1W

Медицина древнего Египта

в выпуске 2016/05/13
3 мая 2016 - Сергей Маэстро
article8234.jpg
Жрецы в древнем Египте вершили не только религиозные дела, но и выполняли ряд сугубо практических функций в науке, праве, медицине и так далее. Поэтому лекарственное дело было одним из главных предметов обучения в специальных жреческих учебных заведениях, которые находились почти при всех храмах и святынях.
Кроме этого будущие жрецы по окончании теоретических наук обязаны были отбывать еще и практический курс, также в данной святыни, куда приходили больные и получали бесплатную медицинскую помощь, почти как в наших поликлиниках. О высоком уровне врачебного мастерства в древнем Египте есть упоминания у многих античных историков: Геродота, Страбона, Диодора и прочих, но самую точную оценку дают нам папирусовые документы. Так называемые лекарственные папирусы были найдены в руинах египетских святынь. Также довольно высоко в Египте была развита и хирургия.
Из произведений Плиния и Диоскорида можно узнать, что египетские жрецы-врачи делали не только сложные хирургические операции, но были знакомы и с анестезиологией, и могли обезболивать раны. Для обезболивания использовали специальный каирский мрамор или мемфийский камень, растертый в порошок и смешанный с уксусом. Он до такой степени локально обезболивал клетки, что больной совсем не чувствовал боли.
Опыты над мумиями дали много примеров операций, которые проводили врачи древнего Египта. Египтяне знали и ампутацию, и трепанацию черепа. Египетские жрецы-врачи запросто умели лечить переломы, на что тоже указывают мумии. Не чужды были им даже пластические операции, в том числе и лица.
Доказательства того были найдены в одной гробнице в Сахаре. Это могила благородного вельможи со времен господства фараона Тети II, жившего за 2000 лет до Христа. Известна она, как гробница врача, потому что дверь, ведущая к ней, покрыта резьбой, представляющей сцены вполне узнаваемых хирургических операций.
На одной из картин изображен помощник врача, который держит правое плечо больного, а врач, от которого осталось только колено, оперирует, вероятно, руку; внизу представлены две операции: руки, вторая ноги. В обоих случаях больные, чтобы не препятствовать врачу, сильно сжимают плечо под пахом при помощи второй руки. На лице больных видим боль. О терпении пациентов свидетельствуют также надписи. «Закончи и позволь нам уйти», — говорит один больной, а второй кричит: «Не причиняй мне столько боли!»
На следующей картине видим акт обрезания. Больной видимо так сильно терпит, что его даже поддерживает помощник, которому врач велел сильно держать пациента и не давать ему двигаться. Кроме этого помощник держит руки перед глазами пациента, чтобы тот не видел самой операции. Стоит заметить, прооперированные являются молодыми людьми, просто у древних египтян был обычай обрезать юношей перед самым венчанием. Операция проводилась специальным ритуальным каменным ножом.
Долгое время был спор на предмет того, происходит ли обычай обрезания из Египта. На основе выше приведенных картин надо сказать, что да, хотя есть и другие на это доказательства, а именно свидетельства Геродота, Диодора из Сицилии, Страбона, и даже еврейского историка Иосифа Флавия. На монументе, что происходит со времен V династии, это около 2700 лет до н. е., жрец Анисата представлен обнаженным и обрезанным. Также знаем, что это был древний обычай подвергать обрезанию молодых жрецов (своего рода инициация). Климентий из Александрии повествует нам, что в 550 г. перед Христом, Пифагор, которого прогоняли по очереди из Гелиополиса и Мемфиса, должен был, хотя и будучи чужаком, поддаться этой операции и после этого для него сразу же стали открыты все египетские двери. Поэтому он получил доступ к тайнам египетского знания и будучи греком по рождению, стал египетским жрецом на равных с местными жрецами.
Среди других общественных слоев, обрезание не было строго обязательным; однако много мумий все же являются обрезанными. На этом основании можно утверждать, что этот обычай евреи скопировали у египтян и придали ему религиозный смысл. Хотя у египтян такового значения не имело и, как утверждает Геродот, выполнялось исключительно из гигиенических соображений.
 
Рейтинг: +4 Голосов: 4 1771 просмотр
Нравится
Комментарии (2)
юлия грицай # 13 мая 2016 в 21:30 +2
Очень интересная статья! Огромное спасибо!
Сергей Маэстро # 6 июня 2016 в 23:09 +2
Вам спасибо)
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев