1W

Рецензия на рассказ Дмитрия Троллева "Песочный человек"

26 марта 2013 - Григорий Неделько

Ссылка на текст: http://фантастика.рф/publikacii/rasskazy/pesochnyi-chelovek.html

 

Троллев Дмитрий "Песочный человек"

 

   Вечер добрый, Дмитрий!

   Данное произведение не первая у автора история о пустыне, которую я прочитал. Почему-то — возможно, он сам об этом расскажет :) — Дмитрию удаются рассказы на эту тематику. Когда читаешь их, настолько сливаешься с реальностью, спрятавшейся за простыми печатными буквами, что начинаешь чувствовать себя сидящим на песке, погружающим руки в барханы и процеживающим крошечные шарики сквозь пальцы. Ощущаешь на лице дуновение жаркого ветра. И словно бы необъятная пустыня раскрывается впереди и позади тебя, слева и справа, обступая со всех сторон. Только таким описанием, пожалуй, я могу передать чувства, возникшие у меня и при чтении этого рассказа.

   Песок течёт, сыплется, даже плещется, а время идёт… и кажется, что всё в этом мире эфемерно… такие переживания рождает текст. Такие мысли и образы. Имеют ли они отношение к содержанию, к самой истории? Думаю, да. Во-первых, место действия — пустыня, безжалостная и безграничная; во-вторых, в ней, истории, озвучивается серьёзный вопрос: какой выбор сделать человеку, когда он и его друг стоят у самого края высоченной чёрной скалы, обрывающейся в неизвестность и носящей имя Смерть? Разные люди примут разные решения, но выбор, сделанный одним из героев рассказа, однозначен.

   "Песочный человек" — история о самопожертвовании. И ещё о том, как земля помогает своим детям, если они этого хотят и если им действительно это нужно. Не теряй надежды. Никогда. Ибо это грех и это — неправильно. Надейся, и воздастся тебе. Не зря же в тексте упоминается Творец: на его помощь надеются герои, и он в конечном итоге должен им помочь. Пускай посредством сверхъестественных сил и после некоторых событий — не будем уточнять, чтобы читать было интересно. Насчёт первых можно сказать: существование Творца не отменяет наличия в нашем мире потусторонних сил, а события, предшествующие вмешательству Творца, — это и плата, и испытание, а кто говорил, что всё в жизни даётся даром?

   Рассказ объёмен, мир его хорошо прорисован, герои не плоские, добавим к этому ещё долю историчности и религии и получим на выходе то, что называется "Песочным человеком". Сам персонаж, песочный человек, придуман, кстати, не автором рассказа, точно так же, как и не другими писателями, эксплуатировавшими этот образ, но, возможно, массовым подсознательным людей, и в произведении таковое подсознательное выходит на первый план, чтобы… А впрочем, почитайте — вы найдёте всё в рассказе.

   Вот те места, которые, возможно, стоит переделать:

  

   "Он безустанно нес потоки песка, пожирающего все и вся. Настолько мелкие песчинки, что чуть ли не просачивались в межатомные щели, превращая все окружающее в мелкую крошку. Стоило нам оставить вездеход, наглотавшийся песка, и теперь способный лишь на продолжительный кашель, а не езду, как серая буря поглотила его на наших глазах, переварила. Тут невольно поверишь и в субатомные песчинки.

   Хорошо хоть скафандры спасали от песчаной паранойи. Спецкостюм надежно оберегал тело, не позволяя ненасытным песчинкам подобраться к нему, что давало некоторую надежду". — Я прочитал в комментариях, почему в тексте оставлено столько "песка", согласен, это даёт атмосферность, ощущаемость — но не в таких, на мой взгляд, количествах: сначала "песок" делает рассказ более материальным, однако затем глаз всё чаще и чаще цепляется за повторы, а мозг недоумевает, к чему их столько? от одной трети можно, мне скажется, смело избавляться; второе предложение плохо построено и не согласуется с предыдущим — может, лучше "Песчинки были настолько мелкие, что чуть ли не просачивались в межатомные щели, превращая все окружающее в мелкую крошку"; в третьем предложении не нужна ЗПТ перед "и"; выражение "песчаная паранойя" мне не нравится, исключительно из-за смысла слова "паранойя", который, по-моему, тут неуместен.

  

   "Об этом информировано руководство колонии, добывающей из местного песка драгоценный наноматериал, но не хочет верить Минзяу". — Тоже нет согласования — лучше так: "Руководство колонии, добывающей из местного песка драгоценный наноматериал, знает об этом, но верить не хочет".

  

   "Но и отмахнуться от пророчеств профессора колонизаторы не могут, — бояться за свои шкуры". — Лишняя ЗПТ; "боятся".

  

   "То, что вызванный магнитной аномалией ураган Минзяу назвал Чумой, было еще мягко сказано по отношению к этой заразе. Когда, облако накроет форт, не останется даже намека на присутствие людей на этой планете. Лишь серая пыль". — Здесь "мягко сказано" не к месту — можно сказать "не передавало в полной мере его силы", например; не нужна ЗПТ после "Когда"; "Лишь серая пыль" не согласуется с остальным текстом — стоит, мне думается, написать хотя бы "Лишь серая пыль будет владеть всем безраздельно"; повтор.

  

   "Наш заказчик, — пескообрабатывающая компания, — нам" — Лишние ЗПТые.

  

   "поэтому на случай, если мы не могли вернуться в форт" — "если мы не сможем".

  

   "дрефь" — "Дрейфь" (затем это слово опять встречается).

  

   "Пустим "сигналку" и нас подберут" — ЗПТ перед "и".

  

   "и как ни в чем не бывало, мы продолжили путешествие к форту" — Лучше поставить ЗПТ после "и" либо убрать перед "мы", если делается акцент на том, что это устоявшаяся конструкция.

  

   "двухкилометровой дистанции до колонии" — Так не говорят — "дистанция до": "расстояние до".

  

   "Погружение в пустыню, как выход в открытый космос" — Я бы поставил ЗПТ после "космос".

  

   "закатят сабантуй, — люди-то на нервах" — Лишняя ЗПТ.

  

   " — Саша, ты что маленький" — ЗПТ после "что".

  

   "Мы не можем рисковать жизнями колонистов. Нужно сделать все возможное" — Повтор корня.

  

   "темная тень" — Тень ведь и так тёмная, если нужно подчеркнуть, что она ещё темнее, чем обычно, то можно сказать "чёрная".

  

   "Так войдем моим ключом" — "Войти ключом" — вэри стрэйндж :) звучит.

  

   "я поспешить" — "Поспешил".

  

   "А то, что мой проводник оказался галлюцинацией подтвердили" — ЗПТ после "галлюцинацией".

  

   Атмосферный объёмный рассказ о приключениях, выборе и высших силах, с предсказуемо-непредсказуемой — фраза станет понятна целиком после прочтения истории :) — концовкой.

   Желаю удачи и успехов! :)

Похожие статьи:

РецензииРецензия на рассказ Механника Ганна "Амнистия"

РецензииРецензия на рассказ Механника Ганна "Аллилуйя!"

РецензииРецензия на рассказ Владимира Кузнецова "Praetori Imperialis"

РецензииРецензия на рассказ Татьяны Левченко "Пугало"

РецензииРецензия на рассказ Татьяны Левченко "Если в кране нет воды"

Рейтинг: +1 Голосов: 3 1956 просмотров
Нравится
Комментарии (2)
Леся Шишкова # 25 мая 2014 в 14:59 +2
Хорошая рецензия, Гриша! И рассказ выбран тот, что я давно для себя отметила. :)
А вот во второй части рецензии почувствовала себя школьницей, присутствующей на разборе полетов школьного сочинения, написанного соседом по парте! joke ГАН в костюме с чуть припыленными меловой крошкой обшлагами рукавов ходит по классу и слегка потрясает авторским сочинением с темой "Песочный человек". ;)
Григорий Неделько # 26 мая 2014 в 12:15 +2
Вы дон-т нид ноу эдьюкейшн
Вы дон-т нид ноу сот контрол...
[Что-то вспомнилось, Лесь. smile ]
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев