1W

Воины тени

в выпуске 2013/07/18
6 июля 2013 - DaraFromChaos
article698.jpg

 

ПУТЬ ВОИНОВ-МЯТЕЖНИКОВ

История эта началась очень давно, примерно в конце XIIвека. Во время одной из междоусобных войн, нередких в то время в Японии, один из мятежных самураев – Дайсукэ Нисина из Тогакурэ – после гибели сюзерена убежал в горы вместе с членами своей семьи и крестьянами, где начал обучать соплеменников боевым самурайским искусствам. Ситуация, надо сказать, совершенно нетипичная: до того момента тайны боевого мастерства передавались от отца к сыну, и, конечно, люди низкого сословия не могли в них проникнуть. Нисина-сан был самураем-изгоем, и иного выхода у него просто не было. Он создал новый стиль – Токугарэ-рю: к уже известным методикам добавил те приемы боя без оружия (или тем, что «под руку попадется»), к которым прибегали крестьяне, повстречавшись на узкой дороге с разбойниками.

Вскоре другой мятежник (из противоположного лагеря) – сёгун Минамото Иосицунэ – последовал примеру Нисина.

Войн и поражений в те далекие времена хватало, столица Киото и крупные провинциальные города беспрестанно переходили из рук в руки, так что в началу XIIIвека уже немало бывших самураев переселилось в леса и горы, где к ним стали примыкать и разоренные крестьяне, и бандиты с большой дороги, и воины, оставшиеся без предводителя.

Жили они скрытно, в учебе боевым искусствам собирали все навыки, которые могли пригодиться, независимо от того, откуда они стали известны. Так и появились первые ниндзя. Кстати, сами японцы по-прежнему называют воинов тени синоби-но-моно, то есть «прячущиеся». Слово «ниндзя» получится, если прочитать написанное иероглифами название в соответствии не с японскими, а с китайскими правилами чтения.

ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Ниндзя поселялись в основном в районах Ига и Кога – лесистых, гористых и труднодоступных. Жили они в небольших, замаскированных деревушках, а на жизнь зарабатывали шпионажем, разведывательной деятельностью и заказными убийствами. Причем большой щепетильностью не отличались: могли взять заказ у любой из стремящихся к власти группировок. Происходило это не из-за непорядочности ниндзя, а просто в силу их полнейшего равнодушия к политическим перипетиям того времени. Кто заплатит, тот и прав. Сёгуны и самураи, относившиеся к ниндзя с нескрываемым презрением, все-таки опасались их. Потому что, безукоризненно соблюдая принятые на себя обязательства, ниндзя очень не любили, когда их нарушала другая сторона.

Жили они скрытно, через пару сотен лет доступ в их общины был закрыт пришельцам со стороны, свои таланты и оказанные услуги не афишировали, так что постепенно превратились в колдунов и беспощадных убийц, которыми пугали и детей, и взрослых сказки и якобы реальные истории.

Первая более-менее точная книга о ниндзя – «Бансэсюкай» – вышла в конце XVIIIвека. Написал ее некий Фудзибаяси Сабудзи, сам происходивший из клана Сабудзи. В ней рассказывалось об истории появления ниндзя и некоторых методиках тренировок. Тайна, известная всем, перестает быть тайной. Фудзибаяси Сабудзи вскоре после выхода книги погиб при невыясненных обстоятельствах, но как секретное сообщество ниндзя уже существовать не могли. Да и развитие науки, промышленности, контакты Японии с европейскими государствами не оставляли им места в этом новом мире.

Нынешние школы ниндзуцю к истинным методикам средневековых воинов тени имеют весьма смутное отношение. А многие техники, вероятно, уже утрачены безвозвратно.

 

КАК ОНИ ЖИЛИ

Все деревушки ниндзя представляли собой замкнутые, строго иерархические структуры. Во главе каждого клана стоял дзёнин – «высокий ниндзя». Должность эта не была наследственной, но еще при жизни дзёнин выбирал себе преемника из числа наиболее талантливых молодых учеников. Власть дзёнина была поистине диктаторской, но другого выхода в тяжелых условиях просто не было. Сам «высокий ниндзя» брался за выполнение заданий только в тех случаях, когда они были очень сложными или ответственными. Имена дзёнинов Хаттори Хандзо и Момоти Сандаю стали настолько известными, что вошли в истории, легенды и пьесы театра Кабуки.

В большинстве случаев, получив заказ, дзёнин передавал его тюнинам – «средним ниндзя» (что-то вроде начальников подразделений), которые уже лично решали, кто именно займется его выполнением, и разрабатывали план действий. А основную работу выполняли гэнин – «младшие ниндзя». Именно им предстояло перебираться через гладкие стены замков и махать мечом.

Поскольку деятельность гэнинов была опасна и могла кончиться пленением, молодых ниндзя учили не попадаться в руки противников живьем. В случае смертельной опасности ниндзя мог совершить самоубийство, откусив себе язык, для чего, согласитесь, требовалась сила духа – не меньшая, чем для совершения харакири. Некоторые кланы – наиболее сильные – вдобавок требовали, чтобы перед смертью гэнин «отрезал себе лицо», то есть снял с него кожу, чтобы и после смерти его нельзя было опознать. Эта жестокая операция имела и другую цель: голову изуродованного противника нельзя было предъявить начальнику в качестве доказательства своей воинской доблести.

Ниндзя никогда не считали, что женщины – слабый пол. К тому же их было так мало, что во всех боевых операциях женщины участвовали наравне с мужчинами.

Чтобы выжить, нужно было быть не только сильным и ловким. Нужно было уметь безоговорочно подчиняться начальникам – дзёнинам и гэнинам, а умение хранить секреты и верность клану было нормой жизни. Самыми страшными видами предательства были выдача имени заказчика или места поселения ниндзя. Разумеется, предатели бывали и среди них, но даже если им удавалось спрятаться за высокими стенами и окружить себя толпой телохранителей, месть клана рано или поздно настигала их.

ДЕТИ-ШПИОНЫ

Подготовку будущих мастеров начинали с рождения. Для тренировки вестибулярного аппарата малышей люльки раскачивались как корабль в шторм. Любая детская игра должна была нести элементы обучения: прятки, бег, лазанье по деревьям, хождение по бревну над пропастью, игры с мячом или игры на терпение, например долгое сиденье под водой.

Ниндзя должны были уметь многое: часами сидеть неподвижно в любой позе; пробегать большие расстояния; ориентироваться на местности даже в темноте; читать следы; устанавливать и обезвреживать ловушки; сражаться любым предметом, оказавшимся под рукой; запоминать лица, предметы, голоса птиц и животных и подражать им; великолепно маскироваться; опознавать запахи, вслушиваться в звуки и безошибочно определять их природу; изображать людей различных профессий – что, кроме актерских способностей, требовало прекрасного знания истории, фольклора, диалектов и многого другого. Нет необходимости добавлять, что ниндзя должны были в совершенстве владеть всеми видами боевых искусств и уметь сражаться как с оружием, так и без него.

Думаю, прочитав приведенный список умений, кое-кто не поверит, что такие люди действительно существовали. Но так кажется нам, испорченным цивилизацией и избалованными техникой, делающей все за нас. Ниндзя жили в гармонии с окружающей их природой, учились у леса и гор, животных и птиц, не забывая при этом письменной мудрости прошедших веков.

Конечно, обычным городским обывателям или неграмотным крестьянам они казались воплощением ужаса. А умение бесшумно передвигаться и быстро исчезать из глаз создало ниндзя репутацию оборотней и колдунов, знающихся с силами тьмы.

ОРУЖИЕ ТЕНИ

Ниндзя никогда не одевались в черный облегающий костюм. Вы только представьте себе, что вы в таком виде пойдете прогуляться по улице. Ну и как, здорово замаскировались? На самом деле воины тени предпочитали повседневную одежду того слоя населения, который они в данный момент изображали. И оружие у них было соответственное – переделанное из обычных орудий труда и предметов домашнего обихода.

Знаменитыйсюрикен первоначально использовался плотниками как гвоздодер. Но использовать его в качестве оружия – заточив лучи звезды – начали еще самураи. На поясе воина подвешивался мешочек, где хранилось девять звездочек – по священному числу буддизма. Сюрикеном можно, конечно, было убить противника, но только с расстояния в пару метров и при очень точном броске. Чаще получалось нанести только касательное ранение. Скорее, это было оружие, отвлекающее внимание: блестящий, посвистывающий металлический предмет, летящий в лицо противнику, дезориентирует его.

В качестве метательного оружия ниндзя предпочитали короткие луки и духовые трубки, начиненные отравленными, остро заточенными палочками.

Нож кунаи – на самом деле никакой не нож, а просто расплющенный длинный гвоздь. И использовался он не для обороны или нападения, а в качестве альпинистского костыля при креплении веревок.

Наручные когти тэкаги — надеваемые на ладонь деревянные пластины с шипами, тоже изобретение крестьянской смекалки. Они применялись первоначально для одевания на обувь и хождения по горам или по снежному насту. А вот одевать тэкаги на руки и с их помощью лазить по деревьям и деревянным стенам придумали, безусловно, ниндзя. В случае крайней необходимости можно было когтистой лапой порезать противнику лицо, после чего поверженный враг имел вид подранного диким зверем. Именно от умения драться тэкаги ниндзя и приобрели репутацию оборотней.

Макибиси— металлические шипы, которые бросали под ноги преследователям, также изобретены еще до ниндзя и издавна использовались регулярными войсками.

РЕДКАЯ ПРОФЕССИЯ

Ниндзя, замаскированные под простых крестьян, не стеснялись использовать остро заточенные грабли, серпы, шесты и дубинки. При соответствующей подготовке даже простая палка могла в их руках стать смертельным оружием. А вот мечами предпочитали не пользоваться: они длинные, спрятать их трудно, а носить позволено только особам благородного происхождения, в которых ниндзя обычно не переодевались. Знаменитые нунтяки – оружие разбойников с большой дороги – тоже не прижились у воинов тени: ими можно оглушить, но нельзя убить.

Надо отметить, что ниндзя были неравнодушны к достижениям прогресса, если только к таковым может быть отнесен порох. И даже научились первыми изготавливать отравляющие смеси, которые не только взрывались, но и выпускали ядовитый дым.

Однако, несмотря на все это, ниндзя не были всесильными, способными справиться в одиночку с целой армией. Они были прежде всего шпионами и очень редко брали на себя функции киллеров.

Они могли высматривать, выслеживать, пробираться в запрещенные места, воровать планы крепостей и документы, умели эффектно обороняться и быстро убегать, но в открытом бою совершенно никуда не годились. Несколько самураев с мечами легко могли справиться с воином тени, вооруженным всем своим арсеналом, если стояли лицом к лицу в чистом поле.

Ниндзя были уникальными существами: они не принадлежали ни к одному классу, не занимались специально ни одной профессией, а делали все и понемногу. К сожалению, в современном мире места для них не осталось, и они перекочевали на экраны кинотеатров и компьютеров, совершенно утратив свой истинный облик.

Похожие статьи:

РассказыКрошка ниндзя (Часть 1)

СтатьиСамураи и ниндзя. Часть 2.

РассказыКрошка ниндзя (Часть 2)

РассказыКрошка ниндзя (Часть 3)

СтатьиСамураи и ниндзя. Часть 1.

Рейтинг: +3 Голосов: 3 2332 просмотра
Нравится
Комментарии (3)
Дуров Алексей Викторович # 20 июля 2013 в 15:41 +1
Про ниндзя столько всего противоречивого. Даже "синоби-но-моно" стали читать как "ниндзя" неизвестно когда, одни говорят, что уже в эпоху мэйдзи, другие, что с самого начала, потому что были морские шпионы кайнин — ниндзя в лодках.
Ну, еще бы, они же тайное общество.
DaraFromChaos # 20 июля 2013 в 15:52 +1
Я думаю, что читать (или говорить) можно было и так, и эдак с самого начала. Дело в том, что высшие слои общества "понтовали", говоря по-китайски. Это было признаком образованности и "отделённости" от всяческого быдла: крестьян, торговцев и пр.
Так что простой народ говорил синоби-но-моно (то есть дословно "скрытыетайныеспрятанные люди"), а аристократы - "ниндзя" (то есть смысл сохраняется, просто правила чтения другие - китайские).
А "кайнин" - это чисто по-японски: водные люди.
Кстати, бОльшую часть инфы для статьи я собирала в Японии. Конечно, не у самих ниндзя ))) но у историков и просто интересующихся )
Анна Гале # 15 июля 2016 в 12:28 +1
Спасибо, узнала много нового!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев