Начиная с XVIII в. и позднее в литературе важное место занимают готический ужастик и фэнтези, а с ними - и всевозможные визуализации: в фильмах, на телевидении, в комиксах. Указанные жанры достигли расцвета в XIX в., благодаря трудам таких мэтров, как писатель Эдгар Аллан По и художник-иллюстратор Густав Доре. Но только в начале века ХХ-го этот «популистский» поджанр становится самоценным: «странная беллетристика» (weird fiction, термин Лавкрафта), привыкшая сочно и аппетитно живописать сверхъестественные ужасы, заняла свое четко определенное место на страницах американского журнала фэнтези и ужасов Weird Tales, первый номер которого вышел в 1923 г. (И до сих пор пользуется спросом!)
Weird Tales может считаться предшественником EC Comics в создании жутких и зловещих заголовков и частенько именуется единственным изданием «странной» беллетристики и иллюстраций начала ХХ в. Но достаточно оглянуться всего на несколько лет назад и на другой континент, чтобы найти журнал для немецко-говорящих поклонников жанра Der Orchideengarten (Сад Орхидей) – действительно самый первый журнал ужасов и фэнтези. За период с января 1919 г. по ноябрь 1921 г. вышел 51 номер.
В журнале были представлены работы редакторов Карла Ханса Штробла и Альфонса фон Чибульки, таких известных современников, как Уэллса и Карела Чапека, а также прославленных предшественников – Диккенса, Пушкина, Ги де Мопассана, По, Вольтера, Вашингтона Ирвинга, Натаниэля Готорна и других. «Хотя два номера Der Orchideengarten были посвящены детективам, - пишет 50 Watts, - и один – эротическим приключениям рогоносцев, в целом, этот журнал публиковал произведения в жанре фантастики». А еще – великолепные подборки причудливых и необычных иллюстраций.
50 Watts цитирует описание иллюстраций Францем Роттенштейном, варьировавшихся от «средневековых гравюр на дереве, через работы макабрических мастеров Густава Доре и Тони Джоханнота, к современным немецким художникам Рольфу фон Хёршельманну, Отто Леннекогелю, Карлу Риттеру, Генриху Клею и Альфреду Кубину». Эти художники создавали обложки и иллюстрации для журнала – как представленные в нашем обзоре, так и те, которые можно увидеть в 50 Watts, The black sun и на сайте Джона Култарта (John Coulthart).
«Что поражает меня в этих черно-белых рисунках», чрезмерных (плотных, сложных для понимания), полных ярости сценах, созданных пером и чернилами, - комментирует Култарт, - «это – насколько они отличаются по стилистике от тех, что вскоре появились на страницах американских и не только низкопробных журналов. Эти рисунки куда более качественны и, нередко, оригинальны, чем готичные клише, публиковавшиеся многие годы в Weird Tales и менее известных изданиях». На самом деле, хотя по формату Der Orchideengarten в чем-то близок своим преемникам, в его иллюстрациях чувствуется влияние сюрреализма, «некоторые работы почти экспрессионистские», а во многих других чувствуется несомненное влияние Гойи.
Популярные иллюстрации к фэнтези и ужасам создаются в традициях софт-порно 70-х, рисуются аэрографом в стиле обложек низкопробных романов или псевдо пугающих комиксов. Роттенштейн писал в своей «Книге Фэнтези» (Fantasy Book, 1978), что этим «журналам большого формата… следовало бы равняться на один из наиболее ярких и прекрасных фэнтези-журналов, которые когда-либо выходили в свет».
И с этим утверждением трудно поспорить.
Те, кто хочет посмотреть иллюстрации из Der Orchideengarten, могут сделать это здесь, здесь и здесь
Похожие статьи:
Рассказы → Княжна Маркулова
Рассказы → Властитель Ночи [18+]
Рассказы → Мокрый пепел, серый прах [18+]
Рассказы → Демоны ночи
Рассказы → День Бабочкина