Размашистые социальные эксперименты – изюминка двадцатого столетия. Как правило, приводящая к миллионам невинных жертв и краху обезумевших империй. Попытка насильно и в кратчайшие сроки изменить природу человека в масштабе целых наций заведомо обречена на провал.
В романе Стругацких героям неизвестно ни кто ставит Эксперимент, ни цели этой эпичной затеи. Люди просто предоставлены себе и вынуждены копошиться на ограниченной, практически одномерной территории - узкой полоске земли между стеной и обрывом, длящейся в обе стороны бесконечной прямой. Город, вернее Град, с одной стороны упирается в непроходимые болота, с другой – превращается в руины и пустоши.
Выживание сопряжено с серьезными испытаниями: социальной неустроенностью (принудительная смена профессий), нашествиями диких животных, мистическими явлениями (меняющее свою дислокацию загадочное Здание), политической нестабильностью (бунты, перевороты) и т.п.
В этих жутких условиях герои пытаются решать глобальные экзистенциальные вопросы, ища в сути эксперимента смысл своих жизней. Со временем становится понятно, что необходимо идти до конца – в прямом смысле двигаться вдоль единственной прямой, через руины, пустыни, испытания и препятствия, насколько хватает сил.
Каждый персонаж решает онтологический вопрос по-своему, соответственно их судьбы дробятся, дороги расходятся, кто-то гибнет, кто-то продолжает путь.
Вызывает серьезное удивление, что симпатии авторов (по их собственному признанию) оказываются на стороне главного героя, простого советского парня Андрея, и сержанта вермахта Фрица Гейгера, которые со всей очевидностью символизируют как раз те два страшных режима, что устроили бесчеловечные эксперименты: советский и нацистский.
Персонажи жестокие, не рассуждающие, бескомпромиссные, интеллектуально неразвитые, способные на чрезмерное насилие, к тому же ещё и оголтелые сексисты (Воронин всех знакомых женщин считает шлюхами, что не мешает ему их пользовать). Как такие герои могли быть приятны гуманнейшим братьям Стругацким – ума не приложу!
Мои же симпатии всегда были на стороне совсем других людей, измолотых Экспериментом:
Китаец Ван - воплощенное дзен-умиротворение, терпимость, смирение, сострадание и самоотречение;
Японец Кэнси – нравственная чистота, отвага, идеализм, способность на самопожертвование;
И, конечно же, «-Национальность? – Да!», Изя Кацман – настоящий главный герой романа, интеллектуал, острослов, рефлектирующий интеллигент, в тяжелейших условиях проявляющий невероятную волю и выносливость, философ, ценитель искусства и всего культурного наследия человечества. Он единственный, кто идет до конца, но при этом остается человеком.
Похожие статьи:
Рассказы → Радиомаяк
Статьи → Феодализм не коммунизм, но пальчики-то те же?
Рецензии → Рецензия на рассказ "Пугало"
Статьи → ПНВС: Представим наукой волшебную сказку
Статьи → Наставники и путь человечества