Основываясь на частоте и общему количеству поисковых запросов, американский блог TFreak вывел топ 7 самых популярных авторов жанра киберпанк. В этой статье я кратко расскажу о достижениях каждого из них и постараюсь разобраться в особенностях распределения мест. Итак, поехали:
7 место. На этой ступени находится шестидесятилетний американский писатель из Род-Айленда Пол ди Филлипо. Имея за плечами множество обзоров, критических статей, исследований и эссе на тему литературы в журнале «Научной фантастики Азимова», «Фэнтези и научной фантастике», «Вашингтон Пост» и др., наивысшего пика популярности Пол добился благодаря сборнику рассказов «Рибофанк» (1996). В этой книге несвязанные сюжетно друг с другом произведения открывали перед читателем необычный мир далекого будущего, в котором небывалого расцвета достигла генная инженерия.
На первый взгляд может показаться, что никакого киберпанка тут нет и в помине. Вообще, споры о том, к какому из поджанров отнести «Рибофанк» ведутся до сих пор. Не смотря на то, что миру Пола ди Филлипо не хватает классических атрибутов киберпанка в виде механических имплантов, чипов, виртуального пространства и компьютерных систем, все это представлено в качестве живых организмов и продуктов их деятельности. Одной из самых близких ассоциаций такому миру является фильм Дэвида Кроненберга «Экзистенция» (1999).
Неискушенному читателю подобное сочетание может показаться странным, однако именно благодаря этому «Рибофанк» и добился такой популярности, а вместе с ней седьмой столчки строчки топа по версии TFreak.
6 место. Оно достается Роберту Полу Уильямсу – автору, живущему на противоположной стороне континента, в Пало-Альто. Думаю, мало кто знает имя этого фантаста, однако, если назвать его творческий псевдоним, ситуация изменится. Согласитесь, найти человека, который хотя бы краем уха не слышал кто такой Тэд Уильямс очень сложно.
Первоначально Роберт дебютировал с тетралогией жанра фэнтези под названием «Память, скорбь и терн», но в 1996 году взялся за киберпанк. За пять лет из-под его руки вышло еще четыре книги, которые вошли в цикл «Иноземье», буквально за пару лет получивший статус культового.
По словам автора, когда он брался за работу над «Иноземьем», прежде всего хотел доказать как ошибаются люди, которые считают киберпанк отжившим свое жанром. Однако Роберт и представить не мог, что его эпопея найдет отражение в произведениях огромного количества авторов по всему миру (в числе которых Сергей Лукьяненко и Джордж Мартин).
По сюжету, в будущем была создана виртуальная реальность под названием «Иноземье». Она представляет собой информационную реку, которая связывает множество более мелких виртуальных реальностей (они могут быть основаны как на реальных исторических событиях, так и быть полностью вымышлены). Таким образом, игрок, который находится внутри «Иноземья» мог оказаться в любой точке мира и времени по своему усмотрению.
Однако, не смотря на огромное количество последователей и детально проработанный мир, книжный цикл «Иноземье» нельзя назвать таким уж успешным. Вниманию со стороны читателей он больше обязан одноименной серии комиксов (автором сценария которого тоже является Тэд Уильямс) и MMORPG от компании «Gamigo» (запущена только на территории Северной Америки).
5 место. Ступенькой ниже представитель туманного Альбиона Ричард Морган. В отличие от Тэда Уильямса и Пола ди Филлипо, этот фантаст менее известен на территории постсоветского пространства.
Ричард дебютировал в жанре киберпанк в 2002 году с романом «Видоизмененный углерод». Двумя годами позже его работа была удостоена премии Филипа К. Дика и перевода на два десятка языков.
«Видоизмененный углерод» первая книга трилогии «Такеши Ковач». Этот цикл рисует картину будущего, где благодаря цифровым технологиям появилась возможность копирования человеческого сознания и его переноса в новые тела. Благодаря такому развитию событий, Ричард Морган пытается ответить на волнующие современное общество вопросы. Является ли подобный вариант существования бессмертием, к которому мы стремимся и можно ли назвать человеком существо, которое пережило не одну перезапись сознания и гибель телесных оболочек.
4 место. Это место по праву достается Нилу Стивенсону. Гению и прогрессору как в области всей научной фантастики, так и киберпанка в частности.
Не смотря на то, что дебютная работа «Большое У» (1984) прошла практически никем не замеченной, почти все последующие произведения автора удостаивались самых престижных премий. Наиболее удачные в этом плане книги «Лавина», «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц», «Анафем» насчитывают более полутора десятков различных номинаций.
Популярности своих произведений Нил Стивенсон обязан прежде всего особенному стилю. Вопреки мрачному готичному представлению классического киберпанка, его работы предстают в гораздо более мягкой форме. Автор с удовольствием использует непринужденный юмор, который иногда переходит в откровенный фарс. Кто-то находит в подобной индивидуальности Нила сходство с режиссерским стилем Квентина Тарантино. Но если бы меня попросили подобрать человека с похожими творческими приемами, на ум пришёл бы Дуглас Адамс (но не цикл «Автостопом по галактике», а скорее «Дирк Джентли»).
Примечательно, что у Нила Стивенсона помимо художественной литературы, есть множество серьёзных исследовательских работ. Например, в некоторых англоязычных странах до сих пор популярна книга «В начале была…командная строка» (1999), где автор описывает свою точку зрения, согласно которой современные операционные системы скоро уйдут в небытие. Написанная на основе небольшого эссе в начале 1990х годов книга во многом оказалась пророческой. Некоторые предостережения и прогнозы Нила действительно имели место быть. Например, автор сумел предсказать появление операционной системы iOs, доставившей множество проблем своим конкурентам.
3 место. Здесь мы можем видеть еще одного многократного призера и номинанта престижных литературный премий – Майкла Суэнвика. Во многом, судьба его произведений похожа на Нила Стивенсона. Первые крупные работы «В зоне выброса» (1985) и «Вакуумные цветы» (1987) прошли практически незамеченными, не смотря на сильную социальную направленность и крепкую фантастическую составляющую. При этом, рассказы и повести автора пользовались гораздо большим успехом и были желанными гостями в любых фэнзинах научной или фантастической направленности.
Дорогу в мир большой литературы для Майкла открыла его следующая работа «Путь Прилива» (1991). В том же году она была удостоена премии Небьюла. История описывает мир высоких технологий, где чиновник одной из самых влиятельных организаций идет по следу опасного преступника. В надежде на спасение, последний скрывается на планете, где начинается Великий Прилив – время, когда суша оказывается полностью скрыта под толщами воды. В основе этой истории, как и в большинстве других работ автора, стоит вечный конфликт общества и личности.
2 место. Эту строчку по праву занимает один из китов кибербанка Брюс Стерлинг. Именно благодаря ему в обиход вошло такое слово, как «киборг». Именно благодаря ему добились популярности истории о хакерах, киберпреступлениях и открытиях в области кибертроники.
Уже первая работа автора «Искусственный ребенок» заставила обратить на себя внимание общественности. Это не был киберпанк в чистом виде, однако он в полной мере включал в себя все особенности будущего жанра. Сюжет книги описывает цивилизацию, во многом похожую на нашу, которая оставляет на планете специальные «свободные зоны», где разрешена всякая противозаконная деятельность. А индустрия развлечений представляет собой продажу и обмен записей уличных боев (которые нередко заканчиваются летальным исходом), зафиксированных камерами видеонаблюдения.
Несколькими годами позже Брюс основал что-то вроде кружка или объединения писателей, что разглядели в киберпанке жанр, который мог бросить вызов модному в то время гуманистическому литературному течению. Он не только ярко иллюстрировал человеческие взаимоотношения разного рода, но и демонстрировал мощные аналитические и психологические знания. Не желая останавливаться на достигнутом, Стерлинг основал фэнтезин «Дешевая правда», в которой он и его единомышленники высмеивали застой в американской научной фантастике.
Все изменилось с выходом «Схизматрицы» (1985) – объединение фантастов-киберпанков вышло из тени. Меньше чем за год роман о противостоянии шейперов (приверженцы генной инженерии) и механистов (приверженцы мехатроники) подготовил площадку к «Зеркальным очкам». Антологии киберпанка, которая в полной мере ознаименовала победу молодого и прогрессивного течения над устоявшейся «мягкой» фантастикой, погрязшей в самокопировании и стереотипах.
1 место. Вот мы и добрались до самой вершины пьедестала. Помните, я назвал Брюса Стерлинга китом киберпанка? Так вот, если он – кит, то человек, занявший первое место самая настоящая черепаха. Та основа, без которой невозможно ничего остальное – ни киты, ни слоны, ни прочие твари. Уильям Форд Гибсон не только ввел в обиход термины «киберпанк», «киберпространство», «виртуальная реальность», но и стал олицетворением всей фантастической литературы 1980-1990х годов. Первая же книга «Нейромант» (1984) (заглавный роман будущей трилогии под названием «Киберпространство») собрала огромное количество престижных наград и номинаций. Среди них была премия Филиппа К. Дика, «Небьюла», «Хбюго» и даже Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики.
«Нейромант» стал иконой киберпанка. Сюжетные ходы, образы и понятия книги на долгие годы стали основополагающими. Не секрет, что даже братья Вачовски (ага, на тот момент еще братья) в работе над «Матрицей» (1999) вдохновлялись произведением Уильяма Гибсона. Это можно заметить как в плане философии и эстетики, так и более мелких деталях. Разъемы в затылке, хакер на работе влиятельной корпорации, явное внешнее сходство Тринити с Молли, последствия ядерной войны и более мелких вооруженных конфликтов на территории страны и многое другое. Похожие мотивы так же можно заметить в книге Даниэля Галуйе «Симулакрон-3», которая послужила основой для фильма Йозефа Руснака «Тринадцатый этаж» (1999), «Темном городе» (1998) Алекса Пройаса и «Призраке в доспехах» (1995) Мамору Осии. Даже герои перечисленных творений носят любимые типажи Уильяма Гибсона. Все они бунтари, выступающие против технократического общества. Но вместе с тем, являющиеся неотъемлемой частью этого общества. Как бы им не нравилось окружение, но они уже просто не могут жить иначе. Если кто-то из этих героев вдруг разрушит привычный уклад, к своему собственному удивлению он создаст точно такой же. И дело не в злорадной насмешке создателя, а в своеобразной морально-этической стороне. Как бы не было это плохо или хорошо, его следует принять и научиться с этим жить. При этом, совсем не важно где происходит действие – в реальном мире или цифровом. Потому что жизнь в привычном понимании потеряла свою ценность…
Похожие статьи:
Рассказы → Лишняя деталь
Рассказы → Тени тоже хотят спать. Часть 1
Рассказы → Тени тоже хотят спать. Часть 2
Статьи → Твит-новость: "Ходячие мертвецы" добрели до первого места! И пошли дальше...
Рассказы → Цифровая трясина