Часть 1. Самураи.
Сначала очень краткий исторический экскурс. Самураи появились в Японии как результат столкновения японцев с заморскими захватчиками и задолго после того, как в стране сформировались национальные вооруженные силы. До VIII века в японских армиях воевали пехотинцы, вооруженные луками, мечами и копьями. Их легко давила копытами корейская кавалерия. К тому же воевали земледельцы, а не профессиональные воины.
Этот опыт был учтен и в период с IV по VII века в Японии формируется собственная кавалерия. Таким образом, первые всадники – это самураи, клан профессиональных воинов. Самураи служили дайме, правителям провинций, и набирались из отборных всадников. Земледелием они уже не занимались. Позже, в X-XI вв., самураи превратились в элитное сословие. В переводе слово «самурай» означает «тот, кто служит». Главным в его служении была преданность господину. Эта преданность вместе с системой поведения и военными аспектами развилась в кодекс чести – Бусидо, который был написан в XI в. Самураи становятся закрытым кланом (раньше любой крестьянин за воинские заслуги мог стать самураем).
В XIV в. появляется еще один кодекс – Хагакурэ. Он стал реакцией на разложение сословия самураев, которые погрязли в роскоши, стали лениться, заниматься торговлей. Самураи, как клан, просуществовали до XVIII в., после чего им было разрешено заниматься торговлей при условии, что они расставались со своим статусом.
Бусидо – кодекс поведения, в соответствии с которым самурай жил, ел, умирал. Это неписаный свод законов, автора у него нет. Основной принцип - готовность к бою, даже во время сна. «Воин берет с собой меч, даже если отправляется принимать ванну».
Бусидо советует воину ложиться спать около восьми часов вечера, чтобы быть готовым отразить атаку ночью. По мнению Бусидо, воры чаще всего лезут в дом между полуночью и двумя часами утра. Занимаясь вечером праздностью и бесполезными разговорами, человек засыпает как раз к полуночи. В результате, деньги его пропадут, а благосостоянию будет нанесен урон. Вывод: ложитесь спать раньше.
Главное в Бусидо – это умение безоговорочно подчиняться господину, но при этом не забывая о родителях и предках. Для самурая было важно закончить жизнь с «хороший родословной», чтобы его потомки им гордились. На флаге одного известного самурая Асуке Дзиро было написано: «Мое имя будет славиться в веках по всему свету и будет передано потомству как чудесный цветок». Поведение предков воспринималось самураями как ориентир на пути собственных достижений. Итак, самые большие ценности самураев – преданность господину, сыновья почтительность и умение обращаться с мечом.
Все знают о сеппуку. Главное выражение преданности господину – это ритуальное самоубийство, которое совершалось, если самурай вызывал недовольство господина своей неудачей или каким-нибудь действием. Или – чтобы избежать позорного плена в случае проигранного сражения. Сеппуку также следовало совершить в случае смерти господина.
Самураи всю жизнь проводили за совершенствованием боевых навыков. Они начинали обучаться с трех лет, в пять получали подростковый меч (короткий мамаригатана), а в тринадцать им брили лоб и давали катану, чуть позже обучали битве на копьях. Самое главное испытание для самурая – умение совершить смертную казнь над преступником.
Во внешнем облике самурая большое значение имел опрятный внешний вид. Бусидо предписывает, чтобы самурай был чист, умыт и опрятно одет.
Определенный интерес представляет то, из каких слоев состояла одежда самурая. Итак, первый слой - это набедренная повязка изо льна, ткань до полутора метров с двумя шнурами. Верхний шнур повязки носили на шее в виде петли, а нижний шнур обвязывали вокруг талии. Богатые самураи носили повязки из барсучьих шкурок, чтобы уберечься от вшей. Сверху одевалось кимоно, длинный халат с широкими рукавами, который затягивался на поясе кушаком – оби. Он оборачивался вокруг тела несколько раз и спереди завязывался на узел. Сверху пристраивалось одеяние для доспехов (еще не сами доспехи) – куртка и штаны, заправленные в гетры. Гетры завязывались с внутренней стороны ноги. Дальше, если самурай шел на войну, одевались доспехи. Если войны не было, самурай ходил в кимоно и с катаной, которую засовывал за пояс.
Из чего состояли доспехи? Во-первых, это рубашка из металлических пластин без рукавов, она расстегивалась спереди. Во-вторых, плечи и руки закрывались изогнутыми пластинами, на локтях находились защитные чашки, шею также закрывали металлические полосы, обшитые кожей. Бока, бедра, нижняя часть спины, защищалась юбкой из металлических пластин, она заканчивалась чуть выше колен. Под юбкой были мешковатые штаны, ноги ниже колен оставались почти незащищенными. Самой примечательной частью доспехов был шлем – кобуто, ему придавали разные формы и украшения. Доспехи крепились с помощью шнуровки разного цвета, цвет определялся принадлежностью клану. Если самурай знал, что будет убит, то надевал шнуровку белого цвета и белые штаны – то есть, цвета траура.
Знаете, зачем самураю усы? Так вот, ветераны отращивали усы для того, чтобы, если их убьют в сражении, и их голову отрежут, все сразу поняли, что это голова воина, а не женщины. Сурово.
Молодому самураю в пять лет стригли лоб, выбривали его, а на затылке оставляли длинные волосы, умасленные и связанные в конский хвост. Такую прическу нужно было носить до конца жизни. Лишиться волос на макушке было равносильно бесчестью.
