Рассказ «Пугало» заявлен как мистический. Да, это действительно мистика. Я бы даже сказала: мистика, густо замешанная на любви. Практически в прямом смысле слова. И тесто для блинов, затеянное хозяйкой, там не кончается… Но всё по порядку.
Ехали из санатория чиновники среднего звена. Обыденное начало. Такое начало наводит на размышления. Уж наверное, неспроста это! И верно. Ближе к ночи ломаются рессоры, и автобус встаёт возле деревни, где, будто бы случайно, живёт один из пассажиров, механик Олег. Он ведёт двоих попутчиков с собой, и пристраивает на ночлег к своей знакомой Зинаиде.
Надо сказать, что в манере изложения автора рассказа есть досадный недостаток. Автор не силён в описании обстановки в целом, и конкретной ситуации в частности. Постоянно приходится вникать в контекст, чтобы понять, что конкретно имелось в виду. А также ощущения какого героя на данный момент нам пытаются передать. Немного рваный, почти «телеграфный» стиль изложения тоже не способствует пониманию. Хотя подобный стиль имеет свой шарм, если его как следует отточить.
«Торфяная гарь улеглась. От луны потянуло прохладой. Лезвием бритвы вспыхнул конёк на соседнем доме, ослепительной чернотой напитался огород. Теперь ничего не царапало глаз, не пугало человекоподобием. Хлопнула дверь. Хозяйка негромко, по-свойски, поздоровалась. Минутная тишина — такая, когда долго стоят, обнявшись.
— У кастрюли ручка отвалилась. Замок в двери на соплях. На базар иду, прошу соседку присмотреть.» Например, эту сцену мне пришлось перечитать, чтобы понять, о чём идёт речь, и кто с кем разговаривает. Только что нам рассказывали о Гале с Лёшей, которые нырнули вдвоём под одеяло, и вдруг – хозяйка. Такое впечатление, что хозяйка вошла в комнату к этим двоим, и по-свойски поздоровалась со сладкой парочкой на кровати.
И таких скачков в тексте немало.
Но эти недостатки вполне искупаются эмоциональностью изложения и ощущением мистического ужаса, которое рассказ производит на читателя. Сцена, где Галина видит ожившее пугало на кухне у хозяйки, действительно страшная. И сцена, когда Галя, вернувшись в комнату к своему мужчине, боится откинуть одеяло, и взглянуть Лёше в лицо, тоже реально пугает.
«— И вы работали в Звёздном?
— По закрытой теме — регенерация живой ткани. Изучали клетки в разных лучах. Оказалось проще. Есть любовь — можно всё. Только и за чудеса надо платить. Последнее время Лёша ненадолго оставался — дня три, и нет его. Нельзя наколдовать счастье. Ты со своим, видно, тоже не в ладах.»
Некая научная основа, которую автор пытается придать рассказу, конечно же, не выдерживает критики. Но это, собственно, и не главное. Главное в рассказе – любовь. И умение вовремя отпустить любимого человека.
Да и сама поломка автобуса, как нам было сказано вначале устами механика Олега, была подстроена судьбой для того, чтобы научить двоих людей лучше понимать друг друга. И судьбе это удалось.
«Немного пройдя, Галя обернулась и прошептала:
— Как же я ненавижу… Ненавижу блины!»
Хотя последняя фраза героини кажется слабоватой для финала, и вызывает сомнения, рассказ вполне достойный. Так что можно только пожелать автору поработать над стилем, и всё у него получится!
Похожие статьи:
Рецензии → Рецензия на рассказ Ермаковой М. "Барбосса Капитана"
Рецензии → "Грибник" П. Виноградова - юмористический отзыв
Рецензии → Рецензия на рассказ Г. Неделько "Бумеранг-3000"
Рецензии → Рецензия на сборник А. Бачило "Проклятье диавардов"
Рассказы → Место на кладбище