Автор: Джош Джонс. По материалам поста
Большая часть представителей моего поколения знакома с японской культурой по анимэ и фильмам о самураях. Для меня один из самых значимых артефактов – сериал «Сёгун» по роману Джеймса Клэвелла, показывающий Японию глазами автора – англичанина и его героя – британца (актер Ричард Чамберлейн). «Сёгун» - это Япония времен феодализма, с ее подчеркнуто военизированной культурой, мужественностью представителей сильного пола и женщинами, работающими в поле или вообще «спрятанными» за кулисы повествования.
Даже великий Акира Куросава в «Семи самураях» знакомит зрителей только с одной стороной жизни феодальной Японии. «Здесь нет сильных женщин, размахивающих катанами, - пишет Dangerous Minds. – В какой-то степени шоу смахивает на фестиваль ソーセージ».
И, тем не менее, такие женщины действительно существовали. Они были известны под именем女武芸者 (онна бугейся), а первой представительницей была знаменитая императрица Дзингу, возглавившая войско во время битвы с корейскими захватчиками в 200 г. н.э. после того, как ее супруг – четырнадцатый император Сюай – погиб в бою. Пример Дзингу вдохновил многих. Кстати, императрица стала первой женщиной, чей портрет в 1881 г. напечатали на банкноте.
Женщины-воины, еще до изображенных Клэвеллом и Куросавой самураев-мужчин, освоили искусство обращения с нагинатой и кайкеном и применяли технику танто-дзюцу в бою. Вместо того, чтобы платить наемникам (как это делают запуганные горожанки и селянки в «Семи самураях»), реальные японки изучали военные искусства, чтобы защищаться самим, если в поселении нет или мало мужчин.
Этический кодекс онна бугейся был, как говорят, столь же строг и бескомпромиссен, как и правила жизни самураев. Хотя большая часть историй, дошедших до нас, относится к XII-XIII вв., сохранились и более поздние свидетельства о женщинах-воинах. Накано Такеко, жившая уже в XIX в., погибла смертью истинного воина:
«Она возглавляла бой против войск императора Арби и была ранена в грудь. Понимая, что мгновения ее жизни сочтены, Такеко обратилась к своей сестре Юко с просьбой: отрезать голову и захоронить тело, чтобы оно не досталось врагу как трофей. Сподвижницы Такеко-сан отвезли тело в замок Хокай и похоронили под сосной».
Еще один почитаемый боец – госпожа Томоэ Годзен, упоминается в «Повести о доме Тайра», нередко называемой японской «Илиадой». Годзен-сама описывается, как «необыкновенно красивая женщина, великолепная лучница и мастер меча. Она была воином, лучшим, чем тысяча мужчин, и способна была победить демона и бога, в конном бою и в пешем».
Похожие статьи:
Статьи → Квайданы – загадочные и ужасные
Статьи → Маленький японский бог
Статьи → Обитатели Страны Восходящего Солнца
Рассказы → Маша фром Раша
Статьи → Дом бронзового бога