1W



Переоценка ценностей или крепчание маразма?

Автор
Опубликовано: 2253 дня назад (7 сентября 2018)
Настроение: по-осеннему небритое
Играет: Шумит кулер у процессора
+5
Голосов: 5

Говорят, человек меняется. Растёт, там. В прямом и переносном смыслах. Или опускается.

Естественно, меняется и отношение к вещам. Или к людям. Ну, к людям понятно. Ведь люди тоже люди - они меняются. Встретишь свою первую любовь через 20 лет, а она жирная и у неё муж-алкоголик и ипотека.

Но книги? Они же не меняются... [cut=Читать далее...] 

Говорят, что женщина, как интересная книга. С картинками. Но верно ли обратное утверждение?

Можно ли полагать, что книга, которой ты зачитывался в юношестве, не разочарует и в более зрелом возрасте?

Недавно мне выдался случай проверить.

Вот она: Иван Ефремов "Туманность Андромеды", издательство "Молодая гвардия" 1960 г.

Помню - читал. Про что она? Смутно припоминаю тёмную планету, таинственный диск... В общем, жутко интересно!

Открываю в предвкушении (кстати, книгу с боем отобрал у дочери 12-ти лет).

И постепенно меня наполняют эмоции. Как бы это объяснить... лучше бы она была жирная. 

Я до сих пор не дочитал до конца. Приходится себя заставлять. Ефремов же! Чтобы не быть голословным, процитирую несколько отрывков (буду набирать вручную, а что делать?).

Заведующий внешними станциями с помощью отдельной клеммы включил вектор дружбы - прямое соединение, проводившееся между связанными глубокой дружбой людьми, чтобы общаться между собой в любой момент. Вектор дружбы соединял несколько мест постоянного пребывания человека - жилище, место работы, излюбленный уголок отдыха.

***

Когда человечество перешло на единый алфавит, названный линейным по отсутствию сложных знаков, фильмование даже старых книг стало ещё более простым и доступным автоматическим машинам. Синие, зелёные, красные полосы - знаки центральных фильмотек, где хранились научные исследования, давно уже издавашиеся всего в десятке экземпляров. Стоило набрать условный ряд знаков, и хранилище-фильмотека автоматически передавало полный текст книги-фильма.

Это что касается описания технических подробностей. Вещде кнопки, ручки управления, верньеры, шкалы с дрожащими стрелками. Короче, наивно и смешно. С другой строны, что вы хотите от автора, который  застал появление телевизора. Неудивительно, что его фантазия не смогла уйти далеко от привычных вещей. Например, любди передвигаются по планете, главным образом по межконтинентальным железным дорогам на поездах, движущихся сос коростью 200 км/ч.

Это всего лишь один повод взглянуть на книгу другими глазами. Другой аспект - идеология. Понятно, что фантастику без победы в ней коммунистического устройства на всей Земле не издали бы в Совестком Союзе. Но как по-детски наивно выглядит вера в придуманное серьёзного взрослого человека!

Тем не менее, и это можно простить. Простить и принять. Но читаем дальше:

Белозубая улыбка крупного, смело очерченного рта приподнимала щёки холмиками по сторонам чуть вздёрнутого носа с детски закругленным кончиком, и от этого лицо становилось ещё мягче и приветливее.

ЧТО это? Если бы кто из наших авторов написал подобное, я бы ржал до посинения. Типично графоманское словоблудие. Но, т-с-с! Это же Ефремов! И у него каждое первое описание выглядит столь же нелепо и вычурно.

Так вот, возникает закономерный вопрос: почему раньше не? Почему читал и восторгался?

Полагаю, что на автора глупо пенять. Нужно присмотреться к себе. Что-то не вижу... Стал ли я умнее, внимательнее, опытнее или просто придирчивее? Вот это главное - вырос или просто возмудел?

Теперь боюсь. Вдруг завтра в руки попадут Стругацкие?

Комментарии (24)
Светлана Аксенова # 7 сентября 2018 в 21:26 +2
Вот это откровение) долго смеялась над белозубой улыбкой, а потом задумалась... Я же в детстве тоже зачитывалась Ефремовым... Повторить, что ли Ваш подвиг... Или не надо
Игорь Колесников # 7 сентября 2018 в 21:46 +1
Подсознательно я понимал, что всё переходит на качественно новый уровень. Музыка, от которой фанател, теперь кажется примитивной и скучной. Книги, которыми зачитывался - нелепыми и скучными. Люди, на которых мечтал стать похожим - глупыми и скучными.
Ефремов наглядно дал это понять. Ведь раньше я всегда читал как читатель. Теперь типа как критик.
Поэтому не стоит пытаться вернуть прошлое с теми же ощущениями и эмоциями. Нельзя дважды войти в одну реку.
А из подобной ситуации можно попробовать извлечь пользу - убедиться, что теперь твоя способность разбираться в литературе несравненно более развита.
Славик Слесарев # 7 сентября 2018 в 22:47 +2
А вот с музыкой - не так. Слышал высказывание, что музыка, которой заслушиваешься в 17-18 лет так и останется с тобой по жизни. Так вот я сам являюсь его красочным подтверждением.
Игорь Колесников # 8 сентября 2018 в 06:41 0
Ну... я являюсь тому не очень красочным подтверждением.
Большинство из того, от чего я торчал в юности, в то время было неким в разной степени махровости андерграундом. И привлекало не качеством музыки, а её необычностью и социальной направленностью текстов.
С тех пор я научился получать удовольствие от по-настоящему качественной музыки. А вот это всё подвальное обкуренное творчество стало, мягко говоря, немодным.
Однако соглашусь, что есть и так называемые "непреходящие ценности".
Так выходит, дело всё-таки в качестве исходного продукта? И в нашем умении оценивать это качество.
Славик Слесарев # 8 сентября 2018 в 10:28 0
Есть одна проблема: там, на рубеже эпох были прецеденты реально гениального творчества, создавались порой великие смыслы.
Сейчас же глобальный смысл, выглядывающий из всей рок-музыки таков: "дайте нам денег, мы вас повеселим"
Игорь Колесников # 8 сентября 2018 в 17:40 0
Кстати, да.
Все музыкальные шедевры написаны довольно-таки давно. В последние годы ничего путнего не появляется.
Что касается меня, то я весьма поздно открыл для себя качественную музыку.
DaraFromChaos # 7 сентября 2018 в 21:53 +2
Поэтому не стоит пытаться вернуть прошлое с теми же ощущениями и эмоциями. Нельзя дважды войти в одну реку.
Игорь, позволю себе не согласиться :)
Ефремова не перечитывала, поэтому по поводу него ничего сказать не могу.

а вот Игру в классики недавно перечитала. хотя лет двадцать боялась. боялась именно ощущения "не та река"
да, восприятие изменилось.
но впечатление не испортилось
Игорь Колесников # 7 сентября 2018 в 21:57 +2
Выходит, повезло.
Ведь и я ожидал повторения восприятия. Но сын трудных ошибок доказал обратное, что и вынудило меня открыть эту тему.
Так что же? Дело и в книге тоже?
DaraFromChaos # 7 сентября 2018 в 22:19 +3
я думаю, "повезло" тут не при чем
есть книги для определенного возраста (жизненного опыта, уровня восприятия). возможно, Ефремов для вас оказался именно "автором прошлого".
А, к примеру, Брэдбери или Толстой будет "автором на все времена".

общего ответа на ваш вопрос не существует. у каждого он свой - и для каждого писателя тоже.
Славик Слесарев # 7 сентября 2018 в 22:34 +2
Вот-вот, та же фигня, только она - не толстуха а шкилет.
Туманность эту я тоже взял в руки, только реакция была другая - два вечера укатывался со смеху, особенно в тех местах, где описывается первый коммунистический контакт. С тех пор мечтаю написать пародию.
Стал читать "трудно быть богом", от которой перся четверть века назад - обнаружил там нудную и поучительную иудейскую проповедь общечеловеческих ценностей - даже неловко стало перед собой тогдашним.
Но вот что скажу по поводу смешных древних технических фантазий - это ситуация постоянно повторяющаяся. Возьми сейчас все самое современное: тысчепоточные процессоры, оптические нейронные сети, квантовые компьютеры на сто тысяч кубитов, приукрась все это, приумножь и используй в рассказе.... И через 50 лет это будет выглядеть точно так же как эта самая смешная древняя байда с верньерами, микрофильмами и перфокартами.
Игорь Колесников # 8 сентября 2018 в 06:42 +1
Так что, теперь "Трудно быть богом" тоже не читать? shock
Славик Слесарев # 8 сентября 2018 в 10:17 +1
Почитай, чо. "Русская интеллигенция" там рассказывает о важности интеллигенции и какой ай-ай-ай будет, если её начнут зажимать. Со смачными отсылками к тов. Сталину. В 60е годы наверно это было откровение. Сейчас все так этого перекушали, что из ушей лезет.
Анна Гале # 8 сентября 2018 в 00:07 +2
Может, дело в том, что литературный язык изменился? Изменились требования к тексту. Я себя этим успокаиваю, когда что-то в книгах классиков "режет глаз".
Игорь Колесников # 8 сентября 2018 в 06:49 0
Возможно, что-то изменилось. Даже в грамматике.
Но, с другой стороны, некоторые ещё более древние классики не вызывают отторжения. Принимаешь язык повествования как исторический артефакт.
На самом деле я очень мало читал этих самых классиков и уж тем более не перечитывал. Впрочем, как-то с год назад попытался начать "Преступление и наказание". Думаю, я же теперь повзрослел, должна мне зайти эта скукота или нет?
Не зашла... Более того, я своими повзрослевшими глазами отметил не только скучность, но и бедность текста. Повторы, нудные описания, невнятные переживания... Короче, не дорос я ещё.
Светлана Аксенова # 8 сентября 2018 в 08:50 0
Ну Достоевский, он такой. Он всегда так писал) кстати Преступление и наказание прочла шесть лет назад. Понятно что он хотел донести до читателей. А дочка моя ещё в школе прочла.,единственная из класса, да и их школы) все поняла.,все объяснила учительнице . Та была в шоке)
Славик Слесарев # 8 сентября 2018 в 10:07 0
Достоевского же ловишь на том, что он пытается выставить психиатрическую путаницу психически ненормальных и в принципе безнадёжно несчастных людей как какую-то Правду жизни. Причем некоторые психические заклины им идеализируются и выставляются как высший смысл, как мессианство.
Наблюдать за этим забавно. Но когда ты начинаешь искать высший смысл в заклинах не очень здоровых душевно людей - ты сам становишься забавен.
Светлана Аксенова # 8 сентября 2018 в 21:47 +1
Согласна) Достоевский любил, выворачивать наизнанку и копаться в этом. И каждый второй у него псих) несчастный и депрессивный псих. Безнадееегаааа
Игорь Колесников # 8 сентября 2018 в 06:59 0
Кажется, начинаю понимать.
Дело, всё-таки, в качестве текстов.
Если что-то раньше прокатывало за счёт сюжета или фантастической идеи, то теперь обращаешь внимание ещё и на то, КАК написано. И если написано было хорошо, то всё нормально.
shelegov # 8 сентября 2018 в 23:50 +3
Ефремов даже в поздних вещах не отличался очень легким слогом.

Он силен своими идеями прежде всего. И прогрессивностью описываемых миров. Которые подавались под определенным углом и где он высвечивал самое на его взгляд разумное доброе вечное светлое прогрессивное правильное.

А слог у него тяжелый, да... и изложение зачастую прямолинейное до классической назидательности с моралитэ.
Но, любим, как говорится, мы его не за это.
Игорь Колесников # 9 сентября 2018 в 07:04 +1
Вот именно!
Ефремов заставляет мечтать. Его миры воодушевляют и остаются в памяти надолго.
Поэтому и взял я в руки эту книгу. Возродить подзабытое ощущение восторга от захватывающего дух будущего.
Но то, что раньше казалось мне прекрасным, теперь выглядит наивно и нелепо... Если раньше я мог бы согласиться, что текст тяжеловатый, то теперь он мне кажется просто местами корявым.
В результате исчезает главное - доверие к книге и автору. Это когда веришь, что описанное может произойти при наличии некоторого (или некоторых) фантастических элементов. Сейчас, увы, Ефремов лишился в моих глазах статуса доверия.
И вот для того я и создал тему - узнать, не ошибаюсь ли я. Может быть, я настолько зациклен на выискивании ошибок, что разучился ценить литературу?
shelegov # 10 сентября 2018 в 12:22 +2
начать с того что у людей с возрастом меняется мировоззрение, случается переоценка ценностей. да и даже идеи объективно устаревают, поскольку меняется мир и отношения в обществе и идеи уже не соответствуют текущему моменту. это нормально.
поэтому нормально что меняется отношение к книгам и идеям в них изложенных.
то что привлекало раньше становится неинтересным, а то и вовсе может вызывать стыд от воспоминаний своего отношения или испанский/финский стыд за автора...
а могут наоборот всплывать новые смыслы и интересные детали.
как например недавно вспоминали Туманность в связи с тем что по всяким гендерно-нормативным показателям она кроет наитолерантнейшие современные произведения Голливуда как бык овцу.
ну и вспоминали о том что Ефремов в свое время был гораздо радикальнее но рационалистичнее многих современных радикальных фемнисток и сочувствующих. :)
Темень Натан # 9 сентября 2018 в 01:31 +2
Некоторые книги и правда лучше не перечитывать. не так давно попались на глаза Дяченки, ностальгия прошибла... беру, читаю... лучше бы не брал.
Белозубая улыбка, кстати, вполне себе фразеологизм. Неоднократно встречался в литературе.
Но есть вещи, которые можно читать бесконечно. и открывать в них новые смыслы. От книги зависит.
Игорь Колесников # 9 сентября 2018 в 07:12 +1
Ну... дело не в самой белозубой улыбке как таковой. Ничего не имею против.
Но улыбка бывает у человека, а не у рта. Смело очерченного рта, прошу заметить. А если убрать прилагательные и зависимые слова, то останется "улыбка рта". Чем ещё можно улыбаться? Жопой? Впрочем, улыбаться можно глазами, но вот парадокс: у глаз не бывает улыбки.
И вообще вся эта фраза выглядит напыщенной и перегруженной невнятными деталями. Она вызывает противоречия и вопросы, что почти полностью нивелирует смысл сказанного.
Темень Натан # 10 сентября 2018 в 01:25 +1
Кто ж против улыбки... только не я.
Но улыбаться по воле автора можно и жопой, в принципе... дело не в этом. Если не разбирать на мелкие части того же Ефремова, могу только повторить комментарий shelegov.а: Не за это мы его ценим. Чтобы всё было прекрасно, и одежда... э, форма и содержание, такого днём с огнём поискать.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев