Лет пятнадцать назад моя подруга, только что закончившая «Имя розы» и решившая не останавливаться на достигнутом, взяла у меня «на почитать» «Маятник Фуко». Процесс знакомства с романом происходил следующим образом: по дороге на работу и с работы подруга читала пару глав, а вечером, за чашкой кофе, открывала книгу на нужных страницах и заявляла «А теперь ты мне всё будешь объяснять!».
Считаю свои долгом отметить, что подруга не относилась к категории гламурных кисо, а была человеком очень образованным, много- и разночитающим, и обремененным солидным культурным багажом. Одно маленькое «но»: оба ее высших образования относились к сфере юриспруденции.
А полученного «по жизни» культурного контекста для понимания нюансов и тонкостей текста подруге явно не хватало. И приходилось обращаться за разъяснениями и консультациями ко мне — человеку, у которого хотя бы одно из двух высших — профильное.
Это я к чему? А к тому, что читатель «Маятника Фуко», не имеющий «прокачанных скиллов» в истории – как классической, так и истории религий; мифологиях; еретических и заблужденческих концепциях (от самых серьезных до попросту смешных и не убедительных); — или сломается на первых же главах, или ограничится внешней сюжетной линией, пройдя мимо тайных ходов, секретных дверей, волшебных тайников, которыми изобилует лабиринт, построенный Умберто Эко.
Кстати, сюжет – он же фасад лабиринта, — не прост, а очень прост. Трое друзей-редакторов работают в почтенном издательстве, встречаются и расстаются с женщинами, вычитывают занудные или интересные книги, ездят в командировки, а свободными вечерами – буде такие выдаются — выпивают в баре. Где предаются невинной интеллектуальной игре: переписывают историю мира, собирая из кусочков мистических, эзотерических, около-бредовых книг, летописей, музейных экспонатов, памятников культуры и архитектуры концепцию Величайшей и Ужасающей Тайны, способной подарить власть над миром тому, кто ею владеет.
А почему бы и нет?! Хорошая игра. Ничем не хуже других хобби. К тому же, наличие большого количества кусочков паззла (читай: прочитанных книг, посещенных музеев и т.д.) позволяет собрать очень даже оригинальную и интересную картинку.
Вот с этого-то момента и начинаются сложности. Для читателя, разумеется. Потому что Эко терпеть не может снисходить, объяснять и разжевывать. И, возможно, автор прав: взялся читать – терпи, пробиваясь через дебри скрытых и явных цитат; завалы отсылок и намеков; проползая через траншеи под обрушивающимися на тебя фолиантами, теориями и гипотезами.
И не надо в краткую минуту затишья возмущенно вопить: «Я не виноват! Я не хотел! Это он меня заставил!»
Да, заставил! Но ведь ты согласился? И продолжаешь играть в ту игру, в которой изначально не собирался участвовать. Так что, как говорит в таких случаях почтенный профессор Умберто: «Теперь ты мой!»
Полагаю, что все коды от потайных дверей и секретных лазеек лабиринта знает только сам автор. Потому что, как бы ни трудились литературоведы, историки и просто образованные поклонники творчества мастера над созданием энциклопедий по «Маятнику», — создать полную не удалось еще никому. Заявляю со всей ответственностью, потому что в моей личной коллекции их аж одиннадцать штук – из более чем двадцати, выпущенных на начало 2014-го года.
— О! – воскликнет догадливый читатель (на сей раз, мой). – Так этот роман – игрушка для гуманитариев-интеллектуалов! И главный цимес заключается именно в собирании того же паззла, который создали главные герои.
А вот и нет, уважаемый (-ая)! Эко всегда играет с нами. Причем не в ту игру, которую мы принимаем. Дочитывая роман, вы понимаете, что игра, на самом-то деле, была другой. И дошло это до вас только тогда, когда вы перевернули последнюю страницу.
По крайней мере, именно так произошло со мной. Долгими вечерами я с удовольствием копалась в старых лекциях, освежая в памяти забытые фрагменты историй разных народов; приветствовала знакомые концепции и теории; лазила по энциклопедиям, если что-то не могла опознать (а я – существо упрямое, так что «рыла» до самого дна).
И только перейдя к последней части, я начала понимать, что меня обманули: красиво, элегантно – так, как умеет обманывать только Эко. «Маятник Фуко» — не повествование о жизни и быте итальянских интеллигентов в тяжелый и неоднозначный период истории; не рассказ о преуспевающем издательстве, созданном безграмотным человеком, не обладающим даже минимальным культурным багажом, зато превосходно знающим требования рынка; и даже не многогранный, сверкающий, изысканный магический кристалл для поклонников интеллектуальных игр.
Это вообще не игра. Потому что, дойдя до последних глав, читатель понимает страшную (действительно, страшную) истину. Какое бы невинное хобби ты себе не выбрал, какой бы детской забавой оно тебе не казалось, всегда найдется тот, кто воспримет всерьез твою игру. И пожелает завладеть ею. Вот только для него – другого – это будет не развлечение, а Великая и Ужасная Тайна, дающая власть над миром. И ты не сможешь объяснить, «что твой секрет пуст» ©, ибо тебе не поверят.
Перевернув последнюю страницу «Маятника Фуко», я подумала, что, на самом деле, эта книга о фашизме. Вечном, проявляющемся в разных обличьях, носящем разные маски. Но всегда и везде остающимся фашизмом.
Как оказалось, именно эту мысль сам Эко и считал главной в романе. О чем и сказал в интервью, опубликованном в газете «Эспрессо».
Я могла бы гордиться тем, что разгадала еще одну загадку столь интеллектуального и многознающего автора. Но гордиться здесь нечем. Потому что и «секрета никакого нет. И мы его не знаем» ©.
Необходимый постскриптум
Безумные создатели «величайших теорий всего» и открыватели «всемирнейших» заговоров в «Маятнике Фуко» именуются «одержимцами» (в оригинале: diabolici). Умберто Эко на примере подобных «бесноватых» пытался показать, как опасны люди – не полностью безграмотные, а недоучки, не способные отличить строгую теорию от безумных домыслов. Зато прекрасно знающие, как разработать стратегию завоевания мира, не обременяя себя такими «ненужностями», как элементарная логика, знания и гуманизм.
Примечательно, что после выхода романа самоназвание «одержимцы» приняли не только безобидные оккультисты – «наследники» средневековых сект и рыцарских орденов, но и неофашисты – то есть те, о ком и пытался предупредить нас Эко.
Они узнали себя. Они горды своим именем. И это уже не игра.
Не необходимый постскриптум
«Дэн Браун – одно из моих созданий, персонаж, описанный в «Маятнике Фуко».
У. Эко, из интервью, опубликованного в New York Times.
Похожие статьи:
Рецензии → Отзыв на роман Умберто Эко "Нулевой номер"
Рецензии → Обзор №2/2015 журнала "Полдень"
Рецензии → О романе Дэна Симмонса "Темная игра смерти"
Рецензии → Лабиринты смыслов
Рецензии → Кровь, честь и секс на фоне шотландских пейзажей