В японской литературе меня всегда привлекало сочетание минималистичной простоты сюжета в сочетании с подробными, изысканно-эффектными, иногда чрезмерно детальными описаниями мира, антуража; сфокусированности повествования на переживаниях героев. Сразу оговорюсь: эти черты свойственны далеко не всем романам и повестям Страны Восходящего Солнца. У писателей-японцев - классиков и современников - есть и другие особенности, обусловленные традициями и мировоззрением, часто не очень понятные европейцам. Я люблю и принимаю их все.
Но если тот же Кобо Абэ для меня - самый что ни на есть японский японец, то уже Харуки Мураками (при всей своей традиционности и - в хорошем смысле - консервативности) все-таки обитает в "пограничной зоне". Харуки-сама ближе и понятнее европейцам, чем Акутагава и Мисима. Во многом, я думаю, за счет интернационального, знакомого современного антуража, отсылок к мировой (а не только японской) культуре, элементов сюрреализма - также привычных европейцам (при том, что сюр у Мураками как раз таки "японский" - не искусственно встроенный в реальность, "чудесный", а являющийся естественной частью повседневного бытия).
Понимаю всю некорректность сравнения, но если Куросава - это Кобо Абэ кинематографа, то "Аутсайдер" - во многом "роман Мураками".
Очевидно, что создатели фильма ориентировались на японское кино. Неторопливое действие, важные для понимания характеров персонажей диалоги, проработанность антуража, короткие яркие ключевые сцены. И - простейший сюжет, который можно пересказать парой предложений.
Меня - япониста - очень порадовали именно диалоги, выстроенные в полном соответствии с японскими правилами поведения; соблюдение таких приятных мелочей, как формы вежливости в разговоре собеседников, имеющих неравный социальный статус. Послевоенная Осака, мир якудза, японская тюрьма - атмосферны и убедительны.
К сожалению, фильм в целом получился мозаичный и неровный. Поклонников японского кино огорчит время от времени вламывающийся в повествование голливудский шаблон - бессмысленный и беспощадный. А любители традиционных триллеров и детективов заскучают во время неторопливых мизансцен, которые, увы, зрители-"европейцы" не опознают и не расшифруют.
Тем не менее, лично мне фильм скорее понравился. И, опять же, с моей личной точки зрения, главный герой - американский солдат Ник (великолепный Джаред Лето) - идеально "вписался" как в семью якудза, так и в повествовательный контекст фильма.
Похожие статьи:
Обзоры → Алиса в Зазеркалье
Рецензии → «Нестрашные» сказки.
Статьи → Старейшина для "Доктора Стрэнджа"
Рецензии → Star Trek Beyong: в высшей степени субъективное мнение о фильме
Рецензии → Стражи Галактики