Откровенно говоря, Егор никогда не испытывал теплых чувств к матери своей жены. Виделись они после памятного дня свадьбы крайне редко – не более двух раз в год, когда Татьяна приезжала навестить матушку, а Егор вынужден был сопровождать супругу, без всякого на то удовольствия.
Клавдия Петровна – сухонькая энергичная старушка шестидесяти пяти лет, именуемая соседями бабой Клавой, после выхода на заслуженный отдых, всерьез занялась сбором трав и приготовлением всяких лечебных снадобий, что ранее делала редко – воспринимая это занятие как хобби. Злые языки поговаривали, что бабка – ведьма (с чем её зять был, в общем-то, согласен) и тайком готовит разные приворотные зелья, за что гореть ей после смерти в аду.
Телеграмма пришла, как это обычно и случается, в неподходящий момент, когда Егор с Татьяной собирались отправиться к морю. Но вместо морского путешествия, их подстерегала скучнейшая поездка в деревню, где предстояло проститься с умирающей Клавдией Петровной, а затем проводить старушку в последний путь и соблюсти все связанные с этой печальной церемонией формальности.
* * *
И была бесконечно долгая ночь, проведённая у кровати умирающей, и организация похорон, и сами похороны. Но обо всём по порядку.
Чувствуя, что отведенный срок пребывания в этом мире неумолимо истекает, Клавдия Петровна, видимо, решила исповедаться. А может, для того, чтобы как-то скоротать время до часа «Ч», и чтобы процесс её ухода в мир иной не выглядела совсем уж удручающе, она устроила ночь воспоминаний и охотно делилась ими с родственниками, рассказывая о своем трудном детстве, о не менее трудной юности и совсем уж безрадостной жизни. Для Егора монолог умирающей тёщи выглядел скучным и тягучим, как прилипшее к брюкам варенье, которое вместо того, чтобы отлипнуть только размазывается всё больше и больше. Он даже поймал себя на мысли, что предстоящая смерть тёщи, на фоне всего ею рассказанного, выглядит как некое долгожданное избавление последней и вознаграждение за всё пережитое. На прощание, мама проинструктировала, где у неё что лежит – предназначенное для этого печального случая и попросила детей сделать две вещи. Сочтя, что на этом все важные дела завершены, Клавдия Петровна умерла.
Поскольку церкви в деревне не было, а ближайшее коммерческое заведение, прикрывающееся именем Бога, и оказывающее гражданам платные услуги теологического характера, находилось в райцентре – за пятьдесят вёрст, то последнюю волю умершей Егор выполнил с легкостью и даже с радостью, избавив себя от лишних хлопот. Он не стал приглашать священника для совершения обряда отпевания, как и просила теща, а отпускать ей грехи, разумеется, было уже поздно.
* * *
Похоронная процессия двинулась вдоль улицы под звуки бессмертного произведения Шопена, которое по иронии судьбы чаще звучало на похоронах, чем в концертных залах. В исполнении сводного деревенского духового оркестра школьников и пенсионеров, которые почти не фальшивили, похоронный марш звучал трогательно и даже невольно вышибал скупую мужскую слезу, навевая грустные мысли о бренности бытия. Егор не знал, как часто оркестр совершенствуется в мастерстве на свадьбах, но похоже было на то, что с приглашением на похороны у ребят всё обстоит супер.
При первых звуках марша, Татьяна осуждающе глянула на Егора. В ответ на её взгляд, он буркнул что-то типа:
- Не, ну перед людьми неудобно. Ещё подумают, что мы жлобьё какое-то, и зажали для твоей мамы денег на попа и на оркестр.
Татьяна лишь тяжело вздохнула, утирая влажные глаза носовым платком…
Проводив Клавдию Петровну в последний путь, традиционно бросив в могилу по горсти земли и помянув усопшую в деревенской столовке, арендованной для поминок, немногочисленные соседи и родственники разбрелись по домам.
* * *
Егор проснулся и почувствовал, что кто-то пристально смотрит на него. Бывает так, что ты невольно оборачиваешься, когда кто-то сверлит тебя взглядом.
На стуле, положив руки на колени, сидела погребенная накануне теща в той самой сиреневой кофточке и белом платочке на голове, в который её обрядили соседские бабульки перед тем, как уложить в гроб.
- Что же ты, Егорушка, так меня подвёл, – скрипучим голосом осуждающее произнесла мама. – А ещё комсоргом в школе был…
Опешивший Егор не смог выдавить из себя ни слова.
- Я же вас просила не устраивать этого, а вы… – снова вздохнула старушка и разочаровано махнула рукой.
- Так я это… – наконец-то изрек Егор.
- Чего, это? – передразнила его тёща.
- Как лучше хотел, – боролся с искушением тронуть Клавдию Петровну рукой, всё ещё обалдевший, но уже приходящий в себя зять.
- А получилось, как всегда.
- А что получилось? – обижено буркнул осмелевший Егор. – Не хуже, чем у людей получилось.
- Знал бы ты обормот, что ты мне устроил, – зло произнесла нараспев тёща, шипя точно змея. – Я то надеялась, что в последний путь меня на руках понесут.
- Так всё и случилось, – недоумённо произнес Егор. – Что не так-то?
- Да всё не так. Знал бы ты, затёк, как мне пришлось отплясывать под твою музыку до самого кладбища, а потом ещё и в гробу заколоченном…
Сказав это, Клавдия Петровна поднялась со стула и от души заехала Егору под глаз сухоньким кулачком.
* * *
Егор крайне негативно относился ко всяким странным обычаям, доставшимся людям в наследство от предков-язычников. Но спорить на эту тему с женой Таней не стал и утром – после похорон покорно побрел с ней на могилу тёщи, чтобы отнести умершей завтрак и «разбудить её душу». Хотя он и считал подобный акт суеверием, полагая, что если кому-то так уж охота «разбудить душу», то логичнее было бы принести утром на могилу металлический будильник из его пионерского детства, который способен поднять даже мёртвого, завести его и посмотреть – вылезет кто-нибудь из могилы или нет.
Дойдя до могилы тёщи, Егор остолбенел, поскольку холмик на ней был разрыт, словно из могилы этой накануне уже кто-то вылезал, даже не дожидаясь звонка пресловутого будильника.
Глядя на эту картину, Татьяна принялась причитать, кляня вандалов, а Егор только молча потер подпухший глаз и подумал: «Значит, не приснилось».
Похожие статьи:
Новости → Конкурс ужасов
Рассказы → Мимикрим (Внеконкурс)
Рассказы → Не будите спящего Удава! (Внеконкурс)
Рассказы → Гостья (Номинация №4 Работа №10)
Рассказы → Хуторок ( Номинация №3 Работа №8)