Мое отношение к комиксам можно охарактеризовать как почти равнодушное.
Я с удовольствием листаю старые черно-белые и отпечатанные в четыре цвета комиксы, но рассматриваю их, по большей части, как арт-объекты. Конечно, определенная доля ностальгии (сейчас так не рисуют :)) в этом есть. В какой-то степени комиксы 30-х – 40-х гг. мне интересны с исторической точки зрения. Под «мультяшным» фантиком художники и авторы текстов ухитрялись подавать читателям – и детям, и взрослым, - не всегда сладкую «конфетку». В комиксах предвоенного и военного времени говорится – в числе прочего - о фашизме, о свободе слова, о свободе печати, об экономических проблемах, о межнациональной дружбе. О том, о чем невозможно было прочитать во «взрослых» изданиях. По переводным комиксам, выходившим в Италии и Германии, можно проследить, как менялось отношение к США и Франции, а «позаимствованные» (будем честны, сплагиаченные) персонажи-иностранцы меняли имена и внешний облик.
Комиксы послевоенного времени (начиная с 50-х и заканчивая 80-ми гг.) привлекают меня «оригинальными», «настоящими» образами суперменов и иных спасителей человечества, к которым нынешние персонажи королевства Марвел имеют очень смутное отношение.
Фильмы по комиксам я обычно смотрю после окончания какого-нибудь очередного ужасно срочного и чертовски трудного проекта. Как говорится, полный релакс, чашечка кофе, шоколадка, крутые спецэффекты и красивые мужчины и женщины – что еще нужно, чтобы перезагрузить мозги по полной программе?
Но современные комиксы мне не интересны. Мне не нравится стиль рисования, совершенно идиотские исторические ляпы (они не влияют на сюжет, но оскорбительны для здравого смысла любого разумного читателя), отсутствие логики повествования (да-да, лет пятьдесят назад к таким вещам относились, в большинстве случаев, аккуратнее) и нехорошее стремление к «глобализации». Мифы, легенды и художественные произведения сваливаются в одну кастрюлю и превращаются в совершенно несъедобный, - на мой вкус, разумеется, - супо-салато-компот.
Примерно также я воспринимаю и мангу, представляющую собой, на мой взгляд, все тот же, до неприличия отожравшийся на гамбургерах и бигмаках комикс. Все эти большеглазые девочки в юбочках выше разумных пределов, похожие на девочек мальчики, кошко-люди, крысолаки и прочие персонажи мне попросту далеки. Как японист, я признаю, что манга, как и анимэ, является частью современной японской культуры. Ну и на здоровье, пусть себе является – где-нибудь в стороне от меня.
Мне казалось, что я знаю о комиксах достаточно для того, чтобы хранить верность «преданьям старины глубокой» и не лезть в более поздние периоды.
Но звезды решили иначе.
Совершенно случайно я наткнулась на комикс, созданный Артом Шпигельманом. Серия Maus выходила с 1980-го по 1991 гг. в американском журнале Raw.
Это первый и, на сегодняшний день, единственный графический роман, получивший Пулитцеровскую премию.
Я и раньше знала, что комиксы могут быть сатирическими, злыми, политизированными. Но мне бы никогда не пришло в голову, что комикс может быть страшным.
Дело не только и не столько в теме, хотя до Шпигельмана никто не посвящал комиксы Холокосту. Дело, полагаю, в том, что родители Арта были польскими евреями, выжившими при Холокосте. Мать художника покончила с собой, когда он был еще ребенком. Отец был, мягко говоря, человеком сложным.
Maus – это и воспоминания Шпигельмана-старшего о военных годах, и литературно переосмысленные отношения отца и сына. В числе персонажей есть и мачеха художника, и его жена. Это Германия, Польша, Нью-Йорк, Освенцим. Военное и мирное время, личные переживания, исторические полотна и судьбы «простых мышей». Биография и автобиография. И, конечно же, юмор. Временами - тонкий и ненавязчивый, временами – настолько черный, что сложно себе представить глубину отчаяния и чувство вины художника. Достаточно посмотреть на рисунок, где Арт изобразил себя во время работы сидящим на телах мертвых евреев.
Не знаю, правда ли, что Шпигельман переживал тяжелейшую депрессию, создавая Maus. Но то, что художник, простите за пафос, вложил часть своей души (и немалую часть) в этот графический роман, - я смогла почувствовать.
Я не знаю, к какому жанру относится Maus. Для меня это куда больше чем комикс, больше, чем мемуары, больше, чем художественное произведение.
Наверное, это просто жизнь. И память.
Похожие статьи:
Рассказы → Город за гранью снов
Рассказы → Лабиринт-оригами
Рассказы → Ветер в струнах
Рассказы → Три секунды до начала Вечности
Рассказы → Творец миров