В мире каждое творенье – книга и изображенье, отраженье в зеркале. Бог общается со смертными на языке знаков и символов. Муравей, былинка, улыбка ребенка, капля дождя: всё это – буквы огромной Книги Творения, разлистанной по Вселенной. С ее помощью Господь говорит с нами на всем ведомом языке.
И каждый из нас способен вычитать в Книге лишь то, что сродственно уму его. Кому-то открывается множество значений, кому-то – если мертва его душа в Боге – ни одного. И воистину велика сила логики, дарующей нам возможность открыть в буквах послания Господня тайные смыслы, расшифровать скрытые знаки знаков.
Так, прекрасный камень смарагд цветом своим подобен молодой траве, окропленной росой и озаренной светов летнего солнышка. Но еще ведомо нам из творений отцов церкви, что четвертое основание Иерусалима небесного выполнено из смарагда. Радуга же, видом подобная камню этому, окружает престол Господень в Раю. Апостолу Иоанну придают некоторые смарагд символом, ибо столь же чист, драгоценен и прекрасен облик последовавшего за Иисусом, как и сей драгоценный камень. В перечне же добродетелей изумруд – знак доброты к нуждам малых мира сего, которой так мало видим мы в дни нынешние. В смарагде – чистоте и прочности его – отражается сила веры нашей в Господа, особенно, когда пребываем мы в горе и несчастии.
Агнец же невинный – символ Христа распятого, за грехи наши пострадавшего. Но, коли воссоздан он кистью художника в круге святом и осенен крестом, прочитаем бы сей знак как намек на Иоанна Крестителя. Также говорят об агнце, имея в виду жертву невинную, ни за что пострадавшую: ребенка ли, безвременно умершего; мирного ли поселянина, разбойниками убитого; или кого иного. Называют агнцами и тех истинно верующих, которые стремят души свои к Господу, ибо признают они Бога Отцом своим, как ягненок признает мать-овцу в целом стаде. Смиренные монашенки и девы целомудренные также могут символом своим избрать агнца чистого.
Собака же – животное, преданное хозяину своему до самого смертного одра, а, часто, и за гробом, - символ верности высших отцов Церкви Господу нашему. Недаром орден почтенных доминиканцев, к коему и я, грешный принадлежу, носит также имя «псов господних». Подобно пастушьим собакам, охраняют они стадо свое от волков – носителей и распространителей ересей богопротивных. И Святой Христофор изображается с собачьей головой, ибо был он при жизни верным псом, когтями и зубами защищающим Слово Божие пред неверными. Но еще, подобно псам, свойственно людям возвращаться к грехам своим, единожды совершенным – как и псы приходят снова к своей блевотине.
Эти и многие другие знаки знаков знаков из бесконечной Книги Бытия, коей является весь наш мир подлунный, многие годы занимали ум мой: и когда был я послушником и помощником переписчика в нашем монастыре; и когда стал секретарем уважаемого и почтенного доктора Уильяма Оккама; и когда помогал достойному ученому толковать писания святых отцов; и когда сам, понуждаемый доброй ревностью к учению, писал схолии и суммы.
И всегда пытался познать я мир Божий через символы, в изобилии рассыпанные по страницам Книги Бытия, расшифровывал знаки знаков знаков, кои есть знаки знаков, а уж те, в свою очередь, знаки вещей. И была душа моя покойна и радостна, погружаясь в глубины наук богословских.
Но однажды, после полного трудов дня в монастырской библиотеке, вышел я за ворота нашего монастыря. И посмотрел на окружающий меня мир не глазами ученого монаха, а, словно глазами Адама, только что из глины сотворенного. И увидел я, сколь прекрасна Вселенная, Господом созданная. И были листья деревьев зелены – не как изумруды и малахит, но как любое творение Бога в изначальной своей красоте; и была песня пахаря, после трудов домой возвращающегося, - прекрасна в простоте своей; и был смех детей, за повозкой бегущих, - весел и радостен.
И почувствовал я, что зря потратил все эти годы, стремясь проникнуть в тайная тайных, в истинный смысл Божьего промысла. В этот миг постиг я, что многообразен мир наш, и никогда нам не понять до конца как Творца, так и Творение Его. И не надобно искать скрытые смыслы в каждой былинке луговой, в каждой звезде поднебесной. Ибо говорит Господь с нами на языке Природы – и что видят глаза наши, то и есть – Истина.
С тех пор покинул я библиотеку и поселился в уединенном доме травника возле ворот монастыря. И проходят дни мои в трудах простых: окучивании грядок с лекарственными растениями; составлении снадобий и настоек для больных крестьян из деревушки; в наблюдениях за красотой неба звездного; прогулок в лесу, из которых приношу я букеты листьев осенних и цветов незатейливых.
Ибо сказал достойный мой учитель: «Не нужно делать с большим то, что можно сделать с меньшим». Все же прочие знаки и символы, - порождение гордыни учености нашей.
Похожие статьи:
Рассказы → Красная Королева
Рассказы → Одно из любовных приключений Антуана де ла Ренна
Рассказы → Успешное строительство и вопрос перенаселения
Рассказы → День, когда Вселенная схлопнулась [Рифмованная и нерифмованная версии]
Рассказы → Легенда о единороге