1W

И еще раз о Бабе Яге

в выпуске 2015/03/19
5 февраля 2015 - Константин Чихунов
article3553.jpg

   Вряд ли вам удастся найти столь многогранного и неоднозначного мифологического персонажа, как Баба Яга. Противоречивость характера хозяйки леса объясняется собирательностью образа этого загадочного существа.

   Упоминание о Бабе Яге есть ещё у Геродота. Яга — древнеславянское женское имя, Баба — указание на женщину. Сказки и предания описывают её уродливой, слепой или плохо видящей старухой с костяной ногой. Иногда её наделяют огромными грудями, которые она закидывает за спину, горбом, длинным крючковатым носом, "лежала из угла в угол Баба Яга костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке", или "сидит Яга на печи, на девятом кирпичи, зубы на полке, а нос в потолок врос.
   У неё много сильных и вездесущих помощников: гуси-лебеди, "три пары рук", три всадника (белый, чёрный, красный), дикие звери. Она владеет характерными магическими атрибутами: огнедышащие кони, сапоги скороходы, ковёр самолёт, гусли-самогуды, меч-самосек.
 
  Образ ведьмы — каннибала.
  Баба Яга ведунья, живущая в лесу, она умеет колдовать, оборачиваться зверем, чёрной тучей. Жилищем ей традиционно служит избушка на курьих ножках, обнесённая забором из человеческих костей, на столбах черепа с горящими глазами, на воротах руки вместо запоров, вместо замка рот с острыми зубами.
   Яга умеет уменьшаться в размерах и летать в ступе, заманивает к себе путников и крадёт детей. Впоследствии она зажаривает свои жертвы в печи и съедает.

   Баба Яга — проводник в мир мёртвых.
   В древности умерших хоронили в домовинах — домиках установленных на высоких пнях или "курных" — окуренных дымом столбах ("курьи ножки"). Захоронение называлось "изба смерти", вход в неё располагался со стороны леса, в противоположную от поселения сторону. Покойников хоронили ногами к выходу, если заглянуть в такую избу, то гостю в первую очередь видны только ноги (Яга костяная нога).
   Таким образом, Яга это умерший предок, которого боятся, почитают, но в трудную годину обращаются за помощью.
   Баба Яга — внучка Вия, который у древних славян являлся божеством видений и ночных кошмаров. От деда она унаследовала способность жить в двух мирах: Яви — мире живых и Нави — мире мёртвых.
   Мёртвые не видят живых, а живые не видят мёртвых, и Яга узнаёт гостя по запаху ("русским духом запахло"). Она становится связующим звеном между мирами, проводником. Чтобы стоять одной ногой в загробном мире, одна нога у неё костяная.
   Для того что бы герой для выполнения своей миссии попал в загробный мир (тридесятое царство), Яга должна сначала приобщить его к царству мёртвых. Для этого он просит её накормить его и попарить в бане. Колдунья совершает ритуальное омовение и даёт путнику пищу мёртвых.
   Пройдя испытание, герой получает принадлежность к обоим мирам и приобретает власть над Навью. Он разворачивает избушку, произнося заклинание, и доказывает тем самым своё право войти в иную реальность, "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом ко мне передом".
   Яга сопровождает умерших людей в загробное царство, её природа неоднозначна, может спасти, а может и съесть. Она держит в руках тонкую и зыбкую нить человеческой жизни, и жертва может уйти в мир предков, а может возродиться в мире людей, с новыми знаниями и в новом обличье.

   Баба Яга жрица
   В одном из вариантов она руководила похоронными обрядами, закалывала жертвенный скот и наложниц, проводя последующее ритуальное сожжение, в другом, являлась жрицей ритуала посвящения подростков.
   Обряд перепечения существует и по сей день на русском севере. Капризных или часто болеющих детей, перепутавших день с ночью, признают подменёнными нечистой силой и перепекают в печи. Самая старая женщина в доме, привязывает ребёнка к хлебной лопате, трижды засовывает его в тёплую русскую печь со словами, "Перепекаем подмена, выпекаем русака". Ритуал должен происходить в присутствии самого маленького ребёнка в доме, который только может держаться на ногах.
   Не это ли стремится сделать Баба Яга со своими жертвами? Перепечь для "того света", довести до готовности для существования в ином мире.
   Известно описание такого обряда, посвящения детей — сирот в одном из капищ Алтая, проводимого жрицами Ягами. В ритуальной пещере — Пещи Ра, находилось скальное углубление, превращённое в гигантскую печь, внутри располагался помост — Лапата. Опоенных сонным зельем детей помещали на него, закладывали хворостом и поджигали.
   Со стороны казалось, что дети сгорают в огне, но на самом деле печь была разделена на две части. Скрытый механизм опускал каменную плиту, отделяя детей от огня. Ритуал символизировал смерть детей для мирской жизни и возрождение их в качестве будущих жрецов.

   Другие варианты
   Образ хозяйки леса
   Издревле в глухих лесах, вдали от человеческого жилья, селились ведуны и знахари. Они собирали травы и коренья, готовили из них лекарства и в случае необходимости могли оказать помощь людям. В основном это были нелюдимые бездетные женщины, и отношение к ним среди народа тоже оказывалось неоднозначным. Считалось, что ведя такой образ жизни, нельзя не общаться с нечистой силой.
   Образ лесных знахарок со временем мог стать прототипом Бабы Яги.

   Образ вредителя. В этой ипостаси Яга старается извести героя или всячески напакостить ему с помощью магии.

   Образ дарителя. Одаривает магической вещью или даёт ценные сведения.

   Образ богини. Славяне знали божество с таким именем. Они изображали её женщиной страшного вида, в железной ступе и с железным посохом в руках. Ей приносили кровавую жертву и считали, что кровью она кормит двух своих внучек.
   Золотая баба или Яга-баба, чьи следы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири, а культ ведётся ещё от скифов, тоже считается прототипом Бабы Яги. Золотой идол, где она изображалась с ребёнком на руках, служил советчиком жрецам культа с незапамятных времён. Многие пытаются отыскать её и по сей день, но она неизменно ускользает от чужих глаз.

   Образ воительницы. Только победив её в смертельном бою, герой переходит к новому уровню сознания. "Баба Яга во главе несметной рати воюет против белого полянина".

   Степной вариант. Живёт за огненной рекой и владеет табуном чудо кобылиц.

   Есть предание о молодой бездетной женщине по имени Яга, которая носила красные сапожки с золотым вышитым узором — Яга золотая нога. Она устроила детский дом для детей — сирот.
   Когда у родителей проказничали дети, те нередко пугали их, что отдадут Яге. Так и начали ей детей пугать из поколения в поколение.

   Баба Яга живёт в удивительном и загадочном месте, её дом находится на стыке двух миров и там царят свои законы. Туда уносят мальчика гуси, чтобы последовать за ним пешком, нужно проявить недюжинное мужество.
   Девочка, спасая брата, не ест ритуальный хлеб из печи и не выходит за пределы человеческого социума.
   Далее яблоня — символ здоровья и жизненной силы. Героиня вновь отказывается, эта пища может задержать её в мире живых.
   В конце пути она встречает молочную реку с кисельными берегами — границу между жизнью и смертью. Именно овсяный кисель с молоком, заключительное поминальное блюдо на русском севере.
   Девочка не притронулась к ритуальной пищи и обряд не свершился, зато она смогла попасть в межмирье — царство Яги.
   На обратном пути дети едят кисель и пьют молоко, принося жертву предкам, едят яблоки и возвращают себе жизненные силы. В конце пути они съедают ржаные пирожки и забираются в печь, тем самым совершая обряд перепекания.
   После этого гуси теряют к ним интерес и улетают.
 

Рейтинг: +11 Голосов: 11 3528 просмотров
Нравится
Комментарии (35)
Константин Чихунов # 6 февраля 2015 в 00:56 +4
Эта статья, в основном, повторение старой моей статьи про Бабу Ягу, поэтому кто её читал, уже может этого не делать. Просто первая версия, как недавно выяснилось, имела некоторое сходство со статьёй Сергея Казиника. Чтобы избежать повторений, я её чуть подправил, и сейчас она выступает в качестве дополнения к статье Сергея, ссылку к которой я потерял, но надеюсь, что он сам это исправит.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 20 марта 2015 в 22:46 +2
Там прокомментировать не могу, хотя бы тут напишу, что тоже интересная версия. Правдивая ли, вопрос, но точно красивая laugh
Тихонова Лариса # 9 февраля 2015 в 14:56 +4
Обожаю нашу славянскую нежить, какая она многогранная smile Очень познавательно, никогда не слышала об обряде "перепекание", надо запомнить и где-нибудь применить. С удовольствием ставлю +
Константин Чихунов # 10 февраля 2015 в 13:34 +4
Спасибо за отзыв и за плюс!
Шуршалка # 9 февраля 2015 в 15:04 +4
Спасибо, полезный материал!
Константин Чихунов # 10 февраля 2015 в 13:35 +4
Спасибо, рад, что понравилось!
Finn T # 9 февраля 2015 в 15:30 +3
Интересно было прочитать про бабусю-Ягусю! Спасибо)
Константин Чихунов # 10 февраля 2015 в 13:35 +4
Тебе спасибо, Таня!
0 # 11 февраля 2015 в 22:58 +4
а меня вот ступа Бабы Яги интересует. Каким способом она летала и от какой ризетки запитывалась)
DaraFromChaos # 11 февраля 2015 в 23:02 +4
у нее батарейки вечные были laugh
0 # 11 февраля 2015 в 23:06 +4
надеюсь не с али экспресса)))
Казиник Сергей # 13 февраля 2015 в 15:38 +4
Шуршалка # 13 февраля 2015 в 16:49 +3
Спасибо, с удовольствием послушаю дома angel
Григорий Родственников # 11 марта 2015 в 13:36 +4
Очень интересная статья, Костя!
Не читал рассказ Юрия Петухова "Давным-давно" ?
Там он пытается показать, что образ Бабы Яги восходит к амазонкам )

"Совершенно исключительный исторический интерес представляют сказки, в которых врагами русского богатыря являются не Змеи, а змеихи, жены и сестры убитых Змеев, или Баба-Яга, ездящая верхом на коне во главе своего воинства... что неизбежно наводит на мысль об амазонках, живших у Меотиды".
Академик Б. А. Рыбаков
Константин Чихунов # 11 марта 2015 в 13:41 +4
Тема в самом деле неисчерпаема, но лично я склонен полагать, что Баба Яга — всё же образ собирательный, сформировавшийся под влиянием нескольких оригиналов. Спасибо, Гриша!
Константин Чихунов # 11 марта 2015 в 13:42 +4
Петухова да, читал.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 20 марта 2015 в 22:28 +3
>> В конце пути она встречает молочную реку с кисельными берегами — границу между жизнью и смертью. Именно овсяный кисель с молоком, заключительное поминальное блюдо на русском севере.

Вот это да! Как-то совсем по-другому воспринематься начал этот образ! Интересная статья...
Константин Чихунов # 24 марта 2015 в 13:30 +2
Спасибо, Гриша! Рад, что тебе понравилось.
Анна Гале # 10 декабря 2016 в 20:59 +2
Хорошая статья. Вроде короткая, но вместила много интересного )
Константин Чихунов # 13 декабря 2016 в 10:21 +2
Спасибо, Аня!
Ворона # 13 декабря 2016 в 12:23 +3
как же всё непросто-то! потрясающе ёмкий образ, оказывается, эта Ягуся...
Про домовину особенно интересно, поскольку сейчас это слово, по-моему, имеет другое значение. Да какая древность, на деревенском кладбище, точно знаю, стоял такой домик на столбике, правда маленький. Давно жалею, что не сфотала, а сейчас уже найти не могу, он очень уже ветхий был, может, развалился или разломали.
Спасибо автору, много новых сведений и соображений.
Константин Чихунов # 13 декабря 2016 в 12:50 +1
Спасибо!
Жан Кристобаль Рене # 13 декабря 2016 в 12:29 +3
Кость, ну очень познавательно! Сейчас про пражского Голема должен написать кусок, посмотрел инфу и обалдел. Совершенно не то, что знал, читал, слышал о нём! shock Точно также удивила твоя статья. Сколько нам открытий чудных... scratch
Плюс! Плюсище!!+++
DaraFromChaos # 13 декабря 2016 в 12:38 +4
Блин, Кристо, но уж про Голема мог бы спросить )))
Их бин эту легенду многл изучал
Жан Кристобаль Рене # 13 декабря 2016 в 12:41 +4
Гы) Еврейский, shock . И в единственном числе!! А я рассказ как окончим, пришлю)) Глянешь, мож ляпы какие)) smile
DaraFromChaos # 13 декабря 2016 в 12:49 +4
Ну какие ляпы могут быть в легенде?
Там же и версий дофига
Жан Кристобаль Рене # 13 декабря 2016 в 12:51 +4
Не, рассказ не про Голема)) И не про легенду)) Он в одном эпизоде упоминаться будет просто))
Константин Чихунов # 13 декабря 2016 в 12:50 +3
Спасибо, Кристо!
Жан Кристобаль Рене # 13 декабря 2016 в 12:51 +1
Тебе спасибо, Кость!! dance
Константин Чихунов # 13 декабря 2016 в 12:51 +2
Кристо, у Дары есть про голема. Но не помню, как называлась статья.
Жан Кристобаль Рене # 13 декабря 2016 в 12:52 +2
Во! Класс! Дар, кинь ссыль!! v
DaraFromChaos # 13 декабря 2016 в 14:55 0
Кристочка, у меня рассказ. Пл моему, ты его видел
Бессмертный
Анна Гале # 13 декабря 2016 в 12:53 +2
Кристо, сходи еще у Кости про Золотую бабу почитай, тоже интересно. Я себе уже наметила постепенно по статьям полазить smile
Жан Кристобаль Рене # 13 декабря 2016 в 12:55 +1
Агась)) Сегодня гляну)) smile
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев