1W

Рецензия на роман "Обрыв" И.А. Гончарова

в выпуске 2016/03/07
29 февраля 2016 - Катя Гракова
article7708.jpg

Вот интересность: раньше романом называли не форму, а жанр произведения, когда перед глазами читателя развёрстывалось полотнище жизни и борьбы героев, рисовались проблемы нравственные и социальные, жанр охватывал многие этапы существования героя и по этой причине был сложен и волнующ. Трансформация жанра в форму, признаться, произошла с некоторыми потерями, но не в этом дело.

Дело в том, что «Обрыв» – это как раз роман-жанр, произведение настолько необъятное, что о поднимаемых в нём проблемах можно говорить часами. Известный менее своих собратьев, романов «Обломов» и «Обыкновенная история» («Обломов» входил в школьную программу, «Обрыв» – нет), он хоть и не родил имён нарицательных, но затронул больше сторон человеческой души и жизни, чем первые романы автора.

Итак, что же такое этот «Обрыв»? Замшелая классика, которую даже не преподают, потому что она скучна и нотационна? Слава богу, нет. Это роман-становление, роман-перелом, роман-познание-себя, разговор не с совестью, но сердцем. Созданный в далёком 1869 году, он до сих пор волнует душу, рождая в самых тонких своих местах эмоции, которые в век нынешний способны родить разве что визуализации (фильмы в этом отношении всегда были сильнее текстов). Один и тот же эпизод романа каждый раз воспринимается на уровне слёз, как минимум – кома в горле, и по этой причине, видимо, «Обрыв» и не получил известности – он насквозь женский, даром что написан мужчиной и в главной роли – тоже представитель сильной половины человечества. Женским я его называю потому, что хоть здесь и есть активный, мечущийся герой, за которым интересно следить, но центральные фигуры романа – женщины, и именно женщины становятся источником и радостей, и бед романа.

Как запоминают Обломова, так запомните и Райского, главного героя «Обрыва». Рассмотрите и запомните, потому что этот герой по неприкаянности даст фору любому сорванному ветром паучку в паутине. Ассоциация почти точная: как и паучок, Борис Райский пытается найти себя в обществе, но порывы ветра порой так сильны, что паутинку подхватывает и несёт дальше. Образ человека, который к тридцати годам не обзавёлся ни семьёй, ни профессией, соседствует здесь с глубоким желанием обзавестись-таки хотя бы чем-то одним, и вот перед нами уже то художник, то писатель, то просто ценитель женской красоты. Герой этот пронесён автором через страсти и метания сердца, подвергнут анализу, раскрыт и законспектирован, но, как я уже сказала, не ему посвящены лучшие места в романе. Райский – как стена, на которую отбрасывают меняющиеся тени женские персонажи, и он одновременно и отражает их, и отражается от них.

Россия, 19 век. Сперва Санкт-Петербург, а потом провинциальный городок (да и не городок даже, а деревенька), родовое гнездо Райского, которым заведует двоюродная бабушка его, Татьяна Марковна Бережкова, и где живут его двоюродные внучатые племянницы Вера и Марфенька. Из бурной жизни в тихое раздолье, из царства соблазнов – в обитель нравственности. Краткая история борьбы с самим собой – и долгая, пространная, подробная история познания деревенского образа жизни, характеров бабушки и сестёр, нравов и устоев провинции на примере старых друзей и новых знакомых. Какое богатство образов таит в себе этот роман! Здесь вам и столпы общества, и немолодые кокетки, и дворня, и верные, многолетние помощники. Есть и учителя, и неверные жёны, есть крепкие помещики, а есть старые сумасброды.

И вот в этом-то цветнике и произрастают три розы разного сорта: бабушка, старшая сестра и младшая. Наш герой Райский наблюдает их и пытается менять под свои понятия о жизни, но все три оборачиваются такими сторонами, что скука, спасения от которой Райский искал, бежав из Петербурга, забылась мигом!

Нет, я не расскажу, что за характеры кроются в этих героинях. Не потому, что не люблю спойлеры, но потому, что не люблю пересказывать: каким образом не попробуй подойти к этим персонажам, они всякий раз оказываются неизмеримо глубже и чётче, и любое описание по сравнению с тем, что они есть, кажется плоским. Но вот хотя бы малое о них: традиции в лице бабушки, детскость в лице Марфеньки, ум и красота в лице Веры господствуют в «Обрыве» и если не прямо, то косвенно приводят к трагедии, которая выписана так эмоционально сильно, что у меня не хватает слов её описать. Трагедия, истоки которой кроются в самом существовании нравственности, столкнувшейся с нигилистскими взглядами (их носителем в романе является ещё один герой, Марк Волохов), косит и Веру, и бабушку, и даже Райского, который не участник её даже, а просто сторонний наблюдатель. Удивительное соседство трагедии с пасторальными видами на взросление Марфеньки делает роман неравномерным: повествование то несётся вскачь, то превращается в равнинную реку, и паучок-Райский с его попытками остановить паутинку и познать своих близких порой кажется смешным, бабушка – чересчур закостенелой, Вера – излишне скрытной, а Марфенька – простой как три копейки. И какая это радость – понимать, что на самом деле все эти образы совсем не так просты, как кажется, что они несут в себе не только простоту, но и надёжность, дружественность, веру друг в друга до конца и даже дальше. Вот в этом «и даже дальше» и есть суть романа «Обрыв» – когда ты переступил черту, пусть найдётся друг, брат, сестра, бабушка, который попытается тебя понять и простить. «Обрыв» – это не только место, где начинаются и кончаются надежды. «Обрыв» – это прощение. Роман об ошибках и признании их не только самим ошибающимся, но и близкими его людьми.

Похожие статьи:

РецензииРецензия на рассказ "Пугало"

РассказыМесто на кладбище

РецензииРецензия на рассказ Г. Неделько "Бумеранг-3000"

Рецензии"Грибник" П. Виноградова - юмористический отзыв

РецензииРецензия на рассказ Ермаковой М. "Барбосса Капитана"

Рейтинг: +4 Голосов: 6 2422 просмотра
Нравится
Комментарии (17)
Чертова Елена # 29 февраля 2016 в 19:07 +4
Катя, спасибо, что напомнила об этой прекрасной книге!
Катя Гракова # 1 марта 2016 в 08:54 +2
Спасибо, Ёж! Я перечитывала роман в четвёртый раз, и всё одно с платочком cry
DaraFromChaos # 29 февраля 2016 в 19:09 +3
помню-помню эту рецензию!
респект тебе Катюшка: за прекрасный, глубокий отзыв love
Катя Гракова # 1 марта 2016 в 08:55 +2
Ага, решила и сюда принести (мне Казиник разрешил!). Роман достойный внимания и похвалы, а читают и хвалят его, вижу, мало, так что вот. Когда писала отзыв, пыталась передать всю глубину произведения, но куда там!.. Половина красоты осталась за бортом или под спойлером!
Finn T # 29 февраля 2016 в 20:44 +2
Про классику тоже надо помнить и перечитывать её хоть иногда smoke
Замечательная рецензия! Тем более приятно, что мы с И. Гончаровым земляки))) Сколько у нас замечательных людей в земляках... /задумываюсь/ hoho
Катя Гракова # 1 марта 2016 в 08:56 +2

Про классику тоже надо помнить и перечитывать её хоть иногда
Да, примерно раз в квартал)))
Спасибо, Танюш!
Жан Кристобаль Рене # 7 марта 2016 в 20:56 +2
Помню, помню эту книгу. Ещё в школе её читал))) А и плюс за воспоминания))++++++
Катя Гракова # 8 марта 2016 в 08:41 +2
Читал?! Кристо, дай пять!
Жан Кристобаль Рене # 8 марта 2016 в 08:43 +2
Пфф)) Дык, обломовщина, Катюш, святое дело)) С праздником!!!!!!!!!!
Катя Гракова # 8 марта 2016 в 08:44 +2
Спасибо, Кристо!
А при чём здесь обломовщина, кста?
Жан Кристобаль Рене # 8 марта 2016 в 08:48 +2
Да не при чём, вообще-то)) Я училку и школу вспомнил)))
Катя Гракова # 8 марта 2016 в 08:50 +2
О, у нас была отличная учительница. Именно благодаря ей я полюбила русскую литературу (и классику, и современную прозу).
Жан Кристобаль Рене # 8 марта 2016 в 08:58 +2
У меня в последних классах учитель литературы классный был. Я тогда был крепко повёрнутым (впрочем как и сейчас) на Высоцком и Маяковском. Он по Маяковскому билет мне на выпускном экзамене подсунул и я комиссии целую поэму наизусть цитировал и вообще с полчаса рассуждал о поэте. По литературе у мну в аттестате - высший балл! Воть)))
Катя Гракова # 8 марта 2016 в 09:07 +2
Это здорово! А я не дотянула до 5-ки - тогда училась не так, как сейчас(
Жан Кристобаль Рене # 8 марта 2016 в 09:10 +1
Дык у мну по Русской литературе пятёрка была, а по языку - четвёрка)) Грамотность с годами чтением подтянул))
Катя Гракова # 8 марта 2016 в 08:41 +2
Не узнаю Неделько - минус поставил, а отписаться не отписался cry
DaraFromChaos # 8 марта 2016 в 12:46 +2
многабукаф ниасилил rofl
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев