Представьте себе: берег моря, ранний вечер. Вы неторопливо прогуливаетесь и вдруг видите на кромке прибоя замок из песка. Башенки, канальчики, крепостная стена с зубцами... Признайтесь в глубине души, Вам хочется пристроить еще одну башенку? Украсить крепостную стену ракушками и сделать в ней бойницы? Сделать дорогу из замка с мостиком через ручеек? Тогда фанфики - это для Вас.
Мы любим читать фанфики. Интересно вернуться в знакомый мир и увидеть чужое понимание темы и героев. И про себя можно подумать - а у меня получилось бы лучше, и вообще бред, не может герой так поступить. Что греет самолюбие, потому как про оригинал, с которого написан фанфик, так не подумаешь. Разумеется, если не страдаешь манией величия в комплексе с пониженной критичностью мышления. Или восхититься блестящим развитие темы и самокритично подумать - а мне бы такой поворот и в голову не пришел.
Мы любим писать фанфики. Приятно порезвиться в знакомом мире и додумать/дописать за автора то, что он не захотел или не успел. Или потащить действие в противоположном от авторского хода мысли направлении, посмеяться над героями или - о, ужас! - похоронить или, наоборот, тайно обвенчать кого-нибудь из них.
Кто-то фанфики принципиально не читает, брезгливо заявляя: "Фу, любительщина, к тому же вторичная". Кто-то читает их открыто и с удовольствием, а кто-то предается этому "пороку" тайно и никогда в столь неподобающем занятии не признается.
Кто-то тайно пишет лишь для себя, воспринимая фанфики как творческую и логическую игру. Кто-то немедленно обнародует свои творения, при этом утверждая, что получившееся производное лучше оргигинала, или что это - новое прочтение. Иногда то же самое утверждают читатели и критики.
Давно пыталась разобраться в этом клубке противоречий (и в собственном противоречивом отношении к жанру), смеси из блестящих, посредственных, просто никаких и отвратильных творческих опытов. Хотелось понять, нужен ли этот жанр "городу и миру" и мне лично. Но очередной фанфик благополучно забывался и желание разораться пропадало. А тут подоспел конкурс очередной конкурс фанфиков, и до дрожи в пальцах захотелось изобразить нечто эндакое, так сказать "углубить и расширить" какой-нибудь из любимых миров или придумать, например, а куда же делась противная тетя Гериэтта.
Так что придется разбираться - хотя бы для того, чтобы понять, где границы жанра, где заканчивается фанфик и начинается что-то совсем другое.
Поэтому начину с самого понятного и практически неоспоримого - с юридической сущности жанра. Практически во всех правовых системах распространение фанфиков считается нарушением авторских прав создателя оригинала. С точки зрения закона фанфик не является ни объектом авторского права, ни самостоятельным произведением, и не подлежит распространению. То есть нужно чётко понимать, что ты пристраиваешь башенку к чужому песочному замку и в любой момент можнт появиться сам строитель и выразить свое недовольство доступными ему методами - толкнуть, снести башенку, заплакать, закричать "Папа, папа, тут какой-то мальчишка мой замок портит" - вариантов масса.
Разумеется, есть и исключения. Например, башенка очень понравилась, и хозяин радостно согласился ее оставить. Или сам позвал тебя поучаствовать в строительстве: "Давай, ты будешь деревья сажатьь вот из тех веточек и еще реку нужно докопать вон до того камня". Тогда да, можно почувствовать себя признанным и званным, а свое творение - высоко и публично оцененным. Первый литературный пример современного периода, который приходит в голову - классические фанфики в сборниках "Время учеников" по мотивам произведений Стругацких, отобранные и одобренные самими мэтрами. Хотя и уровень этих рассказов и официальное признание создателей оригинальных миров превратили фанфики в полноценные литературные произведения - с той оговоркой, что существовать они могут только в заданном пространстве и не воспринимаются отдельно от оригинала.
С той же оговоркой можно с удовольствием читать фанфики, размещаемые в своих разделах авторами различных литературных спйтов. Если не читал оригинал - фанфик читать и бессмысленно, и неинтересно, почти всегда возникает вопрос: "А это о чем?"
Немного особняком стоят "миры", отрываемые писателями для последователей, такие, например, как миры Андрея Круза - весьма успешный коммерческий проект с самостоятельными произведениями, хотя чистыми фанфиками их считать нельзя.
И здесь возникает другой вопрос - какие произведения пригодны для "фанфикизации", а какие нет? Не думаю, что человек в здравом рассудке попытается написать фанфик по мотивам "Божественной комедии", "Войны и мира", "Ста лет одиночества" и прочих из того же ряда. Если продолжать аналогию с песчанными замками - это будет напоминать попытку пристроить что-то своё к песочной скульптуре, созданной мастерами для конкурса или фестиваля: глупо и небезопасно. Как ни обидно признавать, наиболее фанфико-пригодны вещи крепкого среднего уровня и большого объема, желательно - в 2-3-10 книгах, что даёт достаточно подробно прописанный мир, в котором можно свободно оперировать, и достаточное количество персонажей (в том числе второстепенных и проходных), которые могут стать ГГ фанфика.
Видов и подвидов фанфиков в различных классификаторах (преимущественно англоязычных) насчитывается множество. Не очень понятно, почему их так много - разве что для того, чтобы правильно классифицировать творение и перед названием дать подробную характеристику, например R/AU/OC/RPC/Mary Sue - посмотрел расшифровку и сразу понятно, что это лучше не читать.
Так что после всех исследований и размышлений можно сформулировать несколько правил, следуя которым читать фанфики будет интересно, а писать - приятно.
При выборе фанфиков для чтения лучше ограничиться произведениями, в той или иной форме одобренными авторами оригинального текста. При меньшей разборчивости есть риск утонуть в море самодеятельных поделок и разочароваться в жанре.
При написании же оных главное - всегда помнить, что это - чужой песочный замок, его придумал и построил другой и человек, и вы здесь пристраиваете свои башенки и втыкаете ракушки, в общем-то, на птичьих правах. Грустно, но никуда от этих реалий не денешься. И еще не забывать о чистоте жанра, не скатываться к помотивникам и римейкам - это абсолютно другая, совсем уж печальная история.
Если настроиться на то, что всё написанное в этом жанре - просто тренировка, репетиция перед великими литературными свершениями, писать становится легче, угрызения совести по поводу игр в чужой песочнице утихают, да и комплексы по поводу несамостояельности творчества потихоньку исчезают. Главное, чтобы этот тренировочно-репетиционный период не затянулся и не превратился в самоцель.
Так что со всеми оговорками - фанфики важны и нужны и городу, и миру. И для меня тоже нужны и интересны. Читать их точно буду - с теми же оговорками. Вот писать - вряд ли, попыталась и поняла, что не моё. Хотя - never say never, есть одна идея...
Похожие статьи:
Рассказы → Шляпа из кролика. Часть 1: Стражник и Часть 2: Ведьма [Сценарий квеста по пратчеттовскому "Плоскому миру" с заготовками графики]
Рассказы → Хорёк в курятнике
Рассказы → Горячие сосиски!
Рассказы → Собачья смерть
Рассказы → И все-таки он был прав..