Самураи носили на себе целый арсенал.
Основным оружием был лук юми, который мог выпускать град стрел на расстояние до пятидесяти метров. Если точность была не важна (например, стреляли по толпе солдат), то стрелы могли улетать и дальше. Любое сражение всегда начиналось со стрельбы, при этом самураи часто использовали яд и зажигательные смеси. Самурайский лук в длину имел два с половиной метра. Его делали из лиственных пород дерева, усиливали бамбуком, а тетива изготавливали из пеньки и покрывали воском. Стрелы мастерились из бамбука. Если стреляли с лошади, то лук держали выше головы, руки разводились в разные стороны, чтобы в момент выстрела левая рука была прямой, а правая находилась у правого уха. При пешей стрельбе самураи использовали технику, когда лук держали горизонтально у пояса.
Оружие пехоты был арбалет, который мог стрелять камнями. Основное самурайское копье - хоко, было тяжелым и позже заменено на копье с кривым лезвием – нагинату. Также в бою использовалось копье с прямым лезвием до четырех метров длиной - яри.
А еще у самурая был хачивара - меч, сокрушитель шлемов. Хачивара имел искривленное лезвие с крюком, который находился рядом с рукоятью для захвата и переламывания клинков противника. Шлемы этот меч не прорубал, а такое название получил из-за крюка, которым захватывался шлем противника. Шлем сбивался и голову рубили.
Символом самурая была и есть катана. Она стоила дорога и отражала общественное положение самураев. Японская легенда гласит, что превосходный меч должен быть достаточно крепким, чтобы проткнуть насквозь семь положенных друг на друга трупов, и достаточно острым, чтобы, будучи погруженным в реку, мог срезать плывущий по течению лотос. Кривизна лезвия имела большое значение. Она позволяла твердым и мягким частям рубящего края входить в тело врага, образуя относительно маленькую ранку, которая потом расширялась, по мере того как лезвие входило глубже. Самураи не пользовались щитами и всегда держали катану двумя руками для придания удару большей скорости и силы. То есть, катана была и мечом и щитом одновременно.
Еще одно интересное оружие самураев - нодачи, полевой меч с очень длинным лезвием. Обычно использовалось не конными, а пешими самураями для переламывания ног коней у противника. Чтобы орудовать им на лошади требовалась большая физическая сила.
Боевой веер – тессен – использовалось как тайное оружие. Его носили в руке или затыкали за пояс. А тайным оно было потому, что по этикету при входе в дом оружие полагалось сдавать. Тессен делался из шелка или плотной бумаги, натянутой на металлический каркас с железными ребрами. На тессенах проводилось много дуэлей. Самурай считал ниже своего достоинства обнажать меч против врага, который имел более низкий ранг, поэтому с незнатными врагами пользовался боевым веером.
Еще у самурая имелась цепь длиной около метра с гирями на каждой конце. Она использовалась для парирования ударов меча, против палки, а также для захватывания орудия противника. Эту цепь придумал один самурай в начале XVIII в, который дал клятву убивать, не проливая крови.
Стоит также отметить кансаси – шпильки для волос. Их использовали женщины из самурайских кланов для самообороны.
Самые знаменитые самураи жили на рубеже XVI-XVII вв.
Ярчайшим из них был Миямото Мусаси, о котором снято много фильмов. Он считался лучшим фехтовальщиком на мечах в истории Японии. Миямото родился в самурайской семье, был японцем, но с белой кожей из-за дерматологического заболевания. Своего первого противника он победил в тринадцать лет, а в шестнадцать нанес поражение прославленному мастеру-воину. В возрасте двадцати одного года он пришел в Киото, столицу Японии, и вызывал на поединок всю школу фехтования Йошиока. Убил и учителей, и учеников. Следующие семь лет Миямото провел в воинском паломничестве, бродя по Японии и совершенствуя боевое мастерство. Свой самый серьезный бой он провел уже в зрелом возрасте против мастера меча Кодзиро. Кодзиро был известен тем, что разработал новую технику владения мечом, повторяющую движение хвоста ласточки в полете. Миямото вызвал его на дуэль, которая была назначена ранним утром. Но сам на дуэль намеренно опоздал - часа на три. Это было большим оскорблением для противника. При виде Миямото оскорбленный Кодзиро бросился в атаку первым (он был вооружен нодачи) и был убит единственным ударом в лоб, нанесенным деревянным мечом, который Мусаси выстругал из весла, когда плыл на дуэль (она должна была состояться на острове). После этой дуэли Мусами перестал пользоваться настоящими мечами, настолько велико было его фехтовальное искусство. До конца жизни Мусаси провел шестьдесят дуэлей и не проиграл ни одной. Говорят, что он мог разрубить рисовое зернышко, положенное на голову человека, не повредив ни волоса. В конце жизни Миямото написал книгу по стратегии «Книга пяти колец», которая до сих пор изучается мастерами боевых искусств и бизнесменами.
В следующем обзоре поговорим о противниках самураев - ниндзя.
Похожие статьи:
Рецензии → О романе Дэна Симмонса "Темная игра смерти"
Рецензии → Кровь, честь и секс на фоне шотландских пейзажей
Статьи → Самураи и ниндзя. Часть 2.
Рецензии → Люди, которые играют в игры
Рецензии → Обзор №2/2015 журнала "Полдень"