Размышления дилетанта
Можно сказать, что любое художественное произведение — это разворачивающийся во времени и пространстве процесс эмоционального и интеллектуального отражения и осмысления внутреннего мира человека и окружающей его Вселенной, запечатленный в определенной форме. Импровизация, понимаемая как процесс, играет огромную роль на всех этапах создания произведения искусства, а в некоторых случаях является формой конечного продукта. А можно и вовсе не говорить этого, ведь такие абстрактные и длинные формулы ничего не дают, кроме почвы для бесплодных теоретических споров.
Я попробую немного порассуждать об импровизации в музыке и литературе, потому что эти две области близки моему сердцу. Слово «импровизация», будучи произнесенным, невольно вызывает ассоциацию с музыкальной импровизацией, и, в частности, с джазовой импровизацией. Здесь речь идет об импровизации и как о процессе, а как о конечной форме музыкального произведения. Зачастую процесс импровизации рождается и умирает, и не воплощается в художественный конечный продукт. А иногда такие импровизации записываются и становятся художественными произведениями.
В чем прелесть индивидуальной музыкальной импровизации, и что делает ее возможной? Импровизатор, в процессе импровизации выступающий одновременно композитором, исполнителем и слушателем, одновременно задумывает музыкальный мир, творит его и получает удовольствие от его восприятия. Но при этом он должен иметь достаточно высокий уровень исполнительского мастерства, который позволит ему импровизировать в нужном темпе. Ведь музыка живет только в непрерывном движении. Исполнительское мастерство импровизатора достигается в процессе приобретения навыков владения музыкальным инструментом. Это очень трудоемкий процесс, и такие навыки получают только те люди, которые целенаправленно занимаются музыкой. Наградой им будет возможность импровизировать для себя, без публики, тогда, когда у них появляется желание и вдохновение.
Перейдем теперь к индивидуальной литературной импровизации. Может быть, и есть литературные импровизаторы, которые, как Импровизатор из "Маленьких трагедий" А. С. Пушкина, со скоростью исполнения сочиняют художественный текст, но я лично о таких не слышал. Хотя, признаюсь в узости своего кругозора в данной области. Было бы логично в качестве индивидуальной литературной импровизации рассмотреть процесс создания книги литератором. Литератор здесь тоже выступает сразу в трех ипостасях – композитор создаваемого мира, писатель-исполнитель, который переводит образы, смысли и эмоции в письменную форму, и читатель, который эту форму расшифровывает, воспринимает и получает при этом удовольствие.
Разница с музыкальной импровизацией заключается в том, что писатель не так жестко завязан на время, как музыкант. Он творит маленькими кусками, импровизирует, останавливается, пишет, переписывает. По сути дела, он творит как композитор, сочиняющий музыку. Нужно ли ему владеть специальными литературными инструментами, как музыканту нужно владеть музыкальными инструментами? Нужно, конечно нужно. Но дело в том, что любой образованный и начитанный человек эти инструменты уже имеет! Если у него есть внутри механизм перекодировки текста в образы, смыслы и эмоции, то нужно только включить его в обратном направлении! И у некоторых это получается легко и просто, и появляются самобытные писатели. А другие идут учиться писательскому ремеслу, и многие из них свой индивидуальный, уникальный механизм перекодировки переделывают, перекраивают, ломают, и, в конце концов, приобретя ремесленнические навыки, утрачивают свою индивидуальность.
Теперь поговорим о коллективной музыкальной импровизации. Например, возьмем джазовую импровизацию. Здесь возникает коллективная ответственность за создаваемый в процессе импровизации музыкальный мир, каждый должен подстраиваться к тому, что уже создано, но может вносить свое видение, пытаться увлечь своих соавторов за собой. Но равноправия соавторов нет! Каждый играет на своем инструменте, имеющем свои изобразительные возможности. Даже если есть музыканты-универсалы, в процессе исполнения меняющие инструменты, они не могут на них играть одновременно. Разве что в виде циркового трюка. Сюжет джазовой импровизации, а значит, и творческие возможности музыкантов, ограничены как самим жанром джаза, так и тем, что процесс развивается во времени и нельзя вернуться и исправить нечаянно возникший диссонанс.
Возьмем теперь коллективную литературную импровизацию. Опять же будем рассматривать ее как коллективное сочинение книги, не будем рассматривать случай коллективного творчества в режиме реального времени. Широко применяемые схемы соавторства изначально накладывают на процесс импровизации существенные ограничения. Например, заранее оговоренная тематика – это уже ограничение. Сеттинг — еще более суровое ограничение. Распределение ролей — ограничение творческих возможностей отдельных участников. Попытки навязать другим соавторам свое видение, критика в адрес соавторов — ограничение.
И вот мы подходим к актуальной теме — выращиванию книг как деревьев. Собирается коллектив Соавторов. Изначально они равны, каждый потенциально умеет играть на любом литературном инструменте. Но из полного равновесия ничего вообще не может родиться! Неравновесие возникает в тот момент, когда кто-то один должен начать. Он начинает, и появляются первые контуры нового виртуального мира. Следующий Соавтор заранее не знает, куда он попадет. Но вот он попал в этот мир, огляделся, осознал, где он, в меру своей догадливости. Соавтор для осознания этого виртуального мира создает внутри себя виртуального Соавтора. Он может делать все, что считает нужным. Например, продолжить создание этого мира, а может попытаться его как-то изменить. Или просто затаиться в уголке и ждать, а что же дальше произойдет. Да все, что угодно! Соавтор в этот момент обладает возможностями демиурга. Он может управлять персонажами, и через них жить в этом мире. Персонажи могут совершать поступки, неожиданные для других Соавторов. Все как в жизни. Мы же не знаем свою судьбу заранее, жизнь на каждом шагу преподносит сюрпризы. Роль Соавтора не ограничивается раскрашиванием в яркие цвета чужих черно-белых рисунков, хотя он может выбрать себе и такую специализацию. Все в его руках!
Что же требуется, чтобы эта идея воплотилась в реальность, назло всем скептикам? Нужно найти и собрать вместе неравнодушных и творческих людей, которые готовы попробовать заняться коллективным творчеством, рискнув всего лишь небольшой толикой своего свободного времени. И еще надо дать им исчерпывающие, простые правила Соавторства, которые при их строгом соблюдении не только не ограничивают творческие возможности каждого Соавтора, но наоборот, расширяют их, устраняя все ограничения, которые неизбежно возникают при отсутствии правил или вольной их трактовке. И даже не просто дать, а вместе с ними выработать такие правила.
Я вижу четкие тенденции уменьшения количества читателей и увеличения количества писателей. Все литературное пространство завалено работами признанных и непризнанных авторов. Шансы читателей найти написанную именно для них книгу все уменьшаются, а шансы писателей, особенно начинающих, найти свою аудиторию, уменьшаются еще быстрее. А что будет, если количество писателей превысит количество читателей? Появятся профессиональные читатели? А что, если объединить писателей и читателей в сообщество Соавторов? И главным приоритетом поставить сам процесс коллективной литературной импровизации? А представляете, какие причудливые, невиданные книги-деревья могут вырасти на такой плодородной почве? Но не сразу. Сначала нужно будет научиться нелегкому ремеслу Соавтора. Я готов начать учиться. А вы?
Похожие статьи:
Рассказы → Донор
Статьи → Сочинительство как искусство выдувания мыльных пузырей
Статьи → Хвала непролитой крови
Статьи → Как я написала свою первую книгу
Рассказы → Пожиратели