Вымышленными государствами (и, особенно, империями) пестрит любая фантастическая и фэнтезийная книга, претендующая хотя бы на небольшую эпичность. Выдумывая своим героям имена, подруг и оригинальные характеры, писатель, как правило, не особо утруждает себя описанием той конкретной страны и государства, в котором живет и трудится герой, а, часто, даже противостоит государственной системе. Однако, для описания мало-мальски правдоподобного мира — это большое упущение. Зачастую, оно порождает серьезные ляпы, которые не восполнишь описанием безумия правителя и невероятной мудрости протагониста. А все потому, что автор просто переносит существующую модель государства Европы или Азии в чудесный выдуманный мир и полагает, что задумка удалась. Впрочем, давайте на примерах разберем, почему так делать нельзя.
Начнем с удачных экспериментов. Вероятно, самый уникальный и продуманный до мелочей механизм государственного устройства существует лишь в книгах Герберта серии "Дюна". Не будучи по образованию юристом, Герберт, тем не менее, создал почти идеальный механизм управления — доведенную до совершенства феодальную систему. Невообразимая по величине империя, Император, чья власть держится лишь на армиях наемников и контроле за экономикой, феодальные дома Лансраада, ордена, схожие с рыцарскими. Государство продумано до мелочей и описано до мелочей, каждая из которых вовсе не кажется заумной и скучной. Например, отношения между императорским домом и гильдией навигаторов описаны и показаны достаточно эмоционально. К счастью, главному герою не приходит в голову разрушить чудесный механизм, и он благополучно возглавляет его.
Феодализм свойственен для многих книг, вот только описан он совершенно бездарно. Феодальное королевство предполагает уровни подчинения и влияния. Короли правят герцогами, те графами, а ниже — бароны, рыцари и прочая знать. Но вся эта система не только не описывается, но, как правило, даже не упоминается в большинстве книг. Тут рыцарь выполняет приказы короля, без каких либо промежуточных стадий. А ведь существует как минимум две схемы классического феодализма: подчинение всех феодалов монарху, либо подчинение вассалов сюзеренам более высокого уровня и только так. Увы. В фэнтези среднего порядка есть только короли, которых безмерно любят. Мо если так и это уже период абсолютизма, то где хоть какая-то видимость представительства — парламент, госсовет, конвент? Даже у мэтров, королевства вроде Гондора как-то существуют без правительства и парламента, хотя их устройство мало напоминает феодализм. Есть и очень удачные исключения. В "Трудно быть богом" Стругацких практически точно воссоздана система отношений вассалов и сюзеренов в Священной римской империи германской нации. Одна из немногих книг, где дано понять, что слово Империя при феодальном укладе — не комплимент государству, а пустой звук.
Теперь об империях. В основном такой вид государства вставляют в произведение для красного словца. Ведь как-то не престижно бороться с премьер-министром, канцлером, председателем конвента, генеральным консулом, а вот с императором и его империей — совсем другое дело. Иногда же, автор попросту не понимает значение этого слова. Империя славится вовсе не размерами, а системой метрополия-колония. Богатый центр — нищая периферия. империя может быть крошечной и совсем не обязательно, чтобы там был монарх. Империями правят и представители народа: Римский сенат, французский конвент и российское Временное правительство — тому примеры.
Пожалуй, самой знаменитой из выдуманных империй остается Галактическая Империя из звездных войн. При ближнем рассмотрении обнаруживаются и ее недостатки. На протяжении шести эпизодов мы узнаем, что проблемой Республики была непродуманность управления огромным государством и слабость парламента. Потом мы видим узурпацию власти и роспуск сената. Двумя словами губернатор Таркин объясняет, что империя становится унитарной без представительства народов и звездных систем. Хорошо. Но мы не видим никаких признаков бюрократии (в хорошем значении этого слова). Для империи, имеющей такой размах, штат госслужащих, наполняющих бесчисленные ведомства, должен в десятой степени превышать размер армии, иначе рухнет все просто по той причине, что нет ответственного за снабжение теплой водой в северных областях какого-нибудь Дантуина. И что же взято за основу эпической истории — борьба с империей и возрождение демократической республики, которая, как мы уже поняли, зарекомендовала себя очень неважно. Мораль: прежде чем ломать систему, предложи свою. Иначе получается бунт Спартака, а не революция во вселенских масштабах. Кстати, само наличие принцессы Леи сильно портит мои представления о республиках.
Яркий пример того, что можно обойтись без набивших оскомину "галактических империй", показывает Ден Симмонс в Гиперионе. Имперская по своей сути Гегемония по крайней мере не козыряет коварными монархами и символикой, сильно смахивающей, как правило, на дизайнерские изыски Третьего рейха.
И, напоследок, крайне неудачный пример. Я о "Звездных королях" Гамильтона. Но Гамильтон классик, а авторам-космоотеристам не следует повторять его ошибки. Он говорит: "наши государства по сути демократии, просто мы даем правителям звучные титулы". Это он о королях и императорах. Дальше мы ни слова не слышим о парламенте и конституции — основах демократического государства, зато понимаем, что власть наследуется, держится на силе семейного сверхоружия, а монарх легко принимает решения о начале или окончании войны, вводе войск или объявлении чрезвычайного положения. Создать же союз государств можно тут не всенародным референдумом, а просто династическим браком. Отличная, я вам скажу, "демократия"!
Теперь о союзах. Этим словом нужно раскидываться еще меньше, чем "империями". Авторы любят загнуть мысль про невообразимую Федерацию звездных систем, плохо понимая, что означает слово федерация. Небольшой пример того, как государства объединяются в федерации. Итак, Клингонская империя входит в состав Объединенной федерации планет и подписывает соответствующее соглашение. На утро приходит (утрирую) федеральный чиновник:
— Эй, ребята, вы подумали, как вас теперь называть. Ну что за глупость — "клингонская империя", так в союзах нельзя. Предлагаю: Клингонская автономная область, Республика Клингон, Край Новая Земля-Клингония, Клингостанская область. Да, еще! Флажки снимите. У нас свои, федеральные. И императора снимите. Будут выборы — изберете президента, ну или губернатора. А это что за уродины? Космические корабли. Пока сойдет, только символику перебейте и офицеры (временно) будут наши, из Звездного флота. А потом дадим вам эскадрилью "энтерпрайзов". А теперь давайте поговорим, как нам поставить на учет в бюро занятости десяток миллионов ваших солдат и офицеров. Армии-то у вас больше нет. И еще… Начинайте учить язык.
Если Клингон входит в Федерацию как-то иначе, то это уже не федерация, а какой-то аморфный союз типа ООН или СНГ.
Если же автор противник настолько жестких союзов, то для него есть чудесная форма — конфедерация. Она мягкая, с правом сохранить клингонскую (шутка) символику и выйти в любой момент из союза. Вот только надо помнить, что конфедерации создаются только на определенное время.
К сожалению, многие авторы (как новички, так и мэтры) забывают придерживаться той формы устройства, которую выбрали в начале книги. У Азимова, например, на протяжении шести книг мы читаем о Солнечной Конфедерации, потом о Солнечной империи, затем о Земной империи и, наконец, о Земной федерации. Не критично, но бросается в глаза. Выбранной формы лучше придерживаться.
Увы, мало кто пишет о том, что слова "страна" и "государство" — не синонимы. На территории одной страны может быть несколько государств (как у нас в Корее), а одно государство может существовать на территории нескольких стран (нет лучше примера, чем Великобритания. Шотландия — это страна).
Я завершил краткий обзор фантастических государств. Да, многие из них — точная копия существующих или существовавших на самом деле. И все же, некоторые не ленятся создать свой тип устройства, не похожий ни на что существующее. "Замок лорда Валентина" — тому живое подтверждение.