Отрывок из «Воспоминаний Караванщика»
Это случилось, когда я только собирался покинуть родную Академию и готовился отправиться в своё первое, по-настоящему самостоятельное плавание в чине капитана космического корабля. Можно сказать, это был мой последний и, пожалуй, самый важный экзамен, долженствующий выявить мою профессиональную пригодность для выполнения задач данного типа. До этого я провел более десяти лет в Академии и, незадолго до выпуска отпраздновав свой двадцать шестой день рождения, был невероятно горд открывающимися передо мной перспективами. Я был молод и весьма самоуверен. Я уже не раз ходил в довольно продолжительные рейсы на вторых и третьих ролях, в чине второго помощника или простым матросом, но впервые мне предстояло самостоятельно пилотировать корабль и принимать решения, не оглядываясь на Инструктора и не ожидая никаких подсказок и советов от (уже успевших мне надоесть) Наблюдателей. Элитная Академия, в которой я учился, готовила меня для службы в лучших Компаниях Галактики! После выпуска, я мог по праву избрать карьеру военного или присоединиться к одной из Первых Корпораций, занимавших тогда вершины мирового рынка. Туда пускали только избранных! Без лишней скромности скажу, что я – был лучшим в выпуске! Можете представить себе мою гордость! И последовавшее за этой историей жестокое разочарование…
Для первого самостоятельного плавания мне выдали небольшой и довольно старый кораблик, – мне предстояло пилотировать развалюху, но я был рад даже этому! Экипаж – три человека: молодые парни с младших курсов, проходящие стажировку, ещё одно испытание для меня! Ведь капитан обязан поддерживать порядок на корабле в любой ситуации и находить общий язык с любой командой, даже если она состоит из недоученных мальков. Должен признать, мне это всегда удавалось довольно легко, хотя меня и считали немного занудным.
Задание, которое мне выдали в качестве последнего экзамена, было просто, как задачка по трёхмерной навигации для шестого класса. Необходимо было доставить какое-то медицинское оборудование в сопровождении двух молодых лаборантов на одну из планет Конфедерации и передать его тамошним специалистам, попутно посетив ещё пару миров. Пришлось выделить им отдельную каюту под весь этот научный хлам, – они отказались грузить его в трюм, упирая на его чрезвычайную «хрупкость» и «ценность». Мне удалось уговорить их поместить вниз только наиболее массивные предметы, но погрузкой они занимались сами и основную массу своего звякающее-бряцавшего барахла забрали с собой в каюту, при этом никого к нему не подпуская и огрызаясь на любые предложения о помощи.
Оборудование их, надо признать, было весьма «своеобразным». Особенно настораживала целая коллекция всевозможных пробирок и колбочек с синеватой жидкостью, ровными рядами упакованных в десять коробок со знаками бактериологической опасности на боку. По документам они значились как «Груз №9» и были засекречены, но мне было не привыкать возить разное: Первые Корпорации и военные только этим и занимаются, и я привык не обращать внимания на характер груза во время учебных полётов.
Как говорил мой инструктор: «Что скажут, то и повезёшь!» Хех, специфика предстоявшей работы…
Конечно, я пытался выведать у этих учёных мозгляков, что именно они везут, но они предпочитали отмалчиваться. Что находится в этих пробирках, они и сами толком не знали, зато уверяли в их «абсолютной безопасности», (по крайней мере, до тех пор, пока «то, что находилось в пробирках, находилось в пробирках»). В их задачу входило только обеспечить им надлежащую безопасность. Почему для сопровождения всего этого дерьма поставили двух желторотых юнцов, не дослужившихся и до «черпака», мне было непонятно, но не мне было судить, – заказчиком была довольно известная фармацевтическая компания, а в пункте назначения ждали учёные из Галактической Лиги Здравоохранения, так что на счет законности данного мероприятия я был спокоен. Даже если, волею судеб, мне предстояло перевозить бактериологическое оружие.
Загрузились и стартовали мы исправно и первый переход совершили без происшествий. Как любил говорить мой Инструктор: «Ничего не предвещало!» Дорога была знакома, проходила по оживлённой части Галактики и не должна была занять более одного месяца. Но уже в конце первой недели полёта ко мне в рубку вваливается ополоумевший интерн и срывающимся голосом, отчаянно жестикулируя, начинает орать что-то про разбитую пробирку. Я его не понимаю, он заламывает руки и, плача, просит следовать за ним, я, как истинный капитан, прописываю ему выговор за несоблюдение субординации, но он не успокаивается, и, в конце концов, мне приходится уступить. Я следую за ним в хранилище, – ту самую каюту, где они держали весь свой медицинский хлам, и вижу, что у дверей её столпился весь мой экипаж. Караси мои мнутся рядом и дрожат, как варп-двигатель на холостом ходу, будущие «учёные» старательно отводят взгляд. Я захожу внутрь, и что видят мои тогда ещё не привыкшие к таким зрелищам глаза?!
На полу, посреди каюты, заваленной до потолка хитрым медицинским скарбом, валяется в луже растекшейся синеватой жидкости разбитая пробирка. И поблескивает осколками стекла…
Наверное, именно тогда я и начал седеть…
Как говорил мой Инструктор, при присвоении мне звания мичмана перед отправкой в очередной рейс: «Если ты перевозишь биологическое непотребство, озаботься целостностью тары и соблюдением правил техники безопасности». Тогда мы тоже везли «странное», только учёные были куда компетентнее. Видимо, пассажиры мои соблюдением техники безопасности не озаботились.
Как сообщил мне один из них, они, согласно инструкции, проводили плановую проверку груза, проверяя и пересчитывая своё оборудование, протирая и переставляя его с места на место. Во время выполнения предписанных процедур и произошла эта досадная случайность, – одна из пробирок оказалась разбита.
Это было полное нарушение инструкций! Вези я и в самом деле что-нибудь опасное, то в случае подобного инцидента, даже если эти горе-мудрёные и успели бы заблокировать дверь, а мой дурной экипаж не сбежался бы на их крики, система вентиляции на моём корабле всё-равно не имела замкнутого цикла для каждой каюты в отдельности, что означало, что все мы, в какой бы его части не находились, дышали одним и тем же воздухом, и если в этих пробирках и содержалось какое-то вирусное дерьмо, – все мы давно уже были заражены…
Можете представить, что я должен был тогда чувствовать. Первой моей мыслью было: не дожидаясь проявления первых симптомом болезни (какой бы она там не была) направить свой корабль на ближайшую Звезду и сгинуть в её всеочищающем пламени! Я не хотел повторить судьбу «Луча надежды» и стать новым бичом Галактики…
Помните эту историю, да? Когда-то она гремела по всем новостным каналам. Это был огромный туристический лайнер, курсирующий между лучшими курортами Галактики в её самой густонаселенной части. Однажды, один из его пассажиров подцепил в одном из курортных уголков какую-то болячку и, не заметив того, принёс её на борт. Тамошний медсканер тоже её пропустил, – видимо, период инкубации у неё был сравнительно долгим. Через месяц, когда лайнер вывалился из гиперпространства возле родной планеты, больны были все четыре тысячи его пассажиров, но вместо того, чтобы оставаться на орбите и затребовать помощи, как того и требует инструкция (глава 22, пункт 6), капитан принял решение сажать лайнер на планету.
Через полгода Болезнь распространилась по всей её поверхности. Был объявлен Карантин, на планете введено военное положение, началась паника. Власти попытались блокировать планету. Люди, её населявшие, – бежали в страхе и разносили Болезнь по окрестным колониям. Капитан корабля и те члены экипажа, которым посчастливилось выжить во всём этом хаосе, вместе с парой сотен гражданских с боем проникли в космопорт и угнали свой корабль. Они тоже были заражены. И знали об этом. И искали спасения во вне. «Луч надежды» покинул пределы родной системы и внёс существенный вклад в распространение Болезни. Нет, они больше не приземлялись ни на одной планете, но каждая космическая заправочная станция, которую они посещали, становилась новым источником распространения Чумы. В результате, к тому времени, когда Болезнь удалось полностью остановить, она унесла более полутора миллиардов жизней с целого сектора Галактики!
С тех пор, согласно Уставу Космофлота (глава 15, пункт 2) любой корабль, несущий на своём борту Болезнь, или даже подозреваемый в её наличии, подлежит немедленному уничтожению, не зависимо от того, сколько пассажиров находится на его борту. «Луч надежды» сгинул где-то на просторах космоса, но его имя стало нарицательным.
Я очень не хотел стать частью экипажа зачумлённого корабля…
Естественно, я не торопился умирать. На общем совете я решил воздержаться от поспешных решений и немного подождать с самоубийственным нырком в Звезду. Но и лететь к месту назначения тоже посчитал нецелесообразным. Симптомы болезни ещё не начали проявляться, – слишком мало прошло времени, – и я решил немного подождать, а не разносить заразу по космосу, как наши печально известные предшественники.
До сих пор не могу ответить на вопрос, почему я решил, будто в пробирках действительно содержалось что-то опасное? Ни в сопроводительных документах, ни в судовом журнале не было и намёка на истинный характер груза. Мозгляки, как ни старались, не смогли определить состав их содержимого, поскольку пользоваться оборудованием они не умели, а собственного опыта им не хватало. В любом случае я не хотел рисковать. Тогда я просто в экстренном порядке прервал гиперперелёт и целый месяц провисел возле какой-то Звезды в стороне от основных космолиний.
Не хочу описывать, как тяжело далось мне это время. Я был абсолютно уверен, что обречён! Ежедневные проверки на медсканере и постоянное ожидание смерти – всё это очень утомляло…
Однако время шло, но ничего не происходило. Я оставался совершенно здоровым, а медсканер не выявлял ни малейших отклонений от нормы. И вот, когда провизия начала подходить к концу, а нервы моих людей (тоже, кстати, абсолютно здоровых) начали потихоньку сдавать, я решил вернуться назад. Точка отправления показалась мне наиболее подходящей. Зараженный корабль должен был быть уничтожен, но лучше было погибнуть от руки человека, чем малодушно завершать свой путь в недрах Звезды, либо под огнём мерзких пришельцев. К тому же, я имел полное право надеяться на медицинскую помощь с их стороны.
Вернувшись назад и зависнув в нескольких миллионах километров от родной планеты, я связываюсь с оператором родного Космопорта. Там оказываются очень удивлены моим появлением, и требуют объяснений. Я, следуя Уставу гражданских грузовых перевозок (глава 42, пункт 3), докладываю, что так мол и так, на вверенном мне судне произошел досадный инцидент, послуживший причиной нашей задержки, что существует опасность биологического заражения, что о природе этой опасности я не имею ни малейшего представления, и что ввиду отсутствия ярко выраженных симптомов возможного заболевания нам необходима самая тщательная медицинская проверка из возможных и как можно более точные данные о характере перевозимого груза.
Как капитан потенциально опасного корабля я ожидал от них заградительного огня и полного уничтожения, но, к моему удивлению, уничтожать нас не стали. Напротив – мой корабль досконально осмотрели специалисты… И совершенно случайно нашли в личных вещах одного из стажеров тайничок с контрабандой: один из этих чёртовых мозгляков пытался втайне от меня провезти с собой целых пять килограмм семян «вициа сатива», запаянных в пластиковый мешок! Учитывая, что по пути своего следования я должен был совершить трёхдневную остановку на планете Теитэ, населённой этими мерзкими гуманоидами, для которых запах и сок этого растения является сильнодействующим наркотиком, сравнимым по силе своего воздействия с метамфетаминовыми барбитуратами и крэком, эта находка тянула на серьёзную статью. И вместо профилактического медицинского карантина, как и полагалось по инструкции, все мы оказались под карающей дланью Закона.
Самое смешное, что пробирка, которую разбил неудачник-стажер, была, как оказалось, заполнена самой обыкновенной дистиллированной водой с небольшой примесью пищевого красителя синего цвета и сахара с какими-то добавками. Она не содержала вирусы, нет! Это была вакцина! Для головобрюхих псевдослизней с Кассаратты. У них бушевала какая-то эпидемия, и мой груз был той самой гуманитарной помощью, которую обязалось доставить на их планету наше правительство, но в силу каких-то причин не смогло сделать это вовремя, а из-за моих необдуманных действий, время было упущено окончательно, и сыворотка безнадёжно протухла. Сколько жизней стоила слизням моя ошибка, – одному Богу известно!
До трибунала дело не дошло, но всё-равно история закончилась для нас весьма скверно. Меня лишили нашивок капитана и с позором выгнали из Академии. Мне навсегда запретили занимать руководящие посты в центральных областях Галактики. Путь в Первые Корпорации был закрыт. Большая часть моего экипажа была арестована, мозгляк-наркодиллер отправился на каторгу, а остальных просто выбросили с родной планеты…
Вот так… Всего одна досадная случайность, и жизнь твоя летит в чёрную дыру, и ты никак не можешь ей помешать. В первый же свой рейс я поставил под угрозу жизнь пассажиров и экипажа, потворствовал контрабанде запрещённого товара, проявил профессиональную некомпетентность, поставил под угрозу существование другого вида… Да что там! На суде список моих прегрешений занял несколько страниц, хотя о большинстве из них я даже не догадывался! Они сумели раскопать такое количество мелких нарушений, что ни о каком помиловании не могло быть и речи…
Я вынужден был бежать на окраину Галактики и искать работу там. Впрочем, с моим-то образованием это оказалось довольно легко. Занять должность капитана и лично управлять хоть каким-нибудь кораблём мне не позволили, – законы Федерации едины во всех её областях, – но мне удалось сколотить небольшое состояние, работая консультантом у местных торговцев. Уровень образования на окраинах Галактики оставляет желать лучшего, и для меня всегда находится работа. Пусть не слишком законная, но всё же лучше, чем ничего…
(июль 2015)
Похожие статьи:
Статьи → Искусственная Луна
Рассказы → Лийка
Рассказы → Песочный человек
Рассказы → Красная трава
Рассказы → НаВаЖдЕнИе