Как-то раз бывший участник науки Дима Гунькин увидел, что сосед Аверкий Трофимыч идет от своего дома к забору, отделяющему его палисадник от Диминого двора.
Сейчас начнет перелезать через забор и как всегда собьет сапогами глиняный горшок, подумал Дима.
Однако Трофимыч карабкаться на забор не стал, а непостижимым образом прошел сквозь него.
— Почему у тебя так получилось? — выказал любопытство Дима.
Трофимыч усмехнулся и, закуривая самокрутку, признался:
— Там дверца.
— Дверца? — изумился Дима.
— Да.
— Вот уж не знал.
— Я тоже. Но мне вдруг подумалось, что она там есть. Проверил — и правда: дверца присутствует.
— Странно.
— Кто б об странностях говорил!
Действительно, Диминым главным занятием было отслеживание всевозможных аномальных явлений, частенько происходивших в окрестностях, чтобы готовить репортажи об этом для прессы и телевидения, тем самым спасаясь полученными гонорарами от низвержения в финансовую бездну.
— Возникает вопрос, — сказал Дима. — Годится случай с возникновением из ниоткуда дверцы как тема для очерка в журнал?
— Конечно, да! — воскликнул Трофимыч.
— А по-моему, не очень впечатляет.
— Так дело-то не в дверце. Дело в ином.
— В чем? — с предчувствием новой загадочной истории поинтересовался Дима.
— Я вдруг ощутил в себе необычную способность: при встрече с любой проблемой у меня уже есть готовое решение.
— Ого! Сейчас проверим... — Дима поискал глазами вокруг. Груда битого кирпича. Обшарпанный ковер свисает с крыши сарая. Сломанный будильник на доминошном столике. — Как мне избавиться от всего этого хлама, что загромождает мой двор?
— Запросто! — Трофимыч расстелил ковер на земле. Поверх него из обломков кирпичей соорудил нечто вроде макета рыцарского замка: — Готово!
— Гм, — сказал Дима. — И это ты называешь очисткой территории? Ведь ненужные предметы никуда не делись.
— Погоди. Сейчас увидишь в действии мое изобретение... — Трофимыч поместил будильник в центр макета. Послышалось гудение... Из кирпичей посыпались искры...
— Ты что делаешь? — с опаской пробормотал Дима.
— Не страшись. Все будет как задумано, а не абы как...Ну, вот! Сейчас!..
Будильник внезапно подпрыгнул и шустро умчался в направлении белеющей на небе Луны.
— Что это было?.. — спросил Дима.
— Теперь это не просто кирпичи на коврике, — объяснил Трофимыч. — Теперь это гравитационная катапульта.
— Ты запустил будильник на Луну?
— Нет. Себе в форточку.
— На что он тебе нужен?
— Я придумал, как его усовершенствовать. Получится превосходное устройство наружного наблюдения.
— Но я же видел, что будильник улетает к Луне.
— Это траектория такая замысловатая. Пункт назначения — форточка. Впрочем, сам понаблюдай, если не веришь.
Дима уставился на Луну.
— Не туда смотришь, — поправил Трофимыч, указывая пальцем в противоположную сторону горизонта.
Дима пригляделся. И впрямь. Извергая протяжный вой и натыкаясь на макушки тополей, прямо на Диму несся угрожающе сверкающий в лучах полуденного Солнца будильник.
Дима плюхнулся на землю. Сверкающий промелькнул над ним и прошуршал через заросли смородины, взметнув шлейф листьев.
Через мгновение послышалось:
— Ура! Поймал!
Приподняв голову, Дима увидел, что с улицы во двор заходит великий детектив таинственных случаев Альберт Йодов, держа под мышкой угомонившийся будильник.
— Неувязочка... — смущенно произнес Трофимыч. — Я ведь целил в форточку... Неужели в расчеты вкралась ошибка?
— Никакой ошибки нет, — провозгласил Альберт. — Но все дело в том, что у меня с собой притягиватель необычных летающих объектов.
— Первый раз слышу про такой.
— Естественно! Я его только сегодня утром сочинил и построил! — продемонстрировал Альберт сжимаемый в свободной руке предмет.
— Похоже на гаечный ключ.
— Разумеется, — сказал Альберт. — Потому что раньше это и был гаечный ключ — до тех пор пока я из него притягиватель необычных летающих объектов не забацал.
Встав с земли, Дима посерьезнел:
— Вы не находите, что какая-то загадочная тенденция на вас напала — оборудовать из заурядных вещей невероятные приспособления?
— По этой причине я и пришел. — Альберт отдал будильник Трофимычу: — Это для форточки.
— Что, на город обрушилось очередное нашествие аномальных явлений?
— Сегодня это — поголовное обращение местных жителей к творчеству в разных его проявлениях.
— Поясни.
— Примерно в шесть часов утра я внезапно ощутил порыв заняться немедленной сборкой Удивителя.
— Чего?
— Трансформатора событий, насыщающего их странностью.
— Даже не подозревал о возможности такого.
— Я тоже раньше о подобном не имел ни малейшего представления. Но ни с того ни с сего мне вдруг стало совершенно очевидно, что можно взять и построить этот самый Удивитель, причем из первого попавшегося материала. Буквально за несколько минут я, используя бельевые прищепки, моток шпагата и штангенциркуль, сделал его — эдакую небывалую конструкцию.
— И?..
— И — она начала работать!
— То есть?
— Непонятно откуда в моем офисе возник причудливый пришелец — робот-андроид, одетый как гусар, — и, не дожидаясь, пока я адаптируюсь к его появлению, принялся копаться в моей коллекции таинственных предметов: довольно грубо, невзирая на то, что они при этом падали неуклюже, рискуя быть поврежденными. Я только-только хотел собраться придумать, как мне пришельца приструнить, как тот, ликующе схватив пылесос, затесавшийся в коллекции, ринулся с ним прочь из офиса в первом попавшемся направлении, которое вело, как оказалось, к окну, — высадив его собой, пришелец исчез средь задворок. Я догадался выключить Удивитель.
— И насыщение событий странностью прекратилось?
— Как выяснилось, ее и без Удивителя предостаточно. К примеру, я вдруг понял с абсолютнейшей прозрачностью, что мне неотложно надлежит приступить к созданию притягивателя необычных летающих объектов. Не минуло и нескольких минут, как переделанный в него бывший гаечный ключ приступил к бомбардировке меня этими самыми необычными летающими объектами. Как оказалось, их в нашей округе — уйма: газета, соломенная шляпа, ну, и так далее... И вот тут-то меня осенило. Я задумался: почему меня непривычно тянет изобретать устройства небывалого действия? Неспроста это, ох, неспроста, догадался я и немедленно приступил к расследованию этого таинственного события. Наверное, подумал я, здесь имеет место некий загадочный фактор, который побуждает творить. Но тогда он должен воздействовать и на других людей? Проверил. Оказалось: действительно. Не видно ни одного прохожего — все заняты непривычными для себя занятиями: кто стихи сочиняет, кто скульптуру монументальную возводит, а кто из самых подручных предметов собирает невероятные по своему назначению изделия...
— Но хоть не весь город?
— В том-то и дело. Как выяснилось, этим охвачена лишь местность, находящаяся внутри условного круга радиусом в несколько сотен метров.
— Напрашивается естественное: надо проверить, что в центре этого круга.
— Потому-то я и здесь!
Альберт подошел к кусту, беспризорно произрастающему в Димином дворе, и ткнул в него пальцем:
— Центр здесь!
— Гм... А ты не ошибся?
— Исключено.
— По виду кустик как кустик. Ничего вроде бы особенного.
— Напрашивается версия: кустик этот все-таки не простой.
— Вон оно как... — Дима с нескрываемым недоумением воззрился на оказавшийся таким непростым неприметный досель кустик.
— Что же ты тут у себя развел несуразности растительного содержания? — заметил Трофимыч.
— А что я? — обиделся за свою недоглядываемость Дима. — Мало ли чего аномального поблизости?..
— Это верно.
— Надо определиться, — сказал Альберт. — Нужно нам поголовное увлечение местных жителей необычным творчеством или же нет?
— Творчество, оно, как говорится, приветствуется, — сказал Трофимыч. — Но его, как говорится, должно быть в меру... Что же будем делать теперь?
— Может, в академию какую-нибудь обратимся?
— Ну вот, надоумился!.. Они по такому мифическому поводу и разговаривать не станут.
— Твоя весьма верная правда...
— Я предлагаю все-таки разобраться, — сказал Дима. — Может быть, этот кустик вовсе не при чем?..
— Вот вы где! — Из-за угла Диминого дома появился бодрощекий крепыш: — Меня зовут Степан Степанович Загребущев. Сегодня я уполномоченный бермудских ботаников.
— Он-то нам и нужен! — сказал Дима. — Может быть, хоть на этот раз от него будет какая-нибудь польза?
— Я тут немного вас подслушал и пришел к выводу, что без моей помощи нашему городу не обойтись.
— Вы знаете, что предпринять в создавшейся ситуации, грозящей захлестнуть его таким количеством загадочных творений, что последствия просто непредсказуемы?..
— Уверен в своей компетентности.
— Что ж. Ваши предложения?
— Надо выяснить, каким ловким способом можно получить с невольных творителей вознаграждение за пользование ими воздействия на них кустика.
— Это с какой такой стати?
— Ну, в общем, такое мое соображение.
— Вы лучше сообщите, что вам известно об этом выдающемся растении.
— Здесь я полностью полагаюсь на знания, полученные от бермудских ботаников. Дело в том, что кустик этот является весьма редким видом. Было даже мнение, что и вовсе исчезнувшим.
— Теперь мы видим, что это не так, — сказал Дима.
— Да, видим. Ему присуще свойство влиять на окружающую действительность в направлении образования условий, ведущих к ее переобустройству.
— Ведущий кустик! — воскликнул Дима. — Своего рода выскок из привычных рамок жизни. Но зачем ему это нужно?
— Многомудры пути природы...
Откуда ни возьмись, появились трое людей невзрачной наружности. Ