Рецензия на рассказ Марии Фомальгаут "По ту сторону Мебиуса"
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
Рассказ «По ту сторону Мебиуса» можно, без малейших сомнений, «определить» в жанр антиутопии. Сюжет – настолько расхож, растиражирован и банален, что даже и говорить об этом как-то неловко.
Есть элои – живущие «на полном довольствии», проводящие (в большинстве своем) дни свои в радости и беззаботном веселье, в мире вечного лета, солнца и тепла; и есть морлоки – влачащие жалкое существование в стране вечного мрака и холода, работающие круглые сутки ради каких-то, им неведомых целей, голодающие и недосыпающие.
Главные герои тоже не отличаются оригинальностью. Да и убедительностью, если честно. Слишком уж они шаблонны, традиционны для такого сюжета. В Верхнем мире это два брата: жестокий и беспринципный бизнесмен – старший и изнеженный, депрессивный, якобы «с тонкой душевной организацией», а, на самом деле, просто истероидный наркоман – младший. В Нижнем мире – простой работяга (от слова «раб»), которого, волей случая, делают козлом отпущения за чьи-то грехи, в результате чего он становится сначала преступником, потом – убийцей и изгоем.
Надо признать, автор совершенно не позаботилась о придании хоть какой-то жизненности персонажам: выглядят и ведут они себя, как изображения на агитационных плакатах (сойди те с рисунка), или как герои сатирических газетных статей времен холодной войны. Полагаю, это было сделано намеренно: для придания большей резкости повествованию, большей четкости в черно-белом изображении мира ленты Мебиуса. Но временами эта шаблонность просто зашкаливает: читатель заранее предугадывает слова, поступки, любые телодвижения персонажей.
Как, собственно, и сюжет в целом. После появления в повествовании Жеки становится очевидно, что их пути с Ван Кликом пересекутся – причем в самый трагический для обоих момент жизни. И дальше парням предстоит идти уже вместе: не понимая друг друга, учась друг у друга, ссорясь и передавая товарищу знания о своем мире.
Да и действие в целом развивается по тому же, «антиутопическому» шаблону: низшие однажды поднимутся против высших; возглавит их простой работяга, всего добившийся своим умом – в меру жестокий, в меру умный, и в меру наивный (потому что «политикам» не обучен). За последнее качество, собственно, и пострадает. Опять-таки, в соответствии с законами жанра.
Но революция (бунт, слияние миров) все равно случится. Как же без этого? И глобальный конец света в сценарии прописан. А куда ж без него? Но, разумеется, наши уже сблизившиеся представители двух миров планету спасут. И жизнь будет продолжаться: пусть через трудности, пусть на фоне неизбежного после любой революции глобального экономического катаклизма, приправленного экологической катастрофой, - но будет. Потому что человек способен на очень многое ради выживания – как своего личного, так и рода в целом. Мораль хороша, но тоже не блещет новизной.
А теперь о второй стороне ленты Мебиуса, то есть о форме повествования. Язык и стиль – фирменные, Машины. Узнаваемые на любом конкурсе, в любом рассказе. И, честно признаюсь, мной любимые и почитаемые – как лично для меня недостижимая вершина.
Но, к сожалению, в силу большого объема текста, ярче видны и фирменные недостатки. Временами действие тормозит, причем на полной скорости: не прерывается на «вдох-выдох», а именно тормозит. Так, что бедный читатель с размаху врезается мордой лица в лобовое стекло, потому что не успевают срабатывать даже подушки безопасности. В такие моменты у меня возникало желание придушить автора за неизвестно откуда возникающую вязкость и занудность повествования. Лично я, как редактор, безжалостно вырезала бы всю сцену Мастера с Ленусиком и существенно подсократила бы самоубийственно-банальные рефлексирования избалованного истероида в начале. А также засыпаемую снегами погоню - якобы за Жекой и Ван Кликом.
Для развития действия и понимания характеров персонажей эти чрезмерно растекшиеся мыслию по древу эпизоды не дают ничего. Зато нервируют нескончаемыми повторами, которые в других местах проходят незамеченными, потому что органично вписываются в сюжет.
Но есть у ленты Мебиуса и третья сторона. И она, пожалуй, самая важная. Несмотря на всё перечисленное, я лично прочитала рассказ трижды: когда Маша его только выложила; спустя пару недель, вернувшись по чьему-то комментарию; и перед написанием рецензии.
И каждый раз – с восхищением, белой завистью к автору, и искренним сопереживанием всем-всем, даже мерзкому старшему братцу. Которому, между прочим, тоже приходится нелегко, потому что рушится не только мир, в котором он привык жить, но и его личный, персональный, красиво обустроенный мирок – всегда самая важная часть существования любого мыслящего существа.
Наверное, Маша Фомальгаут владеет какой-то могущественной магией, если в состоянии создать из сочетания двух банальных плоских сторон ленты объемное, даже не 3Д, а многомерное пространство, которое затягивает читателя полностью и не отпускает до последней строчки. Потому что никакими рациональными, физическими и лирическими законами мира окружающего и мира творчества я этот феномен объяснить не могу.
Похожие статьи:
Рецензии → Рецензия на рассказ Г. Неделько "Бумеранг-3000"
Рецензии → "Грибник" П. Виноградова - юмористический отзыв
Рецензии → Рецензия на рассказ "Пугало"
Рассказы → Место на кладбище
Рецензии → Рецензия на рассказ Ермаковой М. "Барбосса Капитана"