Фенакистиско́п (от греч. «обманщик» и «смотрю»), позже для простоты переименованный в "фантаскоп", — лабораторный прибор, конструкция которого основана на персистенции, способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображения. Изобретателем фенакистископа является Жозеф Плато. Почти одновременно с Плато Симон фон Штампфер изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ и назвал его «стробоскопом».
"Аппарат состоит из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями. На одной стороне диска нарисованы фигуры. Когда диск вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения, им присущие.
Принцип, на котором основан этот оптический обман, очень прост.
Если несколько предметов, постоянно меняющих форму и положение, будут последовательно возникать перед глазами через очень короткие промежутки времени и на маленьком расстоянии друг от друга, то изображения, которые они вызывают на сетчатке, сольются, не смешиваясь, и человеку покажется, что он видел предмет, постоянно меняющий форму и положение."
(Жозеф Плато, август 1833 года)
В своих комментариях к принципам действия фенакистископа Плато очень точно сформулировал « …принцип действия современного кино, или, скорее, закон, на котором основана съемка или проецирование фильмов».
20 января 1833 года в письме Адольфу Кетеле, директору Брюссельской обсерватории Плато пишет о своем изобретении
Однако ещё в ноябре 1832 года, Плато отправил свое изобретение Майклу Фарадею в Лондон, где оно и было продемонстрировано перед несколькими друзьями.
Художник Маду, зять Кетеле, занимался созданием серий рисунков для фенакистископа.
С 1833 года, в Лондоне, выпуск фенакистископов начался в промышленном масштабе.
Вскоре их производство было налажено и в Париже. Парижские игрушки были сделаны очень грубо, что сказывалось на изображении.
Плато исправляя ошибки фенакистископа отправил в Лондон рисунки с указаниями. В результате был создан «фантасмоскоп» или «фантаскоп».
Однако у торговцев фенакистископ пользовался большей популярностью.
Форма и конструкция фенакистископа со временем улучшалась.
В 1834 году английским математиком Уильямом Хорнером (англ. William George Horner) был сконструирован зоотроп — наиболее примечательная трансформация фенакистископа.
Многие новые модели, возникшие на основе фенакистископа Плато, быстро и недолго входили в моду под различными названиями. Конструкция этих моделей была достаточно сложной, и поэтому они иногда стоили довольно дорого. В особенности много их производили во Франции, Австрии, а также в Германии и Соединенных Штатах.
В 1845 году свои первые опыты провел артиллерийский офицер барон фон Ухациус. В результате этих опытов, в 1853 году, барону первому удалось осуществить проецирование изображений фенакистископа на экран.
Серии его картинок были нарисованы на стеклах, вставленных по окружности в деревянный диск. Этот диск вращался позади объектива волшебного фонаря, в котором горела кальциевая лампа.
Проецирующий фенакистископ был так же описан в 1853 году в «Анналах Венской академии».
В продажу проецирующий фенакистископ был поставлен оптиком Прокошем, организовавшим его серийное производство.
Оптик Дюбоск, во Франции, одновременно с Ухациусом, сконструировал аналогичный аппарат и представил в Консерваторию ИскусствиРемёсел(фр. Conservatoire national des arts et métiers, CNAM). В этом же направлении работали многие английские оптики.
Почти одновременно с Плато профессор геометрии Венского политехникума Симон фон Штампфер (англ. Simon von Stampfer) изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ; он назвал свой аппарат «стробоскопом». Эти два исследователя не знали работ друг друга и пришли к созданию данной конструкции каждый своим путем.
Первый стробоскоп Штампфер создал в феврале 1833 года, в то время как в ноябре 1832 года Фарадею уже демонстрировали фенакистископ, созданный по чертежам Плато. К тому же Штампфер не изложил с такой точностью, как Плато, принципы разложения и восстановления механики движения.
Примечательно, что Эрнст Мах, соотечественник Штампфера, в 1872 году прибегает к авторитету Плато.
Мах, а за ним Этьен-Жюль Марэ отдали должное Штампферу, назвав данный способ наблюдений «стробоскопией» или «стробоскопическим методом».
[Все права на статью принадлежат тому, кто её написал.]
Похожие статьи:
Рассказы → Проблема вселенского масштаба
Рассказы → Доктор Пауз
Рассказы → Властитель Ночи [18+]
Рассказы → Пограничник
Рассказы → По ту сторону двери