Мое знакомство с романом «Имя розы» состоялось в обстоятельствах поистине трагических. Дело было так: я училась на втором курсе и уже успела прочитать некоторые знаковые работы Умберто Эко по семиотике.
Весь тот судьбоносный день я готовилась к экзамену (за давностью лет уж и не упомню – к какому именно). К вечеру, совершенно обалдев, решила почитать что-то легкое и не напряжное перед сном. Порывшись в подборках старых «Иностранок», наткнулась на роман, написанный человеком, которого я считала ученым-медиевистом и семиотиком, но никак не писателем.
Поэтому я утащила три журнала в постель, намереваясь провести с книжкой максимум часик-другой.
…Очнулась, как и следовало ожидать, в пять часов утра, перевернув «последний лист».
Как сдавала экзамен – не помню. И просьба об этом не спрашивать.
Понимаю, что лучше Юрия Лотмана об «Имени розы» не напишешь, но позволю себе вставить и свои пять копеек.
Это роман многослойный и загадочный – роман-лабиринт, из которого существует множество выходов. Какой выбрать – решать читателю.
Путь детективный. Собственно, он лежит настолько на поверхности, что даже как-то и не интересно ему следовать. По крайней мере, для себя я этот вариант отмела сразу: на такую откровенную подставу, меня – прожженного и избалованного читателя – не поймаешь.
Хотя, конечно, детектив: с загадочным пропавшим артефактом, с множеством ложных подозрений, с ошибками следователя, с юным наивным помощником. В общем, классика жанра. Только помещенная в средневековую обстановку.
Минуточку, а это уже второй путь: бытовой роман эпохи раннего средневековья. Прекрасно показаны антураж; атмосфера; проблемы, возникающие в замкнутом мирке мужской общины; тяжелая нищенская жизнь приписанных к монастырю крестьян; и, разумеется, развлечения и труды. Причем нередко именно труд является главным развлечением, отдохновением от монотонности жизни, подчиненной строгому распорядку. И труд, по преимуществу, интеллектуальный: переписывание книг, создание сводов и кодексов, изучение древних фолиантов, работа миниатюристов, каллиграфов, лингвистов.
Вот у нас вырисовывается и третий путь: эта книга, как и все остальные романы Эко, - интеллектуальная игра с читателем. В романе упоминается огромное количество древних и средневековых книг, о многих из которых большинство читателей и не слышали. Всё действие вращается вокруг пропавшей книги, ради обладания которой совершаются убийства. Разговоры персонажей в немалой степени связаны с литературой, лингвистикой, знаково-символическими рядами и богословием.
Так, может быть, есть и четвертый путь: исследование ересей и священноборчества в описываемый период. Ведь одна из ключевых сцен романа: встреча представителей двух враждующих богословских группировок и разоблачение еретиков.
Тут лично у меня нарисовался пятый путь: несправедливость судебной системы, упоение властью над людьми в сочетании с чудовищным заблуждением, что именно тебе ведома Единственная Истина. И страшные последствия, к которым может привести подобное заблуждение.
Можно еще упомянуть такие тропиночки, как отсылки к работам Витгенштейна (с соблюдением исторической достоверности и точности цитат); психологические исследования подростковых комплексов и подавленной сексуальности; одержимость грехом гордыни; вопросы равенства людей перед Богом и один из главных вопросов, занимавших верующих всех эпох – «что есть Бог»; поиск смысла и цели в жизни; и, конечно же, любовь. Потому что в этом детективно-богословско-средневековом лабиринте есть и она тоже.
Кстати, единственная любовная сцена в «Имени розы» для меня уже много лет служит недостижимым идеалом именно в техническом плане: я совершенно искренне считаю, что Эко создал лучшее из возможных описание интимной ситуации. (Сравниваю, разумеется, с другими прочитанными мной книгами. А было их немало).
Так каков же правильный выход из лабиринта «Имени розы»? На мой взгляд, его просто не существует, как не существует Единственной Истины и владеющего ею. Каждый читатель вправе выбрать тот путь, который ему (ей) ближе. И, возможно, это будут иные тропинки, те, которые я не упомянула, или не нашла.
Но лично для меня это, прежде всего, роман о любви: мужчины к женщине, а иногда и к другому мужчине; учителя к ученику; творцов к своим творениям; ученых к знаниям.
Главное, что я – семнадцатилетняя девчонка, - вынесла из романа после первого прочтения, и что остается для меня главным в «Имени розы» и сегодня: истинному чувству чужды ревность и собственничество.
«В любви всегда важнее благо любимого». (с)
Похожие статьи:
Рецензии → Люди, которые играют в игры
Рецензии → Отзыв на роман Умберто Эко "Нулевой номер"