В нескольких километрах от Переяславля Залесского, на берегу Плещеева озера, живет Синь-камень. Мы не оговорились – именно живет, и, как всякое живое существо, Синь-камень не устает удивлять и своих поклонников, и ученых, стремящихся проникнуть в тайны его долгого бытия.
Округлый, похожий на дремлющего кита с серебристо-синим отливом, он, кажется, излучает тепло и свет. Зимой, когда берег Плещеева озера покрывается снегом, Синь-камень остается нетронутым белым покровом – едва прикоснувшись к нему, снежинки тают. Летом возле камня рассыпано много мелких монеток, конфет, цветов; на ветках деревьев, растущих рядом, - разноцветные ленточки. Это – дары тех, кто приходит поклониться Синь-камню и попросить у него исполнения желаний.
Когда-то очень давно, когда на берегах озера еще не жили люди, да и вообще, неизвестно, были ли люди в те далекие времена, Синь-камень притащил сюда отступающий ледник. Камень поселился на северо-восточном берегу озера. Много тысячелетий пролежал он на вершине горы, зовущейся ныне Александровой. А когда в этих места появились люди, темно-синий, мерцающий камень сразу стал местом поклонения. Меряне чтили Синь-камень как бога, приносили ему жертвы.
Позднее эти края колонизовали славяне, тоже с почтением отнесшиеся к волшебному камню и посвятившие его богу Яриле. Наши предки – язычники считали Синь-камень сердцем бога Солнца, водили вокруг него хороводы, украшали цветами и лентами. Неподалеку от камня возникло поселение, затем городок – Клещин, предок современного Переяславля.
С приходом христианства подобные игрища были объявлены греховными, и все-таки вера в чудесные свойства камня продолжала жить. Ему по-прежнему поклонялись. Православные священники пугали свою паству, что в Синь-камне живет черт, и те, кто ему кланяется, на самом деле служат нечистому. Однако ни увещевания, ни запугивания не помогали. Возмущенные отцы церкви потребовали сбросить «идолище проклятое» с горы, что и было выполнено, правда, без охоты и рвения. Но люди точно также собирались для отправления языческих обрядов возле камня, лежавшего у подножия горы. Самый важный ритуал проводился у Синь-камня на Петров день, в ночь с 28 на 29 июня, несколько позже общепринятого дня Ивана Купала.
В 1609 г. по приказу Василия Шуйского и личному повелению преподобного Иринарха дьякон одной из переяславских церквей Ануфрий сбросил камень в яму. Но Синь-камень напустил на дьякона порчу за поругание над ним: «А дьякон в то время вельми изнемогше студению трясовишною и не могий терпети студени и влазяше в печь по напущению врага противяся добродетели, что он дьякон сотворил старьцово послушание». Не зря все местные жители среднего и старшего возраста отказывались содействовать священникам в разорении святилищ, опасаясь ответной вредоносной реакции старых богов.
Прошло около пятнадцати лет, и однажды пришедшие на берег Плещеева озера рыбаки увидели, что валун по-прежнему лежит на своем старом месте, словно его и не закапывали никуда. Каким образом камень, весящий 12 тонн, выбрался из-под земли, да еще за столь короткое время, никто не знает. И вновь к нему началось паломничество.
В 1788 году в Переславле начали возводить церковь. Чтобы прекратить «языческие вакханалии», «чертов камень» решили положить в фундамент строящейся колокольни. Когда наступила зима, и озеро покрылось надежным льдом, валун взгромоздили на специально сделанные огромные сани и повезли по ледяному пути. Однако недалеко от берега лед проломился, и камень ушел на пятиметровую глубину, казалось, навсегда. Но уже через год рыбаки заметили, что камень медленно движется в сторону берега, напрямик к своему старому месту. Минуло около сорока лет, прежде чем он оказался на берегу.
Простой народ нисколько не сомневался в магической силе камня и воспринял его выход на берег как должное. Просвещенные горожане искали рациональные причины явления. Инженер И. Несытов объяснял появление камня на берегу притяжением железа, залежи которого якобы должны быть в недрах приозерных берегов. Священник В. Доброхотов полагал, что камень был выдвинут на берег циркуляцией воды в озере, вызываемой течением р. Трубеж. Еще одну версию чуда предложил Н.М. Меморский. В 1842-1869 гг. он служил в Переславле Залесском священником Вознесенской церкви. Ссылаясь на свидетельство переяславского старожила, купца Алексея Михайловича Глинкина, он утверждал, что камень был взят из Никитского оврага и перевозился по льду озера в начале зимы. Под его тяжестью лед проломился, и он погрузился в воду на глубину не более 2 аршин – 1,4 м. Верхушка камня с самого начала выступала над поверхностью, а при спаде воды обнажалась на высоту до 1 аршина – 0,71 м. Видимо, он осел на дно боковым или торцовым ребром. Известно, что глубина озера начинает заметно увеличиваться только в полукилометре от берегов. Дно песчаное, плотно укатано волнами. В плотный песок камень не мог увязнуть глубоко. Для его подвижки не требовалось воздействия циркуляции водных течений или намерзания подводного льда. Он ежегодно вмерзал в лед и был подвержен подвижкам во время ледолома. При ураганном ветре торошение становилось необычайным по силе и высоте, чему бывал свидетелем и сам Н.М. Меморский. Торосами камень был выдвинут на склон низкой террасы, сформированной береговым прибоем, где и лежит в настоящее время.
В общем, в объяснениях и версиях недостатка не было. Как и сейчас их столько, что даже для простого перечисления целой книги не хватит.
В последнее время территория Клещинского комплекса стала привлекать к себе все больше исследователей – физиков, биоэенергетиков, и т.д. и т.п. Они приезжают туда со специальной аппаратурой, исследуют плотность грунта в тех местах, где предположительно «проползал» Синь-камень, замеряют радиационный фон возле него, проводят анализ вещества, из которого состоит чудо-валун, исследуют территорию возле горы с помощью рамки... Многих, приехавших на берега Плещеева озера, интересует так называемая экологическая обстановка на святилище, в том числе геофизические аномалии.
Для того чтобы делать выводы относительно чудесного Синего камня, информации пока маловато. Некоторые исследователи склонны думать, что в Клещинском заповеднике присутствуют некоторые нарушения в энергоинформационной структуре Земли. Они также не исключают, что в данном случае имеют дело с так называемой аномальной зоной, одно из главных проявлений которой - движущийся валун, оставшийся в наших краях с ледникового периода. Обращает на себя внимание и значительно (на 25 – 30%) повышение радиационного фона на самом камне и вокруг него, и наличие повышенного электростатического уровня на южной стороне валуна. Можно привести целые страницы, заполненные результатами экспедиций. Но выводов - никаких.
Летом 2003 г. Синь-камень посетила экспедиция геологического факультета МГУ. Студенты – народ недоверчивый, им бы все пощупать и потрогать своими руками. Так что каждый из них, кроме выполнения обязательных работ, еще и попытался проникнуть в тайну камня самостоятельно.
Антон: «Я, вообще-то, не верю во всякую там парапсихологию и экстрасенсорику. По-моему, это все чушь собачья, потому что проверить ничего нельзя. Сначала я был очень разочарован: во-первых, никакой он был не синий, даже не голубоватый. Во-вторых, то, что камень двигается, вполне может быть объяснено наличие подземных вод и каверн в почве. Вот как-то ночью я и решил попробовать отколоть кусочек от камня, чтобы сделать анализ в лаборатории. Ночь была теплая, только комары допекали. Но метров за 5 от камня они все куда-то исчезли. Я подошел к камню с геологическим молотком, и тут мне стало страшно. Я, вообще-то никаких там привидений и призраков не боюсь. И тут: вроде нет ничего реального, а все равно страшно. А когда я начала долбить по камню молотком, то, меня охватил такой ужас, какого я не помню с детских лет. Так страшно мне было только года в четыре, когда в моей комнате гасили свет, и родители уходили спать. Сами были маленькими: помните, как это бывает. И еще мне показалось, что бью я не по камню, а словно по чему-то мягкому и живому. И страх все сильнее. В общем, стыдно признаваться, но удрал я оттуда, как черт от ладана. И потом к камню подходил уже со всякими приборами, но только днем – ночью все-таки опасался. А вдруг он и правда живой, и на меня обиделся?»
Наташа: «Я про Синь-камень много читала: и истории в газетах и журналах, и даже до архивных материалов докопалась. Поэтому ехала с тайной целью: не только отработать летнюю практику, но и попросить у камня чего-то важного… Ну, я не буду вам говорить, что я хотела пожелать. В общем, ночью как-то, когда все ребята спали, я подошла к камню, присела на него. А он такой теплый, нежный, просто как наша собака – хочется погладить и прислониться к мягкой шерстке. Как раньше читала, встала я на камень, лицом к востоку, собралась с мыслями и про себя сказала: «Синь-камень, батюшка, сделай…» Сначала я ничего не почувствовала, даже подумала, мол, все это ерунда, ничего он не сделает. Все это выдумки! А потом по телу у меня разлилось такое приятное тепло, как под солнышком в летний день. Вы мне можете не верить, но я даже увидела, как будто камень словно засветился. Вроде хорошо было, приятное такое ощущение: стоишь вся в волнах света. Но я испугалась, и потихоньку слезла. И чем дальше я от камня отходила, тем слабее становилось сияние. А напоследок, как будто рука ко мне протянулась и по щеке погладила». (Что загадала Наташа, она так и не призналась, но говорит, что желание сбылось).
Сергей: «Ну я, конечно, тоже ночью туда сходил. Зачем, сам не знаю. Просто интересно было: что это про Синь-камень пишут и говорят. А вдруг правда? Сел, посидел на нем. И знаете, отдался своим мыслям, как-то время незаметно потекло. И вдруг мне показалось, что камень не стоит на месте, а медленно плывет. Причем не в воде, а словно плывет сквозь землю. Помните, как там у Кастанеды было: он там тоже вроде сквозь землю плавал. Мне было совсем не страшно, только я все думал: куда он меня завезет? А потом послышалась какая-то музыка, вроде, колокола и церковное пение. Я и подумал: ведь священники считали Синь-камень «идолищем поганым», причем же здесь колокола. А мне как будто кто-то сказал: «Ничего ты не понимаешь! Вот станешь старше и мудрее, тогда и поймешь, что природа у нас общая». Нет, не природа, какое-то другое слово, но смысл был такой. А вернулся я в лагерь только на рассвете, Днем посмотрел на камень: стоит, как стоял. Я, вроде бы галлюцинациями не страдаю, так что точно уверен: ничего мне не почудилось».
Сейчас Синь-камень не просто лежит на берегу озера, а продолжает двигаться, но теперь уже вниз, под землю (примерно на 4 см в год). Почва почти поглотила его, и те, кто приходит полюбоваться чудо - валуном, видят лишь небольшую площадку высотой около 30 сантиметров. Некоторые старожилы верят, что раз камень уходит в землю, прячется от людских взглядов, значит, близится конец света. Да и недаром же по ночам древний валун испускает голубые лучи, в ясные ночи можно видеть и какие-то полупрозрачные тени – призраки, собирающиеся вокруг Синь-камня. Зимой на нем тает снег - не иначе подает камень какие-то знаки, которых мы пока понять не можем. А надо бы – пока камень окончательно не ушел от нас под землю! Ведь тогда поздно будет не только изучать его, но и догадываться, что же все-таки хотел нам сказать Синь-камень.