Короткий рассказ таит в себе ловушку для автора. «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям — просторно» — сказал поэт. Нелегко уместить в небольшой объём всё, что хочется, если только автор не расположен по своей природе к коротким формам.
Могу сказать сразу, что здесь автору удалось сказать многое (а возможно, даже больше, чем он сам хотел), не потеряв нить повествования и не скомкав сюжет.
Итак, перед нами короткий рассказ. Фантастический элемент здесь прочно впаян в ткань повествования, и, если убрать его (что лучше не делать), получится некая история о борьбе лесника с вредителями. Это могут быть кто угодно: браконьеры, рубщики леса, злостные разжигатели костров, неправедные чиновники, суть практически не изменится. Словом, история имеет под собой некую жизненную основу, но! Фантастический антураж здесь настолько ярко выражен, что по-иному рассказ и не хочется воспринимать.
Сюжет довольно прост, но большего и не требуется. Первые же фразы должны вызвать интерес у читателя, который (интерес) затем поддерживается автором. Напряжение непрерывно нарастает, вплоть до финала, о котором я скажу чуть позже.
Удачен стиль, выбранный для повествования. Ведь, напиши автор трагедию, при непрерывно возрастающем напряжении в сюжете впечатление от рассказа у читателя останется довольно тягостное.
Здесь же атмосфера юмористического (а то и сатирического) абсурда, присущая, например, некоторым произведениям Станислава Лема, не даёт читателю заскучать или впасть в уныние. Использование псевдо-слов, характерное ещё для создателя «Приключений Алисы в Стране чудес» Льюиса Керролла, весьма оживляет текст. Хотя, надо отметить, вряд ли чопорный англичанин стал бы использовать слово «хреновина» и тому подобные перлы отечественного языка. Здесь же использование, скажем так, приземлённой лексики, хотя и несколько «снижает» стиль, делает текст более понятным широкому кругу читателей. Манера повествования от первого лица только усиливает эффект доверительности. Под маской неведомого существа читатель видит «своего в доску» парня, сурового мужика-профессионала, любящего свою работу и не любящего, когда дело всей его жизни хотят пустить по ветру какие-то залётные халявщики и вредители.
Так что тут не просто развлекательное чтение, а пример социальной фантастики, исполненной в юмористическом, даже сатирическом ключе. Во всяком случае, текст получился довольно многоплановым, вызывающим у читателя размышления, хотя возможно, повторюсь, автор этого изначально и не хотел.
Удачно подобраны псевдо-слова для антуража. Например, дурнодуи, хотя и вызывают некоторые ассоциации с дурностаями Т. Пратчетта, производят благоприятный эффект. Особенно в сочетании со своими тестикулами, которые у дурнодуев такого размера, что просто нельзя за них не ухватиться.
Или, скажем, лениво ползающие по земле бульдики, которым до неживой природы рукой подать, тоже удачно вписываются в текст. Словом, без всех этих «изюминок» рассказ был бы гораздо беднее.
Тем не менее, нельзя сказать, что текст логически безупречен. Отмечу некоторые места, которые «укололи» глаз.
Эпизод с первой встречей лесника и человека вызывает вопрос: а так ли случайно падение ракеты в заповедник? Ведь если люди неожиданно для себя открыли возможности лесника (а может быть, и само его существование), как объяснить, что человек сразу понял действия неведомого существа по починке летательного аппарата? Ведь не мог же обычный человек, пусть даже опытный пилот, сходу понять, что на что способен, и что сделал лесник с его ракетой? Но человек необычно спокоен, и внезапно заработавшую «хреновину» определил одним вопросом: «Выпроваживаешь?» Даже не удивился…
Ещё момент. Дурнодуи, которых лесник хватает сами знаете за что, и запихивает… куда? «Ткань» мироздания не та вещь, которую можно приоткрыть. Её, скорее, приподнимают, отодвигают или, скажем, отдёргивают. Или в ней непосредственно существуют. А может быть, лесник открывал дверь в другое измерение? Короче говоря, этот момент стоило бы прояснить, и найти более подходящие слова для происходящего.
Ну, и напоследок, почему лесник, настолько умелый во всём, что касается пространства-времени и прочих энергетических нитей, не смог найти лучшего варианта для выхода из сложившейся – весьма неприятной — ситуации? Ведь очевидно, что это далеко не конец, и люди, эти настырные существа (мы-то знаем!) не оставят лесника в покое.
Но – и это большой плюс для рассказа – на подобных вопросах не хочется заострять внимание. В сравнении с общим впечатлением от текста они не кажутся существенными.
Здесь мы подошли к обещанному финалу. Он кажется завершённым, хотя и оставляет нотку неопределённости. Кто знает, чем, в конце концов, закончится дело для лесника и его заповедника? Ведь, как сказал главный герой, когда лес «нервничает, то становится опасен. Причем не только мне. И не только себе. Он способен порождать таких чудовищ, по сравнению с которыми даже циркуляросфинктр показался бы безобидным пушистым котенком...»
Похожие статьи:
Рассказы → Унисол XXI века
Рассказы → Сеть. Часть 2.
Рассказы → Сеть. Часть 3.
Рассказы → Барбосса Капитана
Рассказы → Они слышали это!