1W

Первенец

в выпуске 2020/04/20
31 марта 2020 - DaraFromChaos
article14613.jpg

Люди не помнят момента своего появления на свет. Я не человек, потому помню, как явился в мир. Глаза мои были открыты. Я лежал на столе. Уже гораздо позднее я узнал имена предметов, в идеальном порядке расставленных на полках и рядом со мной, узнал, что это все они – приборы и инструменты для создания механических статуй. Таких, как я. Но в самый первый миг я увидел лицо склонившегося надо мной мастера Лео (его имя я тоже узнал не сразу), увидел его черную бороду, добрые глаза, услышал голос, произнесший:

- Добро пожаловать в грешный мир, мой первенец!

Мастер Лео был моим отцом, учителем и другом. Он, как первый человек, давал имена окружающим меня вещам и понятиям, он поддерживал меня, когда я пытался передвигаться, он смазывал маслом мои уставшие за день суставы. Он был моим Богом.

В те времена Лео только закончил обучение и получил от градоправителя и цеховых начальников разрешение на изготовление механических статуй и самодвижущихся игрушек. Я и был той работой, за которую ему вручили значок цеха и наименовали мастером.

Как узналось вскорости, Лео сделал меня для хозяина трактира. Тому представлялось забавным, чтобы пивные кружки раздавала ползающая по стойке механическая игрушка. Но прожил я у трактирщика недолго. Вид механического младенчика, с обнаженными шестеренками и втулками, с деревянной головкой, ручками и ножками, более пугал, чем веселил посетителей. Они поминали черта, крестились, давились пивом и бежали из заведения.

Потому трактирщик и вернул меня мастеру, нисколько, впрочем, не обвиняя того в неудаче затеи. Лео испытывал слабость к своему первому творению и больше никому меня не отдавал. Так я и остался на долгие годы в его доме – вместе с самим мастером и экономкой Мартой.

Марта - круглолицая, мясистая девица – поначалу тоже побаивалась меня, но вскоре привыкла и частенько смеялась, глядя, как я ползу по кухонному столу, удерживая на дощечке, закрепленной на спине, тарелку с овощами или кувшин молока.

 

В трудах и повседневных заботах, спокойно и размеренно текли недели, месяцы, годы, весны сменялись зимами, убегало время, как вода в реке. В бороде и волосах мастера Лео появились седые пряди, Марта из молодой смешливой девицы превратилась в ворчливую толстую тетку, но по-прежнему преданно прислуживала мастеру и разделяла с ним не только обеды и ужины, но и ложе. Полагаю, они жили невенчанными, во грехе, но я не осуждал их. Да и как я мог осмелиться судить, - сам не будучи человеком, - того, кто был для меня превыше всех людей на свете, моего жизнедавца, отца и Бога!

Да, хозяева мои менялись, как и положено людям, шли по извечному пути от детства до старости. Я тоже менялся, хоть и медленнее. Мое деревянное младенческое личико, ручки и ножки потрескались, краска облупилась, шестеренки поскрипывали и заедали. Все чаще приходилось мастеру смазывать маслом и сменять изношенные детали. Но он был по-прежнему добр и ласков ко мне – своему первенцу.

Мастерство же Лео росло. Росла и его слава. За механическими статуями и живыми игрушками обращались к нему из дальних городов и замков. Однажды наш скромный дом посетили гонцы из самой столицы. В честь дня рождения сына король устраивал праздник с огненными потехами, танцами и театральными представлениями. А при входе в танцевальную залу должны были стоять шесть механических юношей с золочеными лицами, дабы кланялись гостям и принимали плащи и шляпы. Также на возвышении, возле трона повелитель пожелал установить льва, у коего из пасти через равные промежутки времени вырывается злобное рычание, а глаза пылают огнем, и волшебное дерево, по ветвям которого скачут птички, распевающие на разные голоса славословия наследнику. Эти-то фигуры и игрушки и заказаны были мастеру Лео.

Праздник должен был состояться через два месяца, потому работать приходилось много – и самому мастеру, и его ученикам. Даже трапезничали они в мастерской, не отрываясь от вытачивания шестеренок, вырезывания деталей, сбора механизмов, шитья нарядов, склеивания перьев и кусков кожи, раскрашивания и золочения.

Мастер допускал учеников лишь к простым работам. Главное – сборку игрушек и наладку механизмов – он делал самолично. Глубокой ночью, выгнав из мастерской Марту-ворчунью, что беспокоилась за Лео и уговаривала его прилечь хоть ненадолго, - мы оставались вдвоем. Я гордился тем, что был допущен к тайному тайных, ведал высшие секреты мастерства Лео. Ни за что на свете я не выдал бы отца. Ибо, хотя многие в нашем городе, славном мастерами-механиками, умели изготавливать живых кукол и самодвижущихся статуй, но никому не удавалось сделать лица такими живыми, руки и ноги – такими подвижными и мягкими, а глаза – такими выразительными.

Поговаривали, что мастер изобрел новый состав, коим пропитывает бычачью кожу, и чудесные краски, коими потом ее раскрашивает, но лишь я – молчаливый свидетель его трудов, - ведал, что тайна не в этом. Уговорившись за немалую мзду с могильщиками, мастер Лео получал с кладбища свежие тела, расчленял их, пропитывал бальзамирующим составом и соединял заново, начиняя механикой, позволявшей куклам двигаться и говорить.

Я понимал, что отец мой нарушает принятые среди людей законы, но не видел в том ничего дурного. Разве мертвым не все равно: сожрут их могильные черви или станут они частями механических статуй? А живые, о том не знающие, будут забавляться танцами, ужимками и движениями игрушек и радоваться. Разве не лучшая эта участь, чем стать прахом земным, в коем роются жирные крысы?

Иногда, глядя на мои поцарапанные члены, на личико с облупившейся краской, мастер вздыхал, отворачивался и стыдливо опускал голову. Я видел: отец страдает из-за того, что в давние годы ему не хватило знаний и мастерства, дабы сделать меня столь же прекрасным, как его нынешние статуи. Но увы! Могильщики – пропойцы без совести и чести, - ни за какие деньги не соглашались принести мастеру трупик ребеночка. Они бормотали что-то о каре Божьей, о проклятии вечном, об огне адском. В конце концов Лео перестал просить их об этом. Лишь грустил, глядя на своего неказистого первенца.

В такие минуты я подползал к мастеру и гладил его по руке, дабы показать, что ни в чем не виню своего Бога и не страдаю от своего уродства.

Мастер касался моей головы и шептал:

- Ныне, став искусным и умелым, я мог бы сделать тебе руки, голову и тело из самых хороших материалов – кожи, тканей, дорогого дерева. Но если механические статуи, кои сработаны на заказ, получают воистину живые конечности и тела, тем паче достоит этого ты – мой первенец. И я найду способ, верь мне!

Я утыкался лицом в большую руку мастера, а он гладил меня по макушке. Так мы и стояли в молчании некоторое время, а потом возвращались к работе.

 

А время шло своим чередом. Уходили выросшие ученики, сами ставшие мастерами, на их место приходили новые. Однажды ненастным осенним вечером умерла Марта: схватилась за сердце, покачнулась и упала на пол кухни. Лео проводил ее на кладбище, погоревал, поплакал, а спустя несколько месяцев привел в дом молодую жену. Илона была юна и прекрасна, но мастер сумел покорить ее сердце, и к супругу своему она относилась с почтением и любовью.

Спустя положенное время родился у них сыночек. Мастер, на старости лет обретший не только супругу, но и дитя, был вне себя от счастья: заказал благодарственный молебен, пожертвовал немалую сумму на украшение городского храма, устроил праздничный ужин. Я думал, что теперь, когда у Лео появилось единокровное, родное дитя, отец охладеет ко мне, - но, хвала небесам, ошибся.

- Смотри, это твой младший братик! – сказал мастер, указывая мне на спящего в колыбели младенца. – Когда он подрастет, и меня уже не будет на этом свете, оберегай его, помогай, как ты помогал мне.

Горько мне было думать, что мой отец, мой Бог должен – как и все люди – покинуть этот мир, - но про себя я обещался сделать, как просил Лео.

Люди предполагают, а Господь располагает. Не суждено было моему братику вырасти, стать достойным юношей и умелым мастером, как мечталось Лео и Илоне.

На иноземном корабле, что причалил в столичный порт, приплыла в нашу страну черная смерть. Вместе с больным матросом сошла она на пристань и, бросив уже ненужную жертву, двинулась по городам и деревням, по селам и замкам, оставляя зловещие бубонные метки на старых и молодых, богатых и бедных, уничтожая всё на своем пути. В эту страшную годину муж бросал занедужившую жену, а дети – умирающих родителей. По улицам валялись неприбранные трупы и ездили телеги с одетыми в черное возницами. Этих вестников смерти боялись больше, чем ее самой. Возницы, вооружась палками с крючьями на концах, заходили в дома, вытаскивали умерших и еще живых, пораженных заразой, бросали на телеги, а жилища поджигали. Черных людей не трогали ни слезы, ни мольбы. Равнодушно вершили они свое дело и в богатых замках, и в крестьянских лачугах, и в ночлежках, и в королевском дворце.

Не миновала Божья кара и наш дом. Черная смерть поразила Илону, а спустя несколько дней умер от голода и ребеночек, ибо молока – что козьего, что коровьего – в городе нельзя было достать уже ни за какие деньги.

Рыдая, сидел мастер Лео возле колыбельки с мертвым младенцем. И тогда я подполз к нему и ласково погладил по ноге. А потом указал ручкой на трупик, желая сказать, что теперь есть у нас тот, кто – пусть и после смерти, - подарит мне человеческое тело. С трудом, пробуждаясь от горя и отчаяния, посмотрел мастер на меня. Но не благодарность, не радость увидел я в его глазах. Лишь ужас.

- Нет, нет! Я не сделаю этого! Ступай прочь, чертово отродье! – вскричал он, отталкивая меня. – Вон из моего дома, неблагодарная игрушка!

И снова пал ниц перед колыбелькой, содрогаясь от рыданий.

Тогда я взял молоток, подполз ближе и ударил мастера по седой голове. Обливаясь кровью, Лео рухнул на пол.

Я знаю: теперь никто не починит мои члены, не смажет маслом заржавленные шестерни и суставы, не подрисует краской глаза и губы, а, значит, меня тоже ждет скорая смерть. Но еще я знаю: я поступил так, как должно.

Лео был моим отцом, Богом, но отрекся от меня в угоду хладному трупу. Он не заслуживал жизни.

Похожие статьи:

РассказыЛегенда о единороге

РассказыКрасная Королева

РассказыДень, когда Вселенная схлопнулась [Рифмованная и нерифмованная версии]

РассказыУспешное строительство и вопрос перенаселения

РассказыБритва Оккама (из ненаписанной схолии)

Рейтинг: +4 Голосов: 6 932 просмотра
Нравится
Комментарии (9)
Earl Stebator # 31 марта 2020 в 22:38 +3
Втулки, шестерёнки, рычажки,
Забавные ужимки и прыжки.
Нет, с прыжками надо подождать
Мастеру ещё меня латать.
Я б хотел летать и прыгать, но увы.
Не избегнуть никому своей судьбы.
Мастер переделал наконец
Моё тело в костной ларец.
И теперь рассеяно глядит
Как внутре у мну гнилушечка коптит.
Ничего же, Мастер, ход за мной
Клацну крышкой. И тогда уж вой - не вой
Я тебе оттяпаю вконец
То, что ты суёшь ко мне в ларец.
Не избегнуть никому своей судьбы,
Не творить тебе, Создатель, злой волшбы
DaraFromChaos # 31 марта 2020 в 22:53 +3
Дааа, это я вовремя кофий отодвинула.
А то с моим богатым воображением... И чего там мастер в ларец совал? crazy rofl
Earl Stebator # 31 марта 2020 в 23:40 +3
Оставим это на откуп воображению crazy crazy crazy glasses
Евгений Вечканов # 1 апреля 2020 в 03:33 +3
Куклы тоже бывают козлами...
Плюс автору! Тяжёлая концовка.
DaraFromChaos # 1 апреля 2020 в 11:16 +3
Скорее, сам себе глупый буратина :)
Спасибо, Женя
Ворона # 3 апреля 2020 в 23:55 +3
кукольный козёл-то он однозначный козёл, хотя и буратина. Но дедуля тоже хорош - дело рук своих пытается нисчего перекрестить в чёртово отродье. Классический перевод стрелок. Причём тут рогастик, когда ты сам его выстругал, выпестовал и взлелеял. А теперь своё возлюбленное чадо, своего драгоценного первенца - из дому взашей. Поди прочь, не забудь молоток прихватить, будешь на улице народ по бошкам стукать, правильные поступки вершить. Тыж умнючая деревяшка, разбираешься, кто чего назаслуживал.
Нет бы самому кувалду взять да приголубить первенчика в мелкие щепки...
DaraFromChaos # 4 апреля 2020 в 01:25 +3
Нет бы самому кувалду взять да приголубить первенчика в мелкие щепки...
Автор тоже думает, что так было бы правильнее zlo
Константин Чихунов # 5 мая 2020 в 20:31 +1
Вот хотел выступить пока до Галиного комментария не добрался, а она всё очень доходчиво сказала. Полностью согласен.
Автору респект и уважуха!
DaraFromChaos # 5 мая 2020 в 20:55 +1
Автор благодарит и салютует молотком :)))
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев