Бесплатный сыр из мышеловки. Часть 2
в выпуске 2021/08/09ДЕЙСТВИЕ ПРОИСХОДИТ НА СЦЕНЕ МОГИЛЁВСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕАТРА ДРАМЫ И КОМЕДИИ Г. БОБРУЙСКА.
Часть 2
Полесов подбегает к Воробьянинову, становится перед ним на колено и целует руку.
Полесов. Моё почтение, Ваша Светлость!
Все с интересом наблюдают за его действиями.
Петухова. Но почему вы сразу не присоединились к нам?
Полесов. Статус не позволяет.
Петухова. Какой ещё статус?
Полесов. Тс-с! Это – запретная тема. В отличие от всех вас я соблюдаю конспирацию!
Воробьянинов. Вы в своём уме?!
Полесов. Ипполит Матвеевич! Я не имею полномочий распространять сведений о нашем тайном союзе!
Воробьянинов. Да бросьте вы! Сколько можно играть в эти игры?!
Полесов. Крепитесь! Полная тайна организации! Заграница нам поможет!
(Поёт песню «Заграница нам поможет»).
На память знаем явки и пароли,
Черпаем знанья из подпольных книг.
И друг за другом втихаря шпионим,
Чтоб не попутать наших и чужих.
Накрепко вжились в данные нам роли,
С врагов всё время не спускаем глаз.
В душе своей надеемся и помним,
Что заграница не забудет нас.
Припев:
Ясным днём и тёмной ночью
Мы свои скрываем лица,
Потому что знаем точно:
Нам поможет заграница.
Союз «Меча и (как его?) Орала»
Навек сплотил вокруг Остапа нас.
Нам лишь его по жизни не хватало,
Хотя встречались с ним всего лишь раз.
Мечта в душе живёт не угасая
О лучших днях в заветной стороне.
И пусть судьба порой бывает злая,
Возможно всё теперь у нас в стране.
Припев:
Ясным днём и тёмной ночью
Мы свои скрываем лица,
Потому что знаем точно:
Нам поможет заграница.
Петухова. С Вами всё ясно. У меня только один вопрос, если позволите: вы давно встречались с Бендером?
Полесов. Это – строгий секрет! Государственная тайна!
Паниковский. Совсем у товарища крыша поехала.
Полесов. Не вам решать, у кого что поехало! У нас руки длинные! Заграница нам поможет!
Полесов убегает за кулисы.
Паниковский. Это что – он мне угрожал?
Шахматист. Мне вот тоже как-то угрожали…
Петухова. Ради Бога, дальше можете не продолжать.
Шахматист. Почему?
Петухова. Потому, что вам не найти не только вариант обмена квартиры Васюков на Бобруйск, но и Бендера.
Шахматист. Бендера? А-а – гроссмейстера.
Воробьянинов. Да какой он к чёрту гроссмейстер?!
Балаганов. Да такой же, как вы – отец русской демократии.
Воробьянинов. Я попросил бы вас…
Балаганов. Что попросил бы? Гебен зи мир битте?
Воробьянинов. Хам! Гебен зи мир битте …Может быть, вам дать ключ от квартиры, где деньги лежат?!
Балаганов. Ключ? Неплохо было бы!
(Поёт песню «Ключ от квартиры»).
Кто жизнью доволен - не чувствует жизнь,
И делает всё, как павлин, не спеша,
Ему не нужна цель, особая прыть,
И ключ от квартиры, где деньги лежат.
Тому, кто готов хлеб с ладошки клевать
И нету в кармане давно ни шиша,
Не хочется как-то на роскошь плевать
И ключ от квартиры, где деньги лежат.
Припев:
Ключи от квартиры – мечта идиота,
Она непосильна порой для кого-то.
Но самая лучшая в мире –
Мечта о ключе от квартиры.
Паниковский.
Кем ни был бы ты – демон или святой –
Все в мире давно постоянно грешат.
Все ищут к богатству путь свой непростой
И ключ от квартиры, где деньги лежат.
Лишь только тому, кто судьбу, не кляня,
От трудностей жизни своей не бежал,
Архангелы дарят, крылами звеня,
Тот ключ от квартиры, где деньги лежат.
Припев:
Ключи от квартиры – мечта идиота,
Она непосильна порой для кого-то.
Но самая лучшая в мире –
Мечта о ключе от квартиры.
Грицацуева. Знаете, товарищ шахматист, а я шахматам обязана счастливейшими часами жизни!
Шахматист (радостно). Вы ходите в шахматный клуб?
Грицацуева. Я-то нет. Но мой бывший муж, если быть точной – третий, ходил часто.
Синицкая. Говорят, что он даже стал гроссмейстером и как-то выиграл крупный международный турнир?
Грицацуева. Да он всё что угодно делал, лишь бы мусор из дома не выносить! Он даже однажды переиграл компьютер, но перед этим обыграл в шахматы утюг, сковородку и свёл вничью партию со стиральной машиной!
Востриков. У нас в психушке тоже недавно устроили турнир по быстрым шахматам.
Балаганов. А что это такое?
Востриков. Ну, это когда на партию всего час даётся.
Балаганов. Да? И кто выиграл?
Востриков. Как кто? Я!
Балаганов. В самом деле?
Востриков. Я единственный, кто за час смог фигуры расставить!
Петухова. Кстати, а как вам удалось покинуть психиатрическую больницу?
Востриков. Да по глупости. Смотрел как-то новости по телевизору и возьми да ляпни: «Хорошо, что я в дурдоме нахожусь!» Меня сразу и выписали.
Шахматист. Это всё мелочи! Шахматы – это смысл жизни! Это даже лучше, чем секс!
Щукина. Неужели? Это почему же?
Шахматист. Да потому что, играя в шахматы, вы не обязаны разговаривать с вашими соперниками, покупать им цветы и конфеты, не должны целовать их и можете в то же время пить пиво и курить. Единственное, что огорчает, это то, что я постоянно проигрываю.
Да и, честно говоря, мне в последнее время и играть-то не с кем.
Петухова. Как так?
Шахматист. А вы стали бы играть с тем, кто во время игры ругается матом, бросается фигурами, бьёт тебя доской по голове?
Петухова. Конечно, нет!
Шахматист. Вот и они не хотят играть со мной. Но всё это неважно…
(Поёт песню «Неважно»).
Король на шахматной доске
Порой слабее пешки.
И ты решаешь в спешке,
Как скромно проиграть.
Затылок тщетно трёшь в тоске,
Ловя себя на мысли,
Что нету больше смысла
Спасения искать.
Припев:
Неважно, сколько зим и лет
Ты в шахматы играешь.
Гроссмейстера авторитет
Талантом не задавишь.
Пусть знает он лишь пешки ход –
Е2 и Е4 –
В твоей душе соблазн растёт
Стать самым умным в мире.
Король на шахматной доске
Неверен королеве:
Порой идёт налево,
Свой не обдумав ход.
Хоть жизнь висит на волоске,
В ферзи стремятся пешки.
На глупые усмешки
Противник ваш плюёт.
Припев:
Неважно, сколько зим и лет
Ты в шахматы играешь.
Гроссмейстера авторитет
Талантом не задавишь.
Пусть знает он лишь пешки ход –
Е2 и Е4 –
В твоей душе соблазн растёт
Стать самым умным в мире.
Е2, Е2 я в шахматы играю.
Е2, Е2 их смысл я понимаю…
КЛИП (анимация).
Шахматная доска с фигурами. Начало игры. Белая пешка делает ход Е2-Е4. Чёрная пешка вопросительно смотрит на своего короля, который в незнании пожимает плечами. Тогда она достаёт револьвер и стреляет в соперницу, которая замертво падает. Ферзи с обеих сторон вскакивают на коней и ведут в атаку своё войско. Начинается шахматная баталия. На доске появляются пушки, раздаются выстрелы. Поле брани рассыпается на чёрные и белые клетки. Покалеченные шахматные фигуры совместно собирают из разбросанных клеток доску. Соперники вновь выстраиваются по своим местам.
Теперь чёрная пешка делает ход Е2-Е4. Белая пешка достаёт револьвер и стреляет себе в висок. Её король выбрасывает белый флаг. Высвечивается надпись GAME OVER.
Петухова. Если вам неважно, что Бендер не гроссмейстер и легко одурачил вашу васюкинскую шахматную секцию, так зачем вы его ищете?
Шахматист. Неважно. (Уходит, махнув обречённо рукой).
Петухова. Странная логика… Хотя он не так уж и глуп, насколько кажется. Ему нужен Бендер не для того, чтобы отомстить: он хочет у него научиться блефу, который часто важен при игре в шахматы. Как, впрочем, шулерство и обман свойственен многожёнцам, старым холостякам и жиголо.
Балаганов. В этом вопросе у нас нет равных Паниковскому.
Петухова. Серьёзно?
Балаганов. Вы ещё сомневаетесь? Он единственный среди нас, кто не один раз связывал себя узами брака, не считая Грицацуеву. Но она – женщина, ей можно простить такую слабость.
Паниковский.
(Поёт песню «Большая родня»).
Как это всё сложно: жена, дети, внуки,
Сваты, кумовья, братья, сёстры супруги,
И вся остальная большая родня.
Оставьте в покое, прошу вас, меня!
Припев:
Если б я холостым оставался,
То не видел кошмарные сны,
И с ножом на меня не кидался б
Третий муж моей пятой жены.
Я весь в паутине межродственных связей,
Хотя всю родню и не видел ни разу.
Лишь сколько детей настрогал, помню я.
Быть может, кто в старости вспомнит меня.
Припев:
Если б я холостым и остался,
Не нашёл бы единственной той.
Всё равно б в сети брака попался,
Будь она сотни раз сиротой.
Петухова. Ипполит! А вы почему отмалчиваетесь? Ведь Бендер был вашим главным компаньоном в поисках моих сокровищ. Каким безмозглым существом нужно было быть, чтобы доверить поиск моих бриллиантов первому встречному проходимцу?!
Воробьянинов. Ну почему же? Без него мне было бы весьма сложно выйти на их след.
Петухова. Конечно, после того как вы прокутили деньги старгородских заговорщиков, которые вам дал наивный опекун Остап Бендер, и вы упустили шанс купить стулья на аукционе. Не зря я отговаривала Мари выходить за вас замуж. Только слепой мог не увидеть, что вы не пропускаете ни одной юбки! Как же Воробьянинов мог пройти мимо глупышки Лизы Калачовой!
Воробьянинов. Елизаветы Петровны!
Петухова. Вам виднее. А как близка была перед вами россыпь бриллиантов, которые из поколения в поколение передавали мои предки! А вы променяли их на пьянку в ресторане «Прага».
Воробьянинов. Да, уж, бриллианты!
(Поёт песню «Бриллианты мадам Петуховой»).
(Подходит к Петуховой и, элегантно пригласив, танцует с ней танго).
Бриллианты Мадам Петуховой
Днём и ночью тревожат меня!
Став героем романа лихого,
Я немало ролей поменял.
Был отцом демократии русской,
Приближённой особой к царю,
Нищим был со словарной нагрузкой:
«Гран мерси, данке, благодарю».
Припев:
Бриллианты, бриллианты, бриллианты
Тревожат меня.
(Усадив на место Петухову, приглашает на танец Синицкую).
Бывший член Государственной Думы
Весь объездил Советский Союз.
Хоть не раз выходил на трибуну,
Я Остапа, как чёрта, боюсь.
Только он мог лишь взглядом унизить
И заставить штиблеты лизать.
Чемпион ежедневных коллизий,
Он не смог победителем стать.
Припев:
Я Остапа, я Остапа, я Остапа,
Как чёрта, боюсь.
(Простившись с Синицкой, танцует со Щукиной).
Паниковский и Балаганов на заднем плане пародируют танго Воробьянинова.
Бриллианты Мадам Петуховой
Я на мирную жизнь променял.
Сладких грёз золотые подковы
Постоянно топили меня.
Был богат предводитель дворянства,
И соседи смотрели мне в рот.
Но теперь только стало мне ясно,
Что я – вечный по жизни банкрот.
Припев:
Что я вечный, что я вечный, что я вечный
По жизни банкрот.
КЛИП.
Танго Воробьянинова с партнёршами и пародия детей лейтенанта Шмидта переплетаются с воспоминаниями Кисы о дореволюционных балах на различных приёмах.
Фунт. Извините, что вмешиваюсь в ваш разговор, но мне очень знакома фамилия «Петуховы». Не были ль вы замужем за господином Петуховым Даниилом Альбертовичем?
Петухова. Да, так звали моего покойного мужа. А вы откуда его знаете?
Фунт. Сидел я как-то в одной камере с господином Петуховым, и он мне поведал преинтереснейшую историю. Если желаете, могу вам её изложить.
Паниковский. Естественно! Нужно же, в конце концов, пощипать пёрышки и этой курице.
Фунт. Так вот. Сидел Даниил Альбертович за своё дворянское происхождение. Но дело не в этом. Были у него дочь Мари и сын Александр, которого в младенческом возрасте украли цыгане, стоявшие табором у их поместья. Я не ошибаюсь?
Петухова (чуть слышно). Нет.
Фунт. Так вот. Всю оставшуюся жизнь он посвятил поискам сына, пока советы не усадили его за решётку за непролетарское происхождение.
Грицацуева (вытирая слезу). И что, так и помер, не найдя ребёночка?
Фунт. Вполне возможно, но на след сына он вышел. В Бутырке ему рассказали, что некий молодой человек какое-то время разыскивал свою семью: перед смертью старая цыганка призналась ему, что он не родной её сын и обо всём ему поведала.
Балаганов (вскакивает со стула). Так это ж – я! Я искал маманю с отцом! Кто б мог мне ещё подсказать, как снискать хлеб насущный…
Грицацуева (рыдая). Бедняга!
Щукина. Отпад!
Петухова приподнимается со стула, Балаганов подходит к ней.
Балаганов. Мама!
Петухова. Сынок!
Балаганов бросается в объятия Петуховой и усаживается к ней на колени. Вдруг его осеняет.
Балаганов. Так, значит, это мои бриллианты искал Бендер в стульях!..
Фунт. Я вам сочувствую.
Балаганов. А ты кто такой, чтобы сочувствовать?
Паниковский (вздыхая). Боже, как всё запущено…Шура, не делайте мне стыдно!
Балаганов. Это чисто риторический вопрос.
Фунт. Я – Фунт. Я всю жизнь сидел за других. Такая моя профессия – страдать за кого-то.
(Поёт песню «Зуб даю»).
Сижу за всех – жульё и коммунистов.
Освобожусь – и снова за решётку.
Мой общий срок, наверное, лет триста,
Но не кричу об этом во всю глотку.
Припев:
Я – скромный Фунт, но имя стало брендом,
И помнят все, кто мне по гроб обязан:
Свободы их счастливые моменты
Я не нарушил, зуб даю, ни разу.
«Сижу на нарах, как король на именинах,
И пайку "чёрного" мечтаю получить…»
Пусть не был я ещё в бобруйской зоне,
Быть может, там и мне найдётся место.
И если кто из вас боится вскоре
Туда попасть – могу сидеть я вместо.
Припев:
Я – скромный Фунт, но имя стало брендом,
И помнят все, кто мне по гроб обязан:
Свободы их счастливые моменты
Я не нарушил, зуб даю, ни разу.
«Мурка, ты мой Мурёночек!
Мурка, ты мой котёночек!
Мурка, Маруся Климова,
Прости любимого!»
Сижу за всех – жульё и коммунистов.
Привык давно и это мне в охотку.
На Фунта всем приходится молиться,
Кто платит и не хочет за решётку…
КЛИП.
Фунт сидит на нарах в камере-одиночке. На стене висит календарь за 2090 год, рядом – вымпел «УДАРНИК СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА», на столе стоит огромный фикус. Звенит звонок, и конвоир ведёт Фунта по коридору тюрьмы в столовую, где тот усаживается за отдельный столик. К столику подходит официант и подаёт заключённому меню. Фунт придирчиво выбирает блюда к обеду и закуривает сигару, пренебрежительно оглядывая зеков, бросающих на него недружелюбные взгляды. Официант на блюде приносит ананас, шампанское и фрукты.
Фунт моется в бане в отдельной душевой кабине, оборудованной по последнему слову техники. Всё тело его в наколках известных фирм, на спине большими буквами наколото: ЗДЕСЬ МОГЛА БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА!
Петухова (скидывая Балаганова с колен). С вами всё ясно. Насколько я понимаю, Бендера ни в одной из тюрем вы не встречали?
Фунт. К сожалению, нет. Он чтил уголовный кодекс. Но каким отличным собеседником был Бендер! Ему было что сказать на любую волнующую вас тему, будь то проблемы эмиграции или последние новости с раскопок египетских пирамид.
Паниковский. Да, когда-то были фараоны и евреи. Фараоны вымерли, евреи остались. Были инквизиторы и евреи. Инквизиторы вымерли, евреи остались. Были нацисты и евреи. Нацисты вымерли, евреи остались. Теперь остались демократы, да только какие они евреям соперники…
Балаганов. Вы что хотите сказать?
Паниковский. Да ничего, просто евреи вышли в финал. И, по-моему, давно всем понятно, кто станет чемпионом.
Балаганов. Кто и где будет играть этот финал? Они ж все за границей.
Паниковский. К сожалению, Шура, на этот раз вы правы: они все уехали…
(Поёт песню «Уехали…»)
Поверив в сказку о заморской жизни,
Уехали евреи за бугор.
Нацелены у них все были мысли
Туда, где, им казалось, жить легко.
Пусть ставили порой в колёса палки,
По-своему был в чём-то каждый прав.
Не видно больше их на Социалке –
Кто смог, увёз с собой свой гордый нрав.
Припев:
Полгорода в Америке, полгорода в Израиле…
Уехали отсюда, но не вдруг.
Сегодня эмигранты Бобруйск и не узнали бы,
Хотя остался в нём еврейский дух.
Уехали, оставили квартиры и имущество,
Но родину свою не позабыв.
Чтоб им по жизни легче и проще было мучиться,
Их приютил Нью-Йорк и Тель-Авив.
Кто знал, что времена не те настанут,
Открыто можно будет шапки шить.
И глупые запреты в лету канут,
И проще и свободней станет жить.
Не нужно будет обивать пороги,
Чтобы открыть легальный швейный цех…
Куда сейчас труднее в синагоге
У Бога замолить свой смертный грех.
Припев:
Полгорода в Америке, полгорода в Израиле…
Уехали отсюда, но не вдруг.
Сегодня эмигранты Бобруйск и не узнали бы,
Хотя остался в нём еврейский дух.
Уехали, оставили квартиры и имущество,
Но родину свою не позабыв.
Чтоб им по жизни легче и проще было мучиться,
Их приютил Нью-Йорк и Тель-Авив.
Уехали, но всё-таки они в душе надеются,
Что в возвращеньи есть свой позитив.
Бобруйск в своём названии на части две не делится,
Как делится Нью-Йорк и Тель-Авив.
Бобруйск в своём названии на части две не делится,
Как делится Тель-Йорк и Нью-Авив.
КЛИП.
Железнодорожный вокзал Бобруйска. На первом пути стоит состав пассажирского поезда. На вагонах висят таблички БОБРУЙСК-НЬЮ-ЙОРК и БОБРУЙСК–ТЕЛЬ-АВИВ.
Вагоны с чемоданами в руках атакуют желающие покинуть родину. Состав трогается, кто отстал от поезда, машет ему вслед кулаками. И лишь голубой воришка Александр Яковлевич некоторое время бежит вслед за последним вагоном.
А в это время по Бродвею счастливая мадам Грицацуева идёт под ручку с Воробьяниновым. Мимо них на кабриолете, махнув им рукой, проезжает Эллочка Щукина. Киса шлёт ей воздушный поцелуй. Парочка останавливается около одного из театров и читает афишу «STRASTI PO BENDERU».
На скамейке возле дверей банка греется на солнышке Фунт. В руках он держит газету «Правда» и отмахивается ей от мух. К нему подходят двое полицейских и, взяв его под руки, уводят в спецавтомобиль.
Паниковский, одетый в форму армии Израиля, лежит в окопе с винтовкой в руках. Достав бинокль, он смотрит на демонстрацию арабов. Арабы что-то возмущённо кричат, размахивая флагами, плакатами и транспарантами. На одном из них написано: «Паниковского - в Президенты острова Борнео». Обалдевший сын лейтенанта Шмидта падает в обморок.
А на железнодорожном вокзале Бобруйска то же столпотворение у касс и на перроне. Очередной поезд в землю обетованную даёт сигнал к отправлению, отчего буквы в названии станции БОБРУЙСК делятся на две части: БОБР и УЙСК. Вторая часть повисает на стене, наклонившись вниз.
Слышится храп заснувшего Фунта.
Петухова (в отчаянии). Если нам, в конце концов, удастся остановить Бендера, я исполню все ваши заветные желания, какими невероятными или странными они не показались бы!
Щукина. Железно!
Грицацуева. Это уму непостижимо! Откуда вы можете знать про наши мечты, и как вам удастся воплотить их в жизнь?
Петухова. Не забывайте, что я – покойница и научилась кое-чему там…(Тычет пальцем в небо).
Балаганов. А как же Паниковский? Он ведь тоже умер?!
Петухова. По большому счёту – мы все уже мертвецы. А Паниковский – еврей, и он находится в Бобруйске, городе, который евреи покинули. Ещё и поэтому здесь он бессилен.
Синицина. И что теперь делать? Никто не знает, где искать Бендера, и вообще, неизвестно: жив ли он?
Петухова. Остаётся последний способ – нужно попробовать вызвать его дух. Кто знает, возможно, он успел покинуть этот бренный мир. Тогда все мы сможем считать свою миссию выполненной.
Воробьянинов. Но как? Как вызвать его дух?
Петухова. Посредством спиритического сеанса.
Грицацуева зажигает свечи в подсвечниках. Все берутся за руки, образовывая за столом неразрывной круг.
(Поют песню «Мы вызываем духи»).
Петухова.
Узнать всю правду наперёд
Мы так хотим порою!
Быть в курсе, кто безбожно врёт
Нам хочется с тобою.
Паниковский.
Так хочется, ядрёна мать,
Всегда вперёд всё видеть,
И под уздечку всех держать,
Любить и ненавидеть!
Востриков.
Шаманы, ведьмы, колдуны –
Вчерашнее наследство.
Они не разгадают сны
И не найдут нам средства
Воробьянинов.
Раскрыть все тайны бытия
И заглянуть за двери.
И им давно ни ты, ни я
Уже совсем не верим.
Грицацуева.
И если не помог никто,
То в самый поздний вечер
Садимся мы за круглый стол
И зажигаем свечи.
Петухова.
Пытаемся сомненья гнать,
В замок сцепляем руки.
И чтобы правду всю узнать,
Мы вызываем духи…
Вызываем дух Бендера Остапа-Сулеймана-Берта-Мария Бендербея.
Свечи в подсвечнике гаснут, и на сцене появляется Бендер с чемоданом Корейко в одной руке и кондукторским фонарём в другой.
Бендер (размахивая фонарём). Станция Хацепетовка!
Следующая – Бобруйск! Выходите, граждане! Приехали! (освещает фонарём собравшихся).
Ба! Вся честная компания в сборе! Прямо-таки «Союз Меча и Орала»! Вы, господа, отбились от рук, коль продолжаете жить и здравствовать без ведома своих создателей. Паниковский и Воробьянинов, Балаганов и Востриков, Зося и Эллочка – вы, как говорится, из разных опер, но всё туда же, в присяжные заседатели.
Посмотрите на себя, святоши! Вам ли меня судить? Не я ли хотел помочь многим из вас морально и материально? Куда уж там! Вы вместе с мадам Петуховой, которую видите впервые, решили перемыть мне косточки и «призвать меня к ответу»? Вам не кажется, что вы перегнули палку? Хотя, к чему я всё это говорю, кому хочу что-то доказать? К вашему глубочайшему сожалению, суд окончен, а вердикт так и не вынесен. Но, несмотря ни на что, лёд тронулся!
Он ставит фонарь у стоящего по центру стула, достаёт опасную бритву и вспаривает ей сиденье стула. Достав изнутри стула шкатулку, он открывает её и достаёт оттуда драгоценности. Подержав некоторое время их в руках, он открывает чемодан и высыпает в него бриллианты на денежные купюры Корейко.
Бендер.
(Поёт песню «Как на ладони»).
Всё это было бы смешно, не будь так грустно.
Не всё так просто, как нам может показаться:
Судьба направила б меня в другое русло,
И не сидеть вам в мягких креслах и смеяться.
Не в деньгах счастье, говорят, не в глупой славе,
(Достаёт из чемодана купюры и кидает их в зрительный зал)
Но каждый всё-таки стремится быть удачным.
Со сцены нам не видно лиц всех тех, кто в зале, -
Как на ладони мы пред вами однозначно.
Переверну последний лист и этой пьесы,
И по-английски сгину – некогда прощаться.
Пересеку границу я легально в Бресте.
Уеду в Рио… Или, может, здесь остаться?
КЛИП.
Во время исполнения песни демонстрируются кадры из фильмов, снятые в разные годы и с разными актёрами, где роль Бендера исполняют Юрский, Гомиашвили, Миронов, Крылов и Меньшиков.
Бендер. Заседание закончено, господа присяжные заседатели! Дело Бендера живёт и побеждает! Парадом командую по-прежнему я!
(Поёт песню «Командовать парадом буду я»).
Все крутятся вокруг меня,
Хвостом своим виляя,
В надежде получить кусок
Вкусней и пожирней.
Хоть большинство в чём дела суть
Совсем не понимает,
Ответственность же, как всегда,
За них висит на мне.
Припев:
Командовать парадом буду я!
Пусть все бегут по переулкам узким,
Когда играет марши в честь меня
Оркестр военный города Бобруйска.
Пусть я не маршал, не солдат,
Но отдаю приказы.
Стратегия моя видна
Мне только одному.
Не ошибался в планах я
Ещё почти ни разу.
А если в чём-то виноват,
Готов признать вину.
Припев:
Командовать парадом буду я!
Пусть все бегут по переулкам узким,
Когда играет марши в честь меня
Оркестр военный города Бобруйска.
Перед сценой, исполняя марш «Прощание славянки», проходит духовой оркестр Бобруйской военной комендатуры. Бендер отдаёт оркестру честь, а затем дирижирует им.
Захватив чемодан, Бендер уходит за оркестром, подняв правую руку вверх со сложенной из пальцев буквой V.
Востриков.
(Поёт тонким голосом).
И будешь ты царицей мира,
Подруга вечная моя…
Где здесь находится исполком?
Балаганов. А вам-то зачем?
Востриков. Что за глупые вопросы! Как зачем? Я – сын лейтенанта Шмидта!
(Востриков рвёт на себе рубаху.) На волю! На волю! В пампасы!
Захватив топор, отец Фёдор решительно уходит прочь. Паниковский крутит пальцем у виска.
Щукина. Прелестно!
Воробьянинов (поднимается со стула и обращается к Петуховой). Чьи эти стулья?!
Петухова (испуганно). Я их взяла из кабинета главного режиссёра.
Воробьянинов. Как его фамилия: Эпельбаум? Циммерман?
Петухова. Откуда мне знать.
Воробьянинов. Но – бриллианты!!!
Петухова. Это была моя ловушка для Бендера! Я не настолько наивна, чтобы спрятать все драгоценности в один стул и рассказать об этом вам даже на смертном одре! Вы, Ипполит, и так прошляпили бриллианты, которые должны были достаться моей покойной дочери Мари!
Я заманила Бендера в мышеловку, но никто из вас не осмелился захлопнуть её! Вам важнее ваши личные проблемы!
Паниковский. Но почему вы сами не остановили его?!
Петухова. А зачем? Деньги мне, как вы понимаете, там не нужны.
Грицацуева. Так зачем вы вообще затеяли эту аферу?
Петухова. Не думайте, что вы единственная, кто попался на его удочку. Он и мне предлагал руку и сердце, но я вовремя опомнилась, поняв об истинных его намерениях.
Щукина. Шок!
Паниковский. Но вы же говорили, что единственная из нас, кто с ним не сталкивался!
Петухова. Если бы я сразу выложила все карты, вы бы не стали меня слушать.
Звонит мобильный телефон Грицацуевой (звучит рингтон «Хава Нагила»).
Грицацуева. Грицацуева у аппарата…На приём к мэру? Да, записывалась…По какому вопросу? По личному…Господин мэр, это – вы?! Где находитесь – в зале?! Я лечу квам!
(Обращается вслед ушедшему Бендеру).
Суслик, прости, но мы с тобой в разводе.
Убегает в зал, садится на колени мэру и, обняв его, что-то шепчет на ухо.
На сцену в этот момент вбегает взъерошенный Корейко, за ним следом входит Козлевич, чеша затылок.
Корейко. Он украл мой чемодан с деньгами из камеры хранения!
Синицкая. Кто – он?
Корейко. Бендер!!!
Синицкая. Так Вам и надо, миллионер-одиночка!
Петухова. Так всё-таки Бендер снова выследил вас?
Корейко. Это ты всё подстроила, старая ведьма! «Бендер во всём виноват!» Да ты с ним в сговоре! Пудрит нам мозги, а сама ждёт момента улизнуть отсюда и поделить мои деньги!
Подбегает к Петуховой и пытается душить её.
Петухова. Эпполе-эт, помогите!
Воробьянинов. Обращайтесь за помощью к своему сыночку Балаганову.
(Напевает.)
Мяу, Киса, ненавистная любовь.
Я зализывать свои не буду раны…
Петухова с трудом вырывается из рук Корейко и убегает. Корейко бежит вслед за ней.
Балаганов. Какие все стали нервные!
Паниковский. Да, Шура, вы снова правы! Не зря Бендер говорил: «Дышите глубже: вы взволнованы!»
(Поёт песню «Дышите глубже!»)
Не стоит тратить нервы зря
По поводу и без.
Их, говорят, восстановить
Потом не суждено.
Но если в вас благодаря
Делам вселился бес,
Приходится себя винить
Во всех невзгодах. Но…
Припев:
Дышите глубже: вы взволнованы!
Пилюли пейте: вы возбуждены!
Когда к кровати будете прикованы,
То никому не станете нужны.
Не соглашайтесь никогда
На глупый компромисс.
Его последствия, увы,
Вам могут навредить.
Но если вдруг пришла беда,
Лицом ложитесь вниз.
До пенсии, быть может, вы
Сумеете дожить.
Припев:
Дышите глубже: вы взволнованы!
Пилюли пейте: вы возбуждены!
Когда к кровати будете прикованы,
То никому не станете нужны.
Щукина (обращается к Козлевичу). Парниша, таксо свободен?
Козлевич. Да, пани Эльжбета.
Щукина. Красота! Едем! (Шлёт воздушный поцелуй залу). Чао!
Уходит со сцены вместе с Козлевичем.
Балаганов (обратив внимание на татуировку на теле Эллочки). Михаил Самуэлевич, как вамЭллочкина татуировка?
Паниковский. Шура, бога ради, только не рассказывайте анекдот про старух с татуировками на поясницах и ягодицах и пирсингом во всевозможных местах!
Балаганов. Да я не про это! Сколько раз я сидел в тюрьмах, а у меня нет ни одной наколки! Сколько раз просил сделать, но меня только посылали.
Паниковский. Я на вас, Шура, удивляюсь! Честность – это неумение быстро придумывать другие варианты. А если вас кто-то послал, значит, вас где-то ждут. Эх, Балаганов, вы такой наивный, вас ещё надо учить да учить.
Балаганов. Спасибо, меня в тюрьме уже научили и писать, и читать, когда я сидел в первый раз. А потом посадили за подделку документов.
Паниковский. Это всё не то. Вам не хватает жизненного опыта, встреч с интересными, а главное нужными людьми, с которыми надо почаще видеться.
Балаганов. Так, когда же мы встретимся?
Паниковский. Ну, давайте завтра.
Балаганов. Где?
Паниковский. А где хотите.
Балаганов. В какое время?
Паниковский. Всё равно.
Балаганов. Ладно. Только умоляю: не опаздывайте!
Паниковский и Балаганов уходят в разные стороны сцены.
Синицкая. Ипполит Матвеевич, идёмте отсюда. Мне кажется, здесь нам больше делать нечего!
Киса бросается к вспоротому стулу и, стоя на коленях, проверяет его внутренности.
Воробьянинов. Вы правы, Зося Викторовна. Финита ля комедия!
Новоиспечённая парочка уходит за кулисы.
На сцене, оглядываясь по сторонам, появляется Александр Яковлевич с шахматной доской в руках. Он подходит к столу и прислушивается к храпу Фунта.
Александр Яковлевич. Мне так стыдно…
С этими словами он кладёт доску на стол и связывает из скатерти большой кулёк. Он собирается уйти, но на сцене появляется одноглазый шахматист.
Шахматист. Альхен, сволочь, верни шахматы!
Голубой воришка, схватив кулёк, бросается прочь. Шахматист бежит вдогонку и на краю сцены сбивает его с ног. Завязывается потасовка. Дерущиеся скатываются за сцену.
От грохота просыпается Фунт.
Фунт. Что, всех уже арестовали? (Оглядываясь). И мне опять одному придётся отдуваться? (К зрителям). А вы что сидите – представление окончено. Пора и честь знать и расходиться по домам. Не хотите? Ждёте продолжения? Надеетесь на мои тюремные связи? Конечно, я могу организовать для вас концерт, где выступят именитые певцы, знаменитые скрипачи, замечательные танцоры, лучшие юмористы…
Голос из зала. А можно уже без евреев?
Фунт. Конечно, можно. Спектакль окончен! Занавес!
Опускается занавес.
На сцену выбегает запыхавшийся Козлевич.
Козлевич (к публике). Подождите! Подождите! Всем стоять! То есть - сидеть! (Откашлявшись, пробует голос).
Ме-э-э. Тьфу! Ми-и-и…
(Поёт песню «Шура Балаганов»).
Как бы ни было то странно,
Не прошло почти и века,
Славный Шура Балаганов,
Всё-таки в Бобруйск приехал.
Пусть завидуют и злятся
Дети лейтенанта Шмидта:
Шура первым смог добраться –
Их сегодня карта бита!
Появляется Бендер в обнимку с Балагановым и подхватывает песню.
Бендер.
Был нелёгким путь далёкий
Через тернии и тюрьмы,
Всё же путник одинокий
От отчаянья не умер.
Одолев боль и невзгоды,
Балаганов нас не бросил:
И в жару, и в непогоду
Он стоит сегодня в бронзе.
Балаганов.
Счастья луч давно погасший
Вспыхнул в сердце с новой силой.
Я не верил, что однажды
Попаду в столицу мира.
В книге Ильфа и Петрова
Надо мною все смеются.
Но Телёнка Золотого
Я держу в руке на блюдце.
На экране появляются кадры открытия в Бобруйске бронзовой скульптуры Шуры Балаганову.
Все, обнявшись, уходят. На сцену выбегает Паниковский.
Паниковский. А как же я? Не уходите! Возьмите меня, я хороший! (Переводит дыхание). Честное благородное слово, какие все болваны! (Сморкается в платок). Но откуда Бендер мог знать, что в этом стуле именно в Бобруйске находятся бриллианты и что бестолковый Корейко до сих пор таскает свой драный чемодан с деньгами?! Это просто какой-то кошмарный сон! Боже мой, почему проходимцам везёт? Чтоб я так жил…
Грустный гусекрад уходит со сцены.
На сцене под музыку поднимается занавес, за которым стоят все герои спектакля. Они исполняют песню «P.Sпящий Бобруйск».
Бендер.
Секретов полон каждый дом
И каждая квартира.
От них зависят иногда
Успех и благодать.
И если трудно их раскрыть
В любом районе мира,
То в нашем городе о них
Должны все люди знать.
Все вместе.
Припев:
Бобруйск спит под огромным одеялом,
Для горожан оно для всех одно,
И то, о чём подумала лишь Сара,
Абрам уже узнал давным-давно.
Жизнь в городе, как будто бы в засаде.
Чтоб нюх случайно свой не потерять,
То, что задумал Яша на Форштадте,
Все в Титовке, проснувшись, будут знать.
Петухова.
Пусть солнце светит, тайны все
Надёжно мраком скрыты,
Под крепким каменным замком
Их бережно хранят.
Но лишь луна взойдёт и вслед
За ней звезда Давида,
Любой сверх сказочный секрет
Без штурма будет взят.
Все вместе.
Припев:
Бобруйск спит под огромным одеялом,
Для горожан оно для всех одно,
И то, о чём подумала лишь Сара,
Абрам уже узнал давным-давно.
Жизнь в городе, как будто бы в засаде.
Чтоб нюх случайно свой не потерять,
То, что задумал Яша на Форштадте,
Все в Титовке проснувшись, будут знать.
Балаганов.
Не говорите никому
То, что у вас нет связей;
Любой порою ради них
На всё пойти готов.
Быть может закадычный друг
И собутыльник Вася
Отличный знает компромат
На ваших всех врагов.
Все вместе.
Припев:
Бобруйск спит под огромным одеялом,
Для горожан оно для всех одно,
И то, о чём подумала лишь Сара,
Абрам уже узнал давным-давно.
Жизнь в городе, как будто бы в засаде.
Чтоб нюх случайно свой не потерять,
То, что задумал Яша на Форштадте,
Все в Титовке проснувшись, будут знать.
Паниковский (прибежавший из-за кулис).
Спокойной ночи, Скрипочка, Назаровка и Дедново,
Естественно, шестой микрорайон!
Пусть спят Форштадт и Титовка, и что во сне пригрезится,
Всё наяву останется лишь сном.
Бендер.
И чего только не приснится в этом славном городе!
Сладких снов вам, бобруйчане!
Занавес.
Похожие статьи:
Рассказы → Культурный обмен (из серии "Маэстро Кровинеев")
Рассказы → Незначительные детали
Александр Винников # 24 июля 2021 в 16:55 +1 | ||
|
Добавить комментарий | RSS-лента комментариев |