И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
(Евангелие от Марка, глава 5, стих 1-9)
…Его звали Бадаргун и Авриель, Озриель и Адмирон, и был он древней иорданских песков, старше каменно-гулких пещер страны Гадаринской.
На тощих птичьих ногах бродил по камням он, и красным подземным огнем горели следы его, трехпалые когтистые метки, и мутной, нечистой водой вскипали ручьи, в которых утолял он жажду свою. Серым, осклизлым угрем таился в речном иле, сонмами падальщиц-мух кружился над лицами путников и пастухов, ревел в тростниках разморенным жарой бегемотом, нешама бли гуф, душа без тела, сумеречное порождение субботы.
… Его звали Энош, сын Елеазара-скотника, и был он пастухом, и пас свиней в долине Гиеромакса. Удушливо-жарким полднем он зачерпнул в горсть воды, щекочущей воздушными пузырьками и странно-горькой на вкус, и плавленым свинцом обожгла его губы речная вода, и он забыл собственное имя, и кто он, и откуда – не помнилось ему больше.
***
– Демоны забрали его рассудок, рабби. Нечистый, прячется он в погребальных пещерах, среди нечистот…
… пустой, как треснувший глинобокий кувшин, и ветер-суховей свистит в нем сотнями чужих голосов, скрипучими песчинками-кинжалами истачивает снаружи и изнутри. Песок в волосах, песок под ногтями, песок забивает глазницы его.
Одиннадцать месяцев над ним читают погребальный кадиш, и он лежит, обернутый пеленами-скорлупою, и смотрит в темноту. А на двенадцатый – скорлупа расходится, и свет, пронзительно-белый, впивается в кожу и зрачки его, размалывает, точно зерно меж каменными жерновами, Арире и Лилит, Сагрит и Самаэлю…
–… кричит, не переставая, целыми днями. Мы не единожды пытались связать его, но он…
Горстка костей и пепла на дне оссуария. И Самаэль склоняется над ним с иззубренным ножом, и капли яда его сползают по крышке саркофага, змеиные следы-дорожки на песке. Его ужалила змея и он уснул, и Самаэль, черный, как ночь, смотрит на него в упор сотнями глаз своих…
…кусает за шею, игольно-острыми зубами, и он просыпается. И Адмирон, цвета воды и крови, чешуистыми крыльями окутывает его лицо, и Бадаргун собачкой скачет к нему на колени, и просит – погладь, и дышит песком и огнем, и кожа сходит с его ладоней, до красно-бордового мяса.
– … рвет свои путы, как паутины и бьется о камни, пока не лишится чувств. Быть может, вам удастся смирить его, рабби?
Танинивер, безглазый крокодил, тревожно втягивает ноздрями воздух, и огненные язычки пламени меж лап его цветут сиреневым и бледно-синим. Ветер несет с собою влагу и соль, он тоже чувствует это – губами, кончиками век, изъязвленными жаром ладонями – реки вышли из берегов, моря расступились до желто-песчаного дна, давая дорогу тому, кто…
– Как тебе имя?
Его имя Кэфен и Танинивер, Дагдагирон и Аскара – застрявшие в теле его, как колючий репейник в хлопке, чужие имена, несчетные сонмы душ, гулкие голоса в голове, сливающиеся до звона. Гимгемия, красный, как роза, Нахаширон, черно-сизого, гадючьего цвета, Рахав и Рогзиэль, Ашмай и Цалель Демирон – оставь, что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?
– Это не так трудно, как кажется, Энош, – светлый в светло-белом хитоне, пахнущий деревом весел и озерной водою, он присаживается рядом с ним на песок, и голоса в голове стихают до еле слышного шепота, – вытаскивать колючки из чьих-то ран, когда не боишься изранить собственных пальцев. Хочешь, я научу тебя, как?
… Тагаринун и Сатриэль, Насира и Кэтев Мерири – раздувшимися от крови шипами ложатся на влажно-холодный песок, и Рахав смежает кожистые веки и погружается в сон, и Озриель, взвизгнув по-поросячьи, кидается с обрыва в озеро, застывшее недвижной водою, и Дагдагирон мутно-серебристою рыбой уходит на дно, и раньше, чем, кольнув на прощанье виски, покинет тело его последняя колючка-репейник, он первый раз посмотрит в лицо своего целителя – бледное, как хлопковая вата, повдоль исчерченное красно-кровавыми укусами шипов, и, прикоснувшись к собственному лбу, не обнаружит и следа от крови.
– … не так трудно, как кажется, Энош. Не так трудно, как кажется…
***
Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
(Евангелие от Марка, глава 5, стих 14-20)
____________________________________________________________________________
* гробы – в Евангелие так названы пещеры, в которых погребали мертвых
* считается, что демоны имеют лапы, подобные птичьим
* считается, что Бог создал демонов в пятницу вечером, в канун наступления субботы, и потому тел этим созданиям не досталось
* Энош – в переводе с древнееврейского имя означает «человек, смертный». Елеазар переводится как «Бог помог»
* рабби – «учитель», так, согласно Евангелие, ученики обращались к Иисусу
* кадиш – поминальная молитва, согласно традиции, читается над усопшим в течение одиннадцати месяцев после смерти
* Самаэль – в переводе с древнееврейского имя означает «яд Господень». В образе ангела смерти представляет собой ужасную черную фигуру, полную глаз. Является за душами грешников с иззубренным ножом, с которого стекают три капли яда. Первая капля прекращает жизнь, вторая капля – это желчь смерти, третья капля закрепляет начатое
* Адмирон – один из двенадцати прислужников Самаэля. Имеет цвет крови, смешанной с водой
* Бадаргун – демон, который может обращаться маленькой собачкой, котом или полевой мышью
* Танинивер – демон, именующийся в Каббале «слепым крокодилом» или «слепым князем»
* Аскара – демон, управляющий убийствами и смертью. Назван так потому, что из 918 видов смерти, известных Каббале, самым тяжелым считается смерть от болезни, именуемой «аскара» – дифтерит. Талмуд говорит, что при дифтерите душа выходит из тела так же тяжело, как застрявший репейник выходит из хлопка
* Гимгемия – демон, мешающий человеку молиться. Имеет цвет красный, как роза
* Нахаширон – один из двенадцати прислужников Самаэля. Имеет цвет ядовитых змей
* Рахав – демон, являющийся князем моря. Был умерщвлен Богом за отказ помочь отделить верхние воды от нижних, затем оживлен, и потому считается то спящим, то бодрствующим
* Озриель – демон, являющийся в образе свиньи
* Дагдагирон – один из двенадцати прислужников Самаэля. Имеет цвет некошерной рыбы – мутно-серебристый, как кожа рыбы, не имеющей чешуи
Похожие статьи:
Статьи → Сказка нашего времени
Рассказы → Лев земли Ханаанской
Рассказы → Ошибка Каиафы