Секреты домашней звукозаписи - продолжение цикла статей от Андрея Кочеткова
Автор
|
Опубликовано: 3351 день назад (20 сентября 2015)
Настроение: +
Играет: Пумпуру
|
+5↑ Голосов: 5 |
Секреты домашней звукозаписи – продолжение цикла статей от Андрея Кочеткова.
[cut=Читать далее...]
Друзья!
Обращаюсь к тем, кто занимается звукозаписью не первый день! )) Дополняйте, подсказывайте, поясняйте! Нашей братии прибыло и кто, если не мы, можем подсказать и рассказать о своем опыте! ))
* * *
«Роль печки в звукозаписи».
Итак, в предыдущих наших разговорах о звукозаписи мы нашли решения на каждый вкус и кошелек в области техники. Кто-то обзавелся USB микрофонами, кто-то карточками и студийными агрегатами для снятия звука. Однако получившийся результат удовлетворяет нас лишь частично. Голос звучит, как из бочки, на заднем фоне бегают стройные девушки на каблуках, самолеты взрывают пространство свистом турбин, а то и мы сами слышим себя так, словно находились в момент записи в каком-то подвале.
Дело в том, что микрофон это своенравный член нашей звукозаписывающей команды. Он беспристрастно снимает все звуковые волны, которые присутствуют в помещении, иногда усиливая их. Сами же звуковые волны попадают на мембрану микрофона через форточку, стены, поверхность стола, а то и от вертикальных стен, потолка и пола. Задача каждого инженера звука это минимизировать внешние источники звука, а также паразитные шумы.
В домашней звукозаписи одной из главных проблем являются наши абсолютно неподготовленные помещения. Первое, на что следует обратить внимание, это окна и двери. Если открыта форточка, то она пускает в комнату все звуки улицы. Открытая дверь позволяет микрофону прослушать все, что творится на кухне, в туалете и на лестничной клетке. Соответственно, закрыв форточку и дверь мы, как минимум, снижаем это ненужное звуковое давление на микрофон. Затем можно задвинуть шторы на окне, чтобы они еще больше поглотили уличный шум и не допустили его до микрофонной мембраны.
Кстати, вспомним тот раздел нашей беседы, когда мы обсуждали выбор конденсаторного, или динамического микрофона. Конденсаторные микрофоны более чувствительные, но и более яркие. Иными словами, голос на записи будет звучать богаче и сочнее. Динамические микрофоны менее чувствительные и позволяют немного снизить присутствие паразитных шумов. Поэтому пренебрегать ими также не стоит. Либо можно на конденсаторном микрофоне использовать аттенюатор, который понижает его чувствительность, но заставляет вас работать в непосредственной близости с микрофоном для чего использование попфильтра становится обязательным.
Мы закрыли окно, закрыли дверь, включили аттенюатор на микрофоне, но звук нам продолжает не нравиться. Мы слышим эхо, а также шум компьютера. С эхом разбираться будем позже, а вот о компьютере поговорим немедленно. Большинство современных компьютеров и ноутбуков уже не такие шумные, какими они были лет десять назад. Тем не менее, в них остаются крутящиеся элементы: жесткие диски, вентиляторы, или куллеры. Все это производит относительно равномерный шум. Чем ближе мы сидим к компьютеру, тем больше слышим этот шум. Более того, если мы поставим микрофон непосредственно рядом с ноутбуком, то наш вполне тихий агрегат будет производить массу шума через вентиляционную решетку, а также поверхность стола. Если последнее мы можем нейтрализовать использованием таких вещей, как подвес для микрофона, или обычной прокладкой вроде поролонового коврика, то с первым помогает бороться только расстояние. Чем дальше микрофон, тем лучше, но и в этом случае есть своя маленькая хитрость. К примеру, шум на одной плоскости будет выше, поскольку поверхность стола играет роль отражателя. Если же мы разместим микрофон на другой плоскости и поставим его на линии около 45 градусов относительно поверхности стола, где стоит ноутбук, то это еще больше уменьшит давление звука. И, естественно, стоит помнить, что тихий шум можно довольно легко удалить с оригинала записи. Чем сильней этот монотонный шум, тем хуже качество записи после очистки.
Мы правильно расположили микрофон, закрыли окна и двери, удобно уселись в кресло, но... Записанный голос звучит так, словно мы находимся в подвале. Оказывается, что наши стены и потолок с полом также являются полноправными членами нашей звукозаписывающей команды. Иногда звукоинженеры сохраняют акустическую сигнатуру комнаты. Более того, далеко не все любят ватную тишину. Некоторые известные альбомы были записаны именно в таких помещениях, где есть своя акустическая сигнатура. Тем не менее, для записи голоса традиционно оборудуют специальную комнату, в которой минимизируют резонансное эхо стен и горизонтальных поверхностей. Для этого стены отделывают специальными панелями, которые поглощают звук. Более того, в таких студиях искривляют стены и потолок, чтобы не возникало эффекта резонансных волн. Благодаря этим мероприятиям мы получаем чистый звук голоса без паразитного эха, или внешнего шума. Затем уже можно работать с этой записью в различных редакторах, дабы добиться нужного акустического эффекта.
В домашних условиях сложно построить подобную студию. Однако нет ничего невозможного при применении творческого подхода. Домашние певцы и чтецы завидуют тем, у кого есть комната-шкаф. В такой комнате присутствует масса одежды, которая поглощает звуковые волны, как внутри, так и приходящие снаружи. Беда в том, что такие комнаты встречаются редко. Поэтому некоторые умельцы используют обычный шкаф. Но и это вариант на попеть пару раз, так как в шкафу нет достаточного места и воздуха. В условиях обычной городской квартиры могут помочь два метода. Первый это покупка, или постройка, настольной звуковой будки. Условно говоря, вам требуется ящик, построенный по правилам звуковой студии, который можно поставить на стол чтеца. Такие портативные будки есть в продаже, но и кустарное их изготовление не требует специальной подготовки. Фактически, это неправильный куб без двух плоскостей. Внутри этот куб обивается, или обклеивается любым звукопоглощающим материалом, например, старым одеялом, или поролоном. Впрочем, у такого метода есть и свой недостаток. Голос, записанный в таком мини помещении, будет звучать очень плотно и немного искусственно.
Второй метод заключается в создании сложного рельефа в вашей комнате. Для этого нам понадобятся занавески, ковры, диван с покрывалом и все, все, что можно повесить на стены, напольную вешалку и тому подобное.
Наверняка, все проходили в своей жизни опыт общения с пустой комнатой. Так вот, задача звуковика заполнить эту комнату разнообразными предметами, чтобы они поглощали и рассеивали звук, не порождая резонанс. К слову говоря, эффект резонанса используется при строительстве церквей, чтобы можно было обеспечить естественное усиление и распространение голоса без подзвучивающей аппаратуры.
В качестве легких методов доработки своей комнаты можно предложить несколько мелких хитростей. Во-первых, протянуть из угла в угол веревку и повесить на нее достаточно плотное одеяло. Это мгновенно изменит звуковую сигнатуру помещения и будет регулярно уничтожать резонансные волны. Другая хитрость состоит в использовании специальных экранов, которые крепятся на микрофонную стойку. Их можно легко купить в музыкальных магазинах и они позволяют также снизить звуковое давление с нескольких направлений, что улучшает запись. Аналогично мы можем поступить с пространством за нами, или, иными словами, установить что-нибудь для поглощения звука в передней сфере микрофона. Это может быть стойка с одеждой, ширма и тому подобное. Если же все это недоступно, то звукоинженеры просто рекомендуют устанавливать микрофон так, чтобы его условный вектор направленности не имел перпендикулярного пересечения с поверхностями комнаты, а также упирался в звукопоглощающую поверхность, как, например, настенный ковер.
На этом можно прерваться и провести время в экспериментах и накоплении вопросов, чтобы родилась следующая размышлялка о том, как создаются звуковые картины. Ведь звук это столь же богатое средство выражения, как и краски, как и само слово. Всем приятной звукозаписи.
Андрей Кочетков
# 20 сентября 2015 в 23:01 +3 |
# 20 сентября 2015 в 23:28 +2 |
# 21 сентября 2015 в 00:21 +2 |
# 21 сентября 2015 в 00:22 +2 | ||
|
# 21 сентября 2015 в 00:29 +2 |
Добавить комментарий | RSS-лента комментариев |