Сидящая в тыкве
в выпуске 2019/11/18
Вот и подобрался Эрл Стебатор к самому, без преувеличения, "вечному" сюжету, ежеминутно оправдывающему хотелки и желаньица тысяч и тысяч барышень по всему свету. Именно персонаж этой сказки постоянно примеряет хрустальные салатницы, страдает от золотой спиральки и весело проводит с острозубыми млекопитающими время в тыкве. Героиню постоянно вспоминают в комментах к месту и не очень. А за последние дни это стало уже мейнстримом.
Итак, это четвёртая моя деконструкция и пятая по логике развития сюжета. Можно было бы назвать её в том самом стиле: "Героиня наносит ответный удар", но... И да-да, следующий обзор будет именно на самый первый по списку сюжет. Не переключайтесь.
А я продолжаю начинать и начинаю излагать. Итак, сказка всех времён и народов: "Золушка".
Всё в курсе того, как развивались события этой самой сказки с самым распространённым сюжетом. У нас есть девочка/девушка, оставшаяся без матери, слабохарактерный отец, которому наплевать на родную дочь, мачеха, непременно злая и обременённая группой поддержки в лице своих дочерей (они могут быть как от предыдущего брака, так и нажитые в браке новом, но не суть), принц с пробелами в кратковременной памяти и, тут возможны варианты, некое чудо-чудное и диво-дивно, продвигающее повествование.
Самый древний текст, описывающий перепитии несчастной бырышни, филологи и археологи относят к древнеегипетской легенде о Родопис, реально жившей куртизанке и гетере, попавшей в рабство, выкупленной из него за красоту и те самые таланты, скопившей состояние и почившей в роскоши. Она стала столь знаменита после своей смерти, что одну из трёх Великих Пирамид считали её усыпальницей. Кстати, вам ничего не напоминает этот сюжет?
Но я продолжу. Своя золушка появилась в Китае, там девушку за любовь к императору злая императорская жена превратила в девятихвостую лисицу, но сама не справилась с колдовством и откатом её перекинуло в паучиху. Занятная история, скажу я вам.
В наших берёзах странствовало несколько сказок с подобным набором, укажу лишь "Крошечку-Хаврошечку", "Морозко" и "Замарашку". Но популярность, известность и влияние на умы приобрели литературные адаптации Шарля Перро и братьев Гримм. До большинства не любящих читать, эта сказка добралась уже после препарирования перровского текста драматургом Евгением Шварцем. Но об этом позже.
Итак, сюжет перровской сказки мной чуть выше уже был изложен. Дело происходит, скорее всего, на Самайн, что многое объясняет, ибо в этой истории рано или поздно объявляется фея-крёстная, которая одаривает девушку лошадями из мышей, каретой из тыквы, кучером из ящерецы и лакеями из крыс. Ну и, естественно, наказом дрыгоножничать до полуночи (вторая, после тыквы, отсылка к кельтскому празднику окончания уборки урожая). Золушка теряет элемент обуви и принц её потом долго и упорно, через эту самую обувь, и ищет. В финале героиня прощает свою мачеху и сестёр, забирает во дворец и выдаёт сестёр замуж за придворных. Ах да, по сюжету она принцесса изначально, так как её папа король, но многочисленные кино и мульт адаптации о сём факте забывают.
В варианте братьев Гримм Золушка не принцесса, а просто дочь богатого человека (дворянин или нет - не суть важно). Её мать также умирает, отец повторно женится, но сам факт чуда растянут на три вечера, совершает колдунство орешник, выросший на могиле матери героини, а сёстры, которые строят козни, снала сами уродуют себя, отрезая себе то большой палец ноги, то пятку, а после соединения героини с принцем, вообще подвергаются нападению птиц с последующим ослеплением.
А теперь подробности. Вне зависимости от региона и авторства, нам сообщают некоторые отличительнве золушковые черты. Если, о многоуважаемые дамы, размер вашей ноги не только превышает даже китайский 36-ой, а таки стремится к 45-ому, стоптанному назад, чтоб не жало, то на героиню этой сказки вы не тяните от слова совсем. Ибо все сказочники, начиная всё с той же самой Родопис, описывали её стопу как миниатюрную. Наверное потому в Китае долго существовала присказка: "Большелапа, как простолюдинка". Ну, о том, как знатные особы боролись с ростом стопы дочерей - тема отдельного разбора. Упомяну лишь, что всё в той же Поднебесной стране сексуальной и красивой считалась переваливающаяся походка, называемая утиной и выдававшая в даме благородство и знатность и, собственно, малый размер ноги.
Следующей чертой является смесь наивности с откровенным крохоборством. Выйти замуж исключительно за принца, переспать - так с олигархом, ну или с продюсером. И верить в последующее долго и счастливо.
Третьей - вмешательство неких потусторонних сил. Вряд ли у каждой есть своя фея-крёстная или волшебный орешник, равно как магическая корова. Но есть доступные колдунства, навроде астрологии, Таро, нумерологии, хоромантии и вуду с прочими тантрами. Овладевшая всем этим на занятиях по динамической йоге для комнатных собачек всенеприменно ухватит свою удачу за хвост, усы и прочие выдающиеся части.
Четвёртой - наличие специальной обуви. Нет, любимые платформы, лабутены и инфузории-туфельки здесь не в чести. Даже найковские кроссы не катят, уж простите. Тут обувка нужна весьма спецефическая. С самого появления сказки она кожаная, изукрашенная золотом и драгкамнями, бронзовая, серебряная, золотая или хрустальная. Да-да, я в курсе версии об ошибке Перро, и якобы на самом деле туфли были меховые, из белки. Но нет. Они именно хрустальные, потому как это тупо магия. И золотые по той же причине. И все остальные варианты тоже. Если нет у вас хрустальных босоножек - поход в ближайший лабаз дело не решит. Это может быть только подарок. Сугубо по канону всех сказок.
Едем дальше. Черты характера, которые подчёркивает любой сказочник (за исключением истории о Родопис), не говорят о сложившейся сильной личности. Это нечто серое, забитое, послушное, беспрекословное - в общем некое существо, которое было бы с позором изгнано просто за бесхребетность. Но нет, именно оно, отсутствие твёрдой серцевины, и становится определяющим, так как говорит о хорошести Золушки.
И ещё. Что я всё о ней, да о ней. Предмет её страсти обладает, кроме титула принца, таким качеством как отсутствие кратковременной памяти. Зачем-то перевёл стрелки часов, погнался за девицей, забыл, как она выглядит и как её зовут, но устроил конкурс, дабы самому поглазеть и слугам дать возможность полюбоваться и пощупать девичьи нижние конечности (к слову, в эти суровые для европов времена, дама не то что с оголённой до колена ногой, а вполне даже только с заголённой щиколоткой считалась чрезвычайно распущенной. А тут такая оказия). И даже когда туфель подходит сводной сестре Золошки, он, верный своему слову, принимает её за искомую девушку, не замечая других отличий. Не мужик, а мечта, право слово!
Если так подумать, то в этой сказке, определившей валовую сжетную канву пятидесятиоттенковой литературы, лавбургеров и юмористических женских фентезёв с ироничными детективами, прекрасны одинаково все. Мечта о прынце на белоснежном коне, который признаёт именно в героине или любой другой современной и не очень барышне прынцесску колоссальна. Среди наших лип даже пословица есть о счастье, которое и на печке, и за печкой найдёт.
За время существования кинематографа было предпринять множество попыток адаптировать историю для массового зрителя. "Золушка" в этом плане самый беспроигрышный вариант эдакой квази-библии по поведению себя любимой с избранником. В СССР главенствующие позиции занял, как я уже сказал, вариант Е. Шварца, по пьессе которого был снят недавно расскрашенный фильм и музыкальный мультик. Дисней отснял трехсерийный мульт и кучу вариаций, пытаясь осовременить или даже подвести под перровскую историю историческую, уж простите, базу, помещая Золушку в начало эпохи Возрождения, а феей делая Леонардо да Винчи. Гриммовский вариант удостоился великолепной экранизации в советских Чехословакии и Германии под названием "Три орешка для Золушки", где убрали подсюжеты с деревом, членовредительством и ослеплением, оставив толику магии (да и магия ли это, сложно сказать).
Другие творцы тоже расставались в стремлении переперровать Перро и перегриммить Гриммов. Так, в популярном сериале "Однажды в сказке" аж целых две Золушки в первом и седьмом сезонах (это разные героини, отличающиеся и по мотивам, и по цвету кожи, и по финалу истории). Ну а все остальные поделки даже не стоят упоминания (хотя и это я тоже уже сделал). Ничего не по пишешь - старый сюжет, с притензией на вечность, воспитывающий в девочках инфантилизм, а в мальчиках... А вот сложно сказать, что он воспитывает в мальчиках, потому как они в любом варианте сказки пылают неудержимой страстью не к самой девушке, а к размеру её ноги. Футфетиш вульгарис, не иначе. Как говаривала одна киногероиня, если мужчина любит не всю женщину целиком, а какую-то отдельную часть, то это не прынц, а мясник и маньяк. Хорошенько дело выходит, мдя...
Сложно и легко сделать вывод. С одной стороны - это любимая многими, и за дело, сказка с хорошей моралью и счастливым концом. С другой, если даже её разбирать не в наших реалиях, а в тех, когда она создавалась, получается очень странная история, где героиня из гетеры, предприимчивой и талантливой, переделывается в няшку-хорошку, которая уси-пуси какая несчастненькая, но обязательно достойна самой крупной плюшки просто потому что. Ну а о принце я всё сказал и так.
З.Ы. Ещё раз напоминаю, что всё вышеизложенное стёб без претензии на серьёзный литературоведческий и психологический разбор. Если копать - там много чего проявится, да-да. Однако что вышло, то вышло. И выпустите, наконец, Золушку из тыквы, а то мне к Самайну готовиться, а она там с крысами из хрустальных салатниц шампанское трескает.
З.З.Ы. И это я ещё не рассматривал вариант Джамбаттисты Базиле, ибо там вообще всё плохо и совсем не вяжется с прекрасным образом, донесённым до нас современным и не очень кинематографом. Но истинным любителям трэша и угара - настоятельно рекомендую ознакомиться и с этим вариантом давно и всем знакомой сказки
Похожие статьи:
Рассказы → Стояли звери, около двери...2
Рассказы → Стояли звери, около двери...3
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |