1W

Рисовальщик

в выпуске 2020/07/27
23 июня 2020 - DaraFromChaos
article14723.jpg

Господь в безмерной благости Своей даровал мне умение отображать на пергаментных листах людей, зверей полевых, рыб морских и речных, птиц поднебесных, звезды, солнце, луну, иные небесные тела, растения, горы и моря, а также сподобил воображения, кое помогает сращивать тулово коня и рыбий хвост с головой человеческой или бабуиновой, представлять, как выглядят существа несуществующие – химеры, мантикоры, блегмы, и циклопы, - словно воочию видеть дальние земли, чудесных зверей, дивные дворцы и самые Рай и Ад. Многие годы потратил я на совершенствование дара, обучался у добрых мастеров иных стран, по милостивому разрешению настоятеля посещал Гибернию и Неметчину, побывал даже в стране мавров, известных искусностью не токмо лишь в оптических ухищрениях, но и в создании разукрашенных виньеток и узоров-лабиринтов. Вернувшись в родной монастырь, изучал труды прославленных философов, мистиков и художников прошлых лет, и величайшего во человецех Теофила «Список различных искусств», и неведомого автора «Об искусстве иллюстрирования», и многомудрого Исидора Севильского «Этимологии», и Гуго Сен-Викторского «Цвет как источник красоты», и многих, многих иных, и принял все поучения их в разум свой.

Известно, что Господь наш – Бог Света, потому и надлежит живописать Его в ярких и солнечных цветах, что язык камней, о коем глаголет Святая Хильдегарда и сообщает Якобо да Рентини, отвратителен дьяволу, потому и приличествует для украшения изображений апостолов, святых и волхвов, что сочетание пурпурного и зеленого, а также небесно-голубого и золото-желтого подобает нарядам властительных особ, что яркий, чистый зеленый пристал весенней траве и листве, а мраморно-белый – картинам зимы. Темных же и мрачных тонов следует всемерно избегать, как несовершенных. Даже враг рода человеческого и место обитания его должны быть ярки, алы, огненно-цветны и угольно-черны, дабы передать весь ужас адского пламени и уродство прислужников сатанинских.

Великий Фома из Аквино полагает важным для истинной Красоты, наряду с ясностью, также и полезность, потому и следует рисовать узнаваемо, близко к натуре, но не смехотворно, ибо и каменная шляпа, и хрустальный молоток, несмотря на всю искусность мастера, их создавшего, будут предметами уродливыми и глупыми, первая – по причине тяжести, второй же – из-за невозможности забить им ни единого гвоздя.

Руководствуясь этими и другими разумными правилами, и совершенствуясь постоянно в искусстве изображения всего, что есть в созданном Господом мире, провел я долгие годы в милом сердцу монастыре, работая в скриптории над созданием заглавных буквиц, орнаментов и картин к книгам, кои составляли и переписывали прочие монахи. Труды сии прославили по ту и по эту стороны гор и монастырь, и меня, ничтожного инока.

Так, однажды правитель нашей области – богатый и знатный сеньор, известный своими знаниями и любовью к наукам, чудным механизмам и прекрасным книгам, - заказал красиво переписать, разукрасить картинами и переплести в позолоченную кожу с вкраплением драгоценных камней Комментарии к Апокалипсису Беата Лиебанского. Работа эта, за которую обещал сеньор немалые деньги и право на преимущественную продажу монастырского оливкового масло в ближайший город, - была поручена наилучшим переписчикам, переплетчикам, рубрикаторам и мне, скромному рисовальщику.

Пребывая в посте и молитвах, прилагая все наше умение, трудились мы долгие месяцы, дабы создать книгу, достойную и великого автора, и создателя Пророчеств, и самого знатного заказчика.

Когда же книга была готова, все монахи, и сам Аббат назвали инкунабулу прекраснейшей и совершеннейшей из всех, созданных в последние годы в нашем скриптории. Также написал и сеньор, получивши ее. После того лично пожаловал в монастырь, поблагодарил всех мастеров за усердный труд и подарил немалое число золота и драгоценных камней на украшение алтаря церкви. Аббат отслужил благодарственный молебен, на коем все мы вознесли хвалу Всевышнему за блага, Им ниспосылаемые, за вдохновение и умения наши.

В то время, когда знатный господин выходил из церкви, чтобы проследовать в трапезную, увидел я стоящую на паперти крестьянку. Не знаю, сколько лет было ей, но выглядела она старой и морщинистой, руки ее потрескались от непрерывных трудов, ноги были босы, волосы седы от горестей, а одежда ветха и замарана так, что уж непонятно, какого она цвета. Свита же сеньора сверкала на солнце переливами золота и серебра, бриллиантами, аметистами и опалами, нашитыми на одежду сапфирово-синих, изумрудно-зеленых, рубиново-алых красок.

Чудно показалось мне видение грязной крестьянки рядом с толикой красотой и благолепием, и закралась в сердце мысль написать старую женщину на картине, подобной которой не приходилось писать мне раньше. Тем и занялся я, трудясь в одиночестве при свете тусклой лампады в скриптории, когда прочие монахи уже отдыхали в своих кельях или пребывали в медитации в Доме Божьем.

Окончивши рисунок, показал я его сотоварищам, надеясь найти в них сочувствие моему труду, но в ответ услышал лишь поношения и ругательства. Почему сверкающих подобно солнечному лучу нарядных знатных господ поместил я в дальний угол, а впереди выставил нищую старуху в одежде мерзких темно-болотных, грязных как она сама цветов? Невозможно назвать сие оскорблением величия, ибо ничтожная крестьянка не может оскорбить соседством своим сеньора и его верников, как не может жалкий свет светлячка сравниться с сиянием Солнца. Зачем было живописать особу низкого звания, не примечательную ни святостью жизни своей, ни духовным подвигом? Это все равно, что рисовать камень на дороге или кучу назема – глупо и пресмехотворно!

Так, веселясь и глумясь, говорили монахи, тыкали в рисунок пальцами, когда в скрипторий явился Аббат, привлеченный шумом. Поняв, что послужило причиной, он выругался свирепо, разодрал в куски картину и погнал меня в церковь – молить Господа, дабы разъяснил всю глубину падения моего, просветил затемненный разум и вернул понимание Красоты и Истины в сердце.

Ныне стою я на коленях на холодных каменных плитах и со слезами прошу Всемилостивого покарать меня хоть смертью, ежели я согрешил. Но прежде вложить в разум понимание – в чем состоит грех мой, коего не в силах постигнуть я. Разве старая крестьянка – не такое же творение Божье, что и я, и знатный господин, и последняя былинка в поле? Почему изображение дивных чудищ, небывальщин, странных зверей и диковинных растений, даже самого врага рода человеческого – почтенны и достойны похвалы, а рисунок бедной женщины – поругание и бесчестие?

Долгие часы жду я ответа. Но молчит Господь.

 

Похожие статьи:

РассказыБелочка в моей голове

РассказыИдеальное оружие

РассказыЭксперимент не состоится?

РассказыВердикт

РассказыЧерный свет софитов-7

Рейтинг: +8 Голосов: 10 1103 просмотра
Нравится
Комментарии (25)
Евгений Вечканов # 23 июня 2020 в 15:53 +3
провел я долгие годы в милой сердцу монастыре
Монастыря - она моя? crazy
DaraFromChaos # 23 июня 2020 в 16:27 +3
Твоя, твоя, особливо женская :))))
Спасибо, Жень, сейчас поправлю
Евгений Вечканов # 23 июня 2020 в 16:03 +3
Очень хорошо и жезнеутверждающе!
Все мы твари божьи! А некоторые просто твари...
Плюс!
Finn T # 24 июня 2020 в 01:57 +3
Все мы твари божьи! А некоторые просто твари...
Агась zlo crazy
Finn T # 24 июня 2020 в 01:59 +4
Вот так и знала, что согрешит монашек! Ишь, какой, некрасявошных рисовать вздумал zlo stuk crazy Плюсь v
DaraFromChaos # 24 июня 2020 в 10:15 +4
Ой, согрешил! :)
Да еще и не по канонам нарисовал, не теми цветами crazy
Ворона # 24 июня 2020 в 18:32 +2
не теми цветами 
должны быть ярки, алы, огенно-цветны и угольно-черны,
не теми... эт патамушта небось букифка ны потерялись, а нада с ней чтобы огненно. А мошть и две букифки потерялись, и эт вааще было о-фи-генно... scratch
Каменный шляп с хрустальным молотком - эт неполезно и к натуре неблизко, ага. А бабулька-то, она ж что ни на есть натуральная, ну? и пошто ругня, сами, адиёты, Истины наймут, а туда же. Обидеть рисовальщика каждый норовит...
ватута ешо нискладна
Труды сии принесли прославили по ту и по эту стороны гор и монастырь, и меня, ничтожного инока.
лишний принос.
Ворона # 24 июня 2020 в 18:36 +2
ничо тоись не наймут, а вовсе даже "неймут". Тупой андрюша, половину слов не знает, но лезет подставлять. zlo
DaraFromChaos # 24 июня 2020 в 19:12 +2
Дошло про принос :))))
Блондынко я хроническое
DaraFromChaos # 24 июня 2020 в 18:58 +2
Ой, пасиб, Вороныш, букафку НЫ ща добавим. А про "лишний принос" ни пОняла smile прастите, тормозю

А бабульку (кстати, не факт, что она реально бабулька была) надобно было рисовать красивишно, аки в Часослове герцога Беррийского. Шоб ярко и кузяво :)
Ворона # 24 июня 2020 в 19:20 +2
Труды сии принесли? прославили - этот вот принос, не лишний?
Красявишно, даже если ненатурально и неправда жызни - но по-любому штоп лепо и кузяво? Ну если из тех соображений, што некрасивостей кругом и так полно, а раз труды приложены, то хай уж тады украшательство будет. Хитрый резон, чо. Из разряда обратного тому, чего мне не понять, когда уставшая от гламура состоятельная публика заказывает состаренную плитку с имитацией трещин и потёртостей, выкрошившийся кирпич и облезлые зеркала. Остаётся дождаться, когда их поведёт на колченогие тубаретки и надколотые чашки-тарелки. Я от гламура не устала, тут-то заварочные чайнички с отбитыми ручками и дырявыми носиками, которые на работе коллега складировала, в дело пойдут.
DaraFromChaos # 24 июня 2020 в 19:57 +2
Спасибо, Галюш, до меня уже доперло :)

Красявишно, даже если ненатурально и неправда жызни - но по-любому штоп лепо и кузяво?
Именно так.
Константин Чихунов # 7 июля 2020 в 11:13 +1
Сначала показалось, что монастырь очень странный, но потом таки дошло, что всё это фантазия автора, которая, как всегда, на высоте.
DaraFromChaos # 7 июля 2020 в 11:34 +1
Почему странный? Ни аднаво фактического отступления от ыстины нету :))))
Константин Чихунов # 7 июля 2020 в 12:10 +1
Не хочу вдаваться в религиозные тонкости и особенности монастырских уставов. Возможно, мне вообще не стоит подымать эту тему здесь, но.
Ни один инок не обидит странника, нищего, вдову, сироту, даже подумать об этом побоится. Если он конечно настоящий монах, а не какой-нибудь последователь апокрифической библии.
Ни один настоятель не повысит голос на послушника, да и вообще на кого бы-то ни было. Если он ещё способен это сделать, то он ещё не готов стать настоятелем и его туда просто не поставят.
Ну и некоторые другие тонкости о которых в наш век знают очень немногие люди. Знания большинства людей очень общие, очень поверхностные и подчас ошибочные. В том числе и среди тех, кто позиционирует себя как верующие человеки.
Вот я и подумал, что сии события вымышлены и происходят в вымышленном мире.
Хотя я, как и любой человек, могу ошибаться.
DaraFromChaos # 7 июля 2020 в 12:40 +1
Костя, теоретически, ты прав.
Но ты говоришь о нашем времени и об идеале.
А я писала о средневековье и о реальности. Если нищая крестьянка - крепостная, из приписанной к монастырю деревни, а сам монастырь, допустим, дрминиканский или бенедектинский (а они были богаты и монахи там смирение и милосердие понимали несколько кхм... ), то ситуация вполне реальная
DaraFromChaos # 7 июля 2020 в 13:20 +2
ПС мы со смартфоном просим прощения за кучу ошепяток zst
Константин Чихунов # 7 июля 2020 в 17:37 +2
Возможно. Я почему-то по умолчанию переключился на православные монастыри. Про католические я знаю много меньше.
DaraFromChaos # 7 июля 2020 в 17:48 +2
Ну вот :)
А я как раз в православии слабее
А. А. Вознин # 21 января 2021 в 12:53 +2
Хорошо. Действительно есть что-то общее в подходах к творчеству, эти ветвящиеся предложения. Только ваш уровень в этом искусстве мне пока не подвластен. У вас случайно не филологическое образование? Стиль утонченно выверен.
DaraFromChaos # 21 января 2021 в 13:22 +2
Андрей, во первЫх строках моего коммента хочу сказать, что ходить ко мне в гости "в ответ" не нужно. Только и исключительно тогда, когда вам самому захочется.
Приглашать я тоже не рискую. Я вас не знаю, не знаю ваших предпочтений по жанрам и стилям. Зачем звать - вдруг читатель заскучает? :)
Теперь ответы :)
Образований у меня несколько, но филологического нет. А стилизациями я люблю баловаться. Имхо, это чисто технический навык, ему выучиться несложно. Мне как автору важнее идеи и смыслы, которые я закладываю. Стиль - всего лишь один из формальных способов подать эти смыслы наилучшим образом.

Но мы с Женей говорили о другом. У Жени есть повесть "Надеюсь, нам повезет". У меня рассказ " Et in Arcadia ego". Оба - на ту же тему, что и ваш " Тест".
Еще раз: не приглашаю, но если сами зайдете (к Жене прям советую))))) - буду рада. love
А. А. Вознин # 21 января 2021 в 13:51 +2
Сразу развею ваши сомнения - заглянул из интереса понять, как стоит оценивать положительные отклики на свои опусы. Одно дело, когда тебя похвалит обычный читатель, другое понимающий и сам умеющий. Вы как раз из вторых. Понравилось и умение, и идея, проявленная лишь полунамеком - этакое эфемерное послевкусие.
DaraFromChaos # 21 января 2021 в 14:00 +1
Мне кажется, умеющий автор и понимаюший читатель - две большие разницы.
Можно в жизни ничего не написать, и при этом быть многочитающим, понимаюшим и вдумчивым.
А можно быть неплохим, но зашоренным автором, не способным оценить не_такое_как-у_меня.
Встречала всяких.

За комплимент спасибо. Приятно, когда тебя хвалят, чего ж скромничать love
Но я тыжредактор и тыжпереводчик (ну и еще всякие тыж по мелочи)))), так что и "умеющий" - всего лишь профессиональный навык
А. А. Вознин # 21 января 2021 в 14:33 +2
Но только об умении писателя, можно хотя бы сделать вывод, проштудируя его творчество, а вот у глубокого читателя, увы, маркеров нет, только догадываться.
Евгений Вечканов # 21 января 2021 в 19:17 +1
zst
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев