Обзор обложек НФ-журналов и книг, сделанных малоизвестными, но оттого не менее интересными художниками, преимущественно середины ХХ века.
Оригиналы находятся здесь, здесь и здесь
Часть первая. Время визуализации
(На заставке: Хуберт Роджерс. Обложка для журнала «Поразительная научная фантастика» (январь 1951 г.)
На волшебном рисунке Роджерса «Победа» представители человечества движутся вверх, но кажется, что это происходит помимо их желания, словно что-то тянет людей в неведомое будущее, к неизвестным целям. Обложка журнала в скрытой форме отражает идею Дэвида Юма об историческом времени, которое неуклонно движется по пути совершенствования, понимаемого как нечто, что может быть измерено и записано в историком (кем-то, изучающим историю). Подобный историографический подход давно признан устаревшим (хотя время от времени всплывает в работах моих студентов старших курсов). В немалой степени пересмотру ценностей способствовали переосмысление понятия прогресса на Западе, отмена все, что было достигнуто неевропейскими странами и т.д.
Я выбрал самые разные обложки журналов и книг, посвященные визуализации времени. Некоторые могут показаться очевидными: коллажи по мотивам прошлых веков; часы обычные, солнечные и песочные. Другие, в том числе уже упоминавшаяся мастерская иллюстрация Роджерса, более сложны для понимания. На обложке неизвестного художника к роману Timeliner (1955) Чарльза Эрика Мейна изображены пересекающиеся линии времени, соединяющиеся в атоме; и движущийся сквозь них нечеткий человеческий силуэт. Как и на рисунке Роджерса, временные линии направлены к определенной точке, но в данном случае представление о времени существенно отличается от упрощенного линейного движения – прошлое, настоящее, будущее.
На многих обложках отражен процесс физического перемещения во времени. Ученый поворачивает диск, перенося с помощью него женщину в другой век – рисунок Стивена Лоуренса для журнала «Супернаучные рассказы» (январь 1951 г.). Люди прыгают сквозь часы – иллюстрация Изадора Зельцера к «Лжи о великой машине времени» (1963).
Я заметил, что даже в том немалом количестве научно-фантастических романах о путешествиях во времени, которые я просмотрел, художники редко визуализируют сам процесс перемещения. Например, Келли Фрис в нарисованной ею обложке полностью проигнорировала многогранную, оригинальную, своеобразную теорию путешествий во времени, представленную в романе Баррингтона Дж. Бэйли «Падение Хронополиса» (1974). Это – никоим образом не критика, но мне бы хотелось увидеть в работе попытку визуализировать нечто потрясающее – было бы желание.
Неизвестный художник. Timeliner (1955) Чарльза Эрика Мейна. Издание 1956 г.
Оскар Лейбман. «Коридоры времени» (1965) Пола Андерсена. Издание 1966 г.
Грей Морро. «Замечательные рассказы». Май 1965 г.
Эдд Картер. «Мастера времени» (журнальный вариант 1942 г.) А.Е. ван Вогта. Издание 1950 г.
Джеральд Куинн. «Новые миры научной фантастики». Сентябрь 1955 г.
Ларри Кресек. «Мастера времени» (1953 г.) Уильсона Такера. Издание 1971 г.
Неизвестный художник. «Время перемен» (1966 г.) Дж. Т. Макинтоша. Издание 1969 г.
Неизвестный художник. «Время перемен» (1966 г.) Дж. Т. Макнтоша. Издание 1967 г.
Морт Энгл. «Мир времени» (1968 г.) Брайана Н. Болла. Издание 1970 г.
Стивен Лоуренс. «Супернаучные рассказы». Январь 1951 г.
Изадор Зельцер. «Ложь о великой машине времени» (1963 г.) Кита Лаумера. Издание 1964 г.
Неизвестный художник. «Ложь о великой машине времени» (1963 г.) Кита Лаумера. Издание 1965 г.
Неизвестный художник. «Ложь о великой машине времени» (1963 г.) Кита Лаумера. Издание 1974 г.
Г.Р. Ван Донген. Z-Sting (1978) Яна Уоллеса. Издание 1978 г.
Роберт Свэнсон. «Если». Октябрь 1954 г.
Неизвестный художник. «Время –это самая простая вещь» (1961) Клиффорда Д. Саймака. Издание 1960-х (?) гг.
Алан Олдридж. «Время и опять» (журнальный вариант 1959 г.) Клиффорда Д. Саймака. Издание 1967 г.
Неизвестный художник. «Конец вечности» (1955) Исаака Азимова. Издание 1965 г.
Часть вторая. Ностальгия: пластмассовые игрушечные космонавты
Неизвестный художник. «Когда встречаются два мира» (1970) Роберта Мура Уильямса. Издание 1970 г.
Какое-то время назад я опубликовал пост «Модели, куклы и манекены на обложках». Тогда я почти ничего не знал о том, что Curtis Books (очень маленькое издательство, публикующее малоизвестных авторов) и Born (датский издатель) используют для обложек композиционные решения, обрабатывают фотографии, создают коллажи, на которых пластмассовые игрушечные космонавты «вписываются» в пейзажи далеких планет. Кроме того, некоторые крупные издательства (журналы) - Four Square Science Fiction и Analog Science Fiction Science Fact – тоже разрабатывали эту тему.
Мне лично эти обложки кажутся очаровательными и милыми (примерно также я воспринимаю малобюджетные научно-фантастические фильмы 50-х гг.), хотя, конечно, их не отнесешь к художественным шедеврам. Эти коллажи эволюционировали из детских игр: возможно, фигурки сначала размещали на газонах, в песочницах или на траве.
Честно говоря, мне бы очень хотелось знать, кто именно создавал обложки книг для Кёртиса?
Моя самая любимая – обложка неизвестного художника для «Всех ловушек Земли» (1962) Клиффорда Саймака (издание 1968 г.) – с чуждым и враждебным пейзажем.
Неизвестный художник. «Убийство на Луне» (1966) Уильяма Ф. Темпла. Издание 1967 г.
Неизвестный художник. The Cruachan and the Killane (1970) Кристабель. Издание 1970 г.
Неизвестный художник. «Под иным солнцем» (1971) Тома Годвина. Издание 1971 г.
Неизвестный художник. «Все ловушки Земли» (1962) Клиффорда Д. Саймака. Издание 1968 г.
Алекс Джагтенберг. «Я пришел из Карфагена» (вариант названия «Восемь против Утопии», 1966) Дугласа Р. Мэсона. Издание 1970 г.
Студия Lemaire. «Безумная планета» (1968) Джона Браннера. Издание 1971 г.
Алекс Джагтенберг. «Гигантские киты Измаила» (1971) Филипа Хосе Фармера. Издание 1972 г.
Неизвестный художник. FROOMB! (1964) Джона Лимингтона. Издание 1967 г.
Студия Lemaire. «Мир без звезд» (1966) Пола Андерсона. Издание 1971 г., Дания.
Алекс Джагтенберг. «Фурии» (1965) Кита Робертса. Издание 1970 г.
Неизвестный художник. «Вон из моего мира» (1971) Эндо Биндера. Издание 1971 г.
Неизвестный художник. «Залить насос» (1971) А. Бертрама Чендлера. Издание 1971 г.
Часть третья. Обложки 60-х гг. Эмануэля Шонгата
«Вся плоть – трава» (1965) Клиффорда Д. Саймака. Издание 1965 г.
Сегодня, 19 мая, день рождения Эмануэля Шонгата (родился в 1936 г.), к сожалению, малоизвестного художника, работавшего в жанре научной фантастики. В обложках, сделанные Шонгатом в 60-х гг., гармонично сочетается простота форм, сюрреалистические танцы и оптические трюки…
В 2012 году я составил список пятнадцати самых любимых нф-обложек. Я, безусловно, предполагал, что этот список будет со временем меняться, в моем личном топе навсегда останется иллюстрация Шонгата к «Стражам Тьмы» (1966) Ллойда Биггла Мл.
Некоторые рисунки столь же хороши, как иллюстрация к «Стражам Тьмы», до сих пор производят сильное впечатление и навсегда остаются в памяти и душе! Например, обложка для издания 1965 г. «Вся плоть – трава» Клиффорда Д. Саймака передает ощущение реальности необъяснимых трансформаций, представляя читателю мир одинаковых цветов, погруженных в туманную дымку. Приятно осознавать, что издательство Doubleday, оставаясь в стороне от большинства популярных течений в научно-фантастическом искусстве того периода, предоставляло пространство для творчества таких малоизвестных сюрреалистов, как Манго Херр, Эмануэль Шонгат и Лоуренс Рацкин.
FROOMB! (1964) Джона Лимингтона. Издание 1966 г.
«Стражи Тьмы» (1066) Ллойда Биггля Мл. Издание 1966 г.
«Планета бежит» (1967) Кита Лаумера и Гордона Р. Диксона. Издание 1967 г.
«Искусственный человек» (1965) Л.П. Девиса. Издание 1967 г.
«Ночные пауки» (1967) Джона Лимингтона. Издание 1967 г.
«Зыбучие пески» (1967) Джона Браннера. Издание 1967 г.
«Размер А» (1968) Л.П. Дэвиса. Издание 1968 г.
«Ретиф и Лорды войны» (1968) Кита Лаумера. Издание 1968 г.
«Комнаты внизу и другие умозрительные истории» (1968) Кейт Уилхельм. Издание 1968 г.
«Все еще слабый голос труб» (1968) Ллойд Биггль Мл. Издание 1968 г.
«Сумеречная любовь» (1967) Л.П. Дэвис. Издание 1968 г.
«Через биллион лет» (1969) Роберт Сильверберг. Издание 1969 г.
«Ретиф: космический посланник» (1969) Кит Лаумер. Издание 1969 г.
«7 завоеваний: научно-фантастические приключения» (1969) Пол Андерсон. Издание 1969 г.
Похожие статьи:
Рецензии → Обзор №2/2015 журнала "Полдень"
Рецензии → Люди, которые играют в игры
Обзоры → Еженедельный обзор фантастического арта. Выпуск 2.
Рецензии → Кровь, честь и секс на фоне шотландских пейзажей
Рецензии → О романе Дэна Симмонса "Темная игра смерти"