Млечного Пути. Простое совпадение? В церемониях и символизме майя значение этого изображения связывает повторное рождение солнца с авторитетным ритуалом посвящения правителя. Если древние майя из Копана действительно установили стелу С, чтобы зашифровать данный альянс, тогда нам нужно серьезно рассмотреть концепцию «солнце в темной трещине» и то, как она может быть включена в остальные аспекты космологии майя, вместе с наиболее значимым в астрономии — датой конца.
***
Является астрономическим фактом, что равноденствия и солнцестояния в плоскости галактики Млечного Пути происходят периодически в течение 26000-летнего прецессионного цикла. Такие альянсы, фактически, случаются каждые 6450 лет. Джозеф Кемпбелл заметил, что знание прецессионного цикла обосновывается значимостью числа 25920 в индуизме, нордической и вавилонской доктринах. Фрэнк Уотерс показал, как Природный Круг Пояса Закона в Америке отслеживает расчет прецессии; а работа Гордона Бразерстона «Книга четырех миров» исследует системы космологических чисел в Южной и Центральной Америке с тем же результатом. 26000-летний прецессионный цикл во всех этих традициях понимался как необозримо огромный цикл коллективного духовного созревания человечества.
Но где «корень» этого цикла, как сможем мы идентифицировать его начало и конец? Очевидно, что альянс осей равноденствия с Млечным Путем может обеспечить недвусмысленный «якорь» для прецессионного цикла. Мог ли этот «якорь» быть известен всем культурам, которые были знакомы с явлением прецессии? Это очевидно для майя: в их древней календарной космологии приближающийся солнцестояще–галактический альянс рассматривается как критичная метафизически важная встреча для коллективной трансформации человечества, и данное положение занимает центральное место майянской эсхатологической доктрины.
Если мы примем, что древние космологии майя определяли свою дату конца 2012 как цель редкого альянса солнца в момент солнцестояния с галактикой, неизбежно возникает вопрос: как быть с остальными астрономически утонченными цивилизациями, например, с древним Египтом, Персией и ведической Индией? Если мы найдем данные об альянсе у этих цивилизаций, майя окажутся просто более поздними последователями очень древней космологической науки.
Наш курс — найти существование Галактической Космологии в других цивилизациях. Были у них знания о галактике? Конечно. Знали они о явлении прецессии? Держу пари, да. Рассматривали ли они, так же, как и майя, Галактический Центр как важного игрока в вопросах происхождения человека и его будущей трансформации? И полагали ли, что периодические альянсы с Галактическим Центром приводят к крушению мира? Если правда, что наиболее древние цивилизации обладали этим знанием, должны быть найдены хоть какие-то осколки и «пережитки» этих знаний. Например, как насчет ренессансной гравюры на дереве, которая помещает Скорпиона (чье жало указывает на Галактический Центр) в центр небесной сферы?
Эта иллюстрация из работы Якоба Бёме несомненно дразнит нас ложными надеждами и намеками. Что это: единичный случай, или, может быть, один фрагмент в океане связанных между собой осколков данных? Радует, что и другие независимые исследователи были настроены на поиски ответа на этот глубокий вопрос; посему и произошла переоценка столь долго пренебрегаемых и недооцененных академическими исследователями данных, в свете новых перспектив получивших наконец поддержку. Начиная с культур и эзотерических традиций Европы, мы могли бы проследить это знание: от фрагментированных новых практик — геомантии и сакральной топографии, назад во времени, — чтобы обнаружить их корни в глубокой мудрости древних египетских и ведических астрономов. На нашем пути мы встретимся с неожиданными идеями, которые в дальнейшем, сделав круг, вернут нас назад к майя и нынешним неуравновешенным временам.
Похожие статьи:
Обзоры → ВОРОН Эдгара Аллана По
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 4.
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 2.
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Глава 5.
Статьи → Джон Майор Дженкинс "Галактический альянс: трансформация сознания в традициях майя, Египта и Вед". Введение. Глава 1.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |