1W

Оркаизация

в выпуске 2016/04/29
12 марта 2013 - Григорий Неделько
article320.jpg

(В соавторстве с Павлом Ганжой)

 

Из-за кустов вылетели украшенные татуировками хохобоббиты и с дикими воплями бросились вверх по склону холма. Когда первый хохобоббит достиг вершины, Ырг взмахнул верной палицей, и расплющенное тело покатилось вниз. Орк издал устрашающий боевой клич.

Йеэх отложил перо в сторону и поскрёб пятерней безволосую зеленоватую макушку. Ничего толкового в голову не приходило. Сюжет складывался как-то вяловато, главный герой выглядел то отмороженным до пяток тупицей, то морализатором и занудой. В постельных сценах не хватало чувственности, а в батальных – драйва. Персонажи казались неживыми, лубочными, картонными. А со злодеем и вовсе не срасталось. Слишком он положительным получался. Просто добренький гном, а не чудовищный тролль.

Из груди невольно вырвался вздох: йеэх. И, кто знает, возможно, именно поэтому его назвали Йеэх.

Трудно быть орком, а орком-писателем – в особенности. Придумывать что-то, сочинять новое для любого существа – не пучок травы, а уж для орка… И пресловутая недалекость тут абсолютно ни при чём. Творчество Йеэха – тому порукой. Сами попробуйте нить сюжета свить, а потом пеняйте оркам на их туповатость, примитивность и прочие гипотетические недостатки. Ну что, попробовали? Непросто, да? Вот так вот…

Хм… «нить сюжета свить». Йеэх покатал по извилинам эту фразу. Складно получилось. Почти в рифму. Надо запомнить. Может, прозу забросить и в поэты податься? Нет, всё же проза интереснее. Стихи – тупик для сочинителя. Но оборот красивый вышел, да. И «гипотетические» опять же. А вы говорите, что орки недалёкие. Неправда. Далёкие. То есть, умные. И талантливые. А что орку писателем сложнее быть, так на то есть объективные причины. Строение кисти, например. Йеэх с сожалением посмотрел на собственную корявую лапу. Тяжело в подобной клешне перо держать. Это не изящная человеческая рука. Но ничего не попишешь, как говорят авторы… придётся творить как есть. Кстати, насчёт есть.

Орк потянулся к стоящему на столе огромному медному тазу, извлек из него остаток бараньей ноги и принялся меланхолично грызть хрящик. Вот сейчас перекусит слегка и вновь за перо возьмётся.

Автор поставил точку, отодвинул клавиатуру и откинулся в кресле.

Нет, какая-то муть получается. Зачем он стал писать про орков? Ведь чушь полная. Ладно бы про троллей сетевых – там можно развернуться, благодатная тема. И злободневная, и прикольная. Но высасывать из пальца сюжет о нелегкой доле орка-прозаика… мягко говоря, дурацкая затея. И на кой он на это подписался? Однако, быстро поправил себя автор, издатель обещал произведение издать. Собственно, этим они, издатели, и должны заниматься. А то всё отказывают. Что-то поднадоело уже… Горестно вздохнув, автор поднялся со стула и отправился на кухню перекусить.

Йеэх ещё раз с удивлением посмотрел на перо. И как так получилось, что он, боевой орк, вдруг стал фантазировать да ещё записывать свои фантазии на пергаменте? Хошь как хошь, а что-то тут не то. Нездоровое. Здоровое для здорового орка вроде него – это бить хохобоббитов. Сморчки эти, надо сказать, совсем обнаглели: набеги устраивают, сопротивляются, не хотят, чтобы их завоёвывали… Ну, как дети, честное слово. Вот бы взять в руки верную дубинку и отколошматить пару врагов. А лучше – пару десятков. Раззудись плечо, так сказать…

— Йеэх, — сказал Йеэх.

Орк-писатель взял перо, обмакнул в чернила и продолжил писать.

Ырг издал устрашающий боевой клич и бросился на врагов. Они численно превосходили одинокого, но храброго орка. Зато Ырг был больше и сильнее.

«Йеэх, — подумал он, проламывая здоровенной дубинкой череп очередному хохобоббиту, — что ж так неуклюже всё? Вот, помнится, в давние времена орки жили себе спокойно, никого не трогали, потому что их никто не трогал, потому что все орков боялись. А теперь? Куда ни плюнь – кругом хохобоббиты! Да ещё под предводительством тролля. Засилье какое-то! Засилье-насилье», — родилась в неожиданно-творческом мозгу зелёного воина рифма.

Она немного подстегнула Ырга, но только лишь слегка. Звук дробимых челюстей и проламываемых черепушек мерзких настырных хохобоббитов уже не дарил приятных чувств. А прежде, бывало… А впрочем, что прежде? Разве ему когда-то это нравилось? Ну, положим, оркская натура даёт себя знать, и завалить десяток-другой противников время от времени просто необходимо. Но дальше, дальше что? Пустота, мрак или хуже – серые будни. Чего-то не хватает. Чего-то большого и важного. Как… как свой мир. А из чего создаётся этот самый мир? Да из головы же!..

Упомянутая часть тела вдруг завибрировала и, кажется, зазвенела. По крайней мере, в ушах звон раздался. Да что ж такое! Задумался и пропустил удар палицей. Раньше он подобного себе не позволял. Хорошо, что лысую голову прикрывает надёжный, прошедший с хозяином многие бои шлем.

Ырг рыкнул, вот так:

— Ы-ы-ырг!

Крутнулся на месте, раскидав остатки хохобоббитов правильным кругом, и, взвалив дубину на плечо, пошёл к лагерю.

Автор включил на кухне неяркий свет, подошёл к холодильнику и открыл дверцу. Надо найти что-нибудь съестное. Пускай он и не помнил, когда получал гонорар, а значит, и когда покупал еду. Тяжела всё-таки писательская доля…

— Но писательская доля очень тяжела! – попробовал отговорить Ырга предводитель армии, архиорк Бррдрргррык.

— По-твоему, лучше махать дубиной налево-направо безо всякой надежды выбиться в люди?!

— В орки, — поправил Бррдрргррык.

— Угу.

— Но я же выбился!

— Хех. Командуешь всякими отморозками типа меня. И это ты называешь выбился?

— Э-э…

— Так вот. Меня всё это за-дол-ба-ло. Во всех смыслах. Слишком часто мне били по кумполу. Пора ему отдохнуть и поработать не внешней стороной, а наполнением!

Эк Ырг завернул. Глава орков воззрился на подчинённого с удивлением и уважением одновременно. А вдруг и правда из затеи этого парня что-нибудь выйдет?

— Короче, буду писателем, и точка. Где тут у вас пергамент?

— Там. – Бррдррргррык указал лапой. – А с чего ты начнёшь? Будешь описывать свои баталии?

— И до этого доберёмся. Но любой писатель должен сперва родить сюжет. Да чего ржёшь, начальник? Короче, родить должен. И придумать неожиданный ход, хотя бы в концовке. Без этого нормальное произведение не написать.

— Ну, тебе виднее… Ладно, успехов.

И, тихо ступая – так, чтобы не помешать мыслительному процессу Ырга, — Бррдрргррык вышел из палатки.

А бывший воин грыз перо, устремив взор к потолку, и думал о том, что многие, да почти все известные личности выбились из простонародья. Так и он, Ырг, обычный орк, скоро станет мировой знаменитостью! Но вначале нужно написать что-нибудь. И, кажется, у него уже есть идея.

Йеэх откинулся на спинку стула. Да, неплохо, определённо неплохо! От сюжета повеяло чем-то концептуальным. Магическим реализмом, если угодно, пускай это выражение и звучит странно в мире, где магия – неотделимая часть бытия.

— «Неотделимая часть бытия», — медленно повторил вслух Йеэх – и тут же записал выражение, пока не забыл. Надо будет вставить его в произведеньице.

Зелёные пальцы водили перо по пергаменту. Кончик языка высунулся из пасти. Ырг был сосредоточен и пока ещё напряжён. Но постепенно напряжение спадало, а ему на смену приходили уверенность и увлечённость. Он погрузился в придуманный мир.

Автор был занят собственными мыслями, в основном связанными с сюжетом пишущегося произведения. Именно потому он нескоро заметил, что холодильник истошно верещит. Помотав головой, автор начал быстро искать съестное.

— Как меня увлёк сюжет про орка! Надо же!

Обведя взором внутренности холодильника, автор с удивлением обнаружил, что в секциях лежат сплошь бараньи ножки. И ещё, в беспорядке, какие-то большущие грязные бутыли с деревянными пробками. Автор открыл одну, понюхал и вытаращил глаза от изумления: «Эль!»

Морозилка тоже была под завязку забита тёмным пивом и бараньими конечностями. И что, ему это есть и пить? С какой стати?

Внезапно автору почудился странный звук – словно скрип, только гораздо более тихий. Еле уловимый. И что-то вроде шлёп-шлёп или бульк-бульк. И тяжёлое дыхание. А ещё запах – прямо скажем, не самый приятный, но отчего-то казавшийся привычным.

Тут зазвонил телефон.

Автор прошёл к той части пещеры, где находился аппарат, и снял трубку.

— Ал…

Стоп! Пещеры?!

— Эй, ну, где ты там завис? – раздался из трубки громкий грубый голос, сопровождаемый лязганьем, рычанием и криками. – Всё пишешь? Бросай это дело и выходи – хохобоббиты просто одолевают!

— Э-э… минутку.

Он положил трубку на столик, рванулся в ванную, зажёг свет. Подбежал к зеркалу, уставился в него… и несколько минут приходил в себя.

— Алло! Алло! – звали его в трубке под звуки разгоравшейся битвы. – Ты куда пропал? Алло!..

Надо ответить, решил автор. Но не смог отойти от зеркала. Оттуда смотрел орк.

Кто-то большой и зелёный водил по пергаменту пером, зажатым в толстых пальцах. Макал перо в чернила, снова водил и снова макал. Тяжелое дыхание вырывалось из пасти. Тихое поскрипывание сопровождало царящее вокруг спокойствие. Создавались слова на бумаге. Листки откладывались, брались новые. И словно бы что-то необъяснимое, но оркски правильное и приятное разливалось в воздухе! История рождалась…

 

(Октябрь 2012 года)

Похожие статьи:

РассказыКультурный обмен (из серии "Маэстро Кровинеев")

РассказыО любопытстве, кофе и других незыблемых вещах

РассказыЛизетта

РассказыНезначительные детали

РассказыКак открыть звезду?

Рейтинг: +4 Голосов: 6 2523 просмотра
Нравится
Комментарии (11)
0 # 14 марта 2013 в 23:51 +5
Рецензия на рассказ: «Оркаизация»
Авторы: Григорий Неделько, Павел Ганжа
Количество знаков: 9 000
Жанр: возможно, постмодерн

Композиция рассказа основана на «перетекании» фокальной точки от одного персонажа к другому. Автор (настоящий автор рассказа) делает это настолько естественно, что вопросов «зачем» и «кто сейчас говорит», не возникает.
Здесь главное не фантастика, а завороженное наблюдение над тем, как одна точка вИдения уступает другой, поглощается третьей, потом возвращается к первой, проходя круги и создавая парадоксы.
Каждый из авторов – рассказчиков (Йеэх, Ырг, писатель-человек) как бы растворяется в следующем повествователе. Происходит то самое, что Фуко и Деррида назвали «смертью автора» или «смертью субъекта». Отлично использованный постмодернистский приём. Образ автора одновременно цельный и многоплановый.
Порадовал юмор, ироничное, но без сарказма отношение к штампам фэнтези. Гармонично соединены разные языковые пласты – философская «неотделимая часть бытия» за счет верной подачи не смотрится чужеродно рядом с весёлым канцеляризмом «Упомянутая часть тела» и более традиционными для фэнтези оборотами вроде «подумал он, проламывая здоровенной дубинкой череп очередному хохобоббиту».
Ну и, конечно, не оставило равнодушным имя Бррдррргррык.
Рассказ не об орках, а о природе и тайне писательства. Орк-писатель – это воплощение мук творчества. Не-писателям (обывателям) пишущий кажется орком, чужаком, странным неприспособленным к жизни существом, у которого в холодильнике ничего, кроме бараньих ляжек и пива. Орк – символ отступления от нормы, уродства. Но уродства фантастического, волшебного, открывающего иные миры.

Йеэх! И после такой хвалебной части – про финал. Да, финал красив, возвышен и гармоничен.
«И словно бы что-то необъяснимое, но оркски правильное и приятное разливалось в воздухе! История рождалась…»
Фантастика образов здесь сдаётся перед фантастикой действия. Писатель-рассказчик физически превращается в орка. Да, не удивляет, что он окончательно сливается с персонажем (впрочем, с которым, сразу нельзя сказать – и это хорошо). Но происходит всё слишком буквально.
«Надо ответить, решил автор. Но не смог отойти от зеркала. Оттуда смотрел орк».
Как ни странно, фантастическое допущение немного разрушает магию самого рассказа.
Возможно, существует иной вариант. А, может быть, и нет.
В любом случае, написано профессионально. Автор знает, где и как расставлять акценты. Текст оставляет приятное послевкусие. Это удачный рассказ.

С уважением,
Яков Левин
Григорий Неделько # 15 марта 2013 в 01:08 +2
Отлично!
Продолжайте, Яков, успехов вам!
:)
Серж Юрецкий. # 15 марта 2013 в 02:32 +4
Яков за меня уже все сказал))) От себя добавлю - БРАВО АВТОР!!!!!
Григорий Неделько # 15 марта 2013 в 04:27 +1
:)

Спасибо вам, Серж!
Григорий Неделько # 20 декабря 2013 в 13:44 +1
Вошёл в №9 журнала "SFL (Сайенс, Фишкн & Литрича").
Григорий LifeKILLED Кабанов # 14 апреля 2015 в 15:36 +1
Начинается, как юмористическая фэнтэзи, можно обхохотаться! Потом всё это переходит в редкостную постмодернистику, что тоже пикантно и остренько :)
Григорий Неделько # 14 апреля 2015 в 15:39 0
Да, удивительным делом, народу нравится эта история, хотя там постмодерн на постмодерне. :)
Спасибо, тёзк!
Григорий LifeKILLED Кабанов # 10 октября 2015 в 16:06 +2
Постмодернизм - это уже круто! А постмодернизм в квадрате - это круто вдвойне dance
Григорий Неделько # 29 апреля 2016 в 19:05 +1
В квадрате? :)
Григорий LifeKILLED Кабанов # 10 октября 2015 в 15:56 +1
Давным давно задумал одну идейку, которая была навеяна этим замечательным рассказом. Идея похожа, а точнее, рекурсивная структура сюжета, да и тема smile Не скрывая того, что именно "Оркаизация" послужила отправной точкой, я сделал строки из неё эпиграфом своего нового хулиганского юморного пародийного рассказа. Кому интересно, кто хочет повысить настроение и немножко взорвать себе мозг, добро пожаловать:

Подлый убийца
Григорий Неделько # 29 апреля 2016 в 19:06 0
Ну, я прорекламирую. :)

Молодец, тёзк!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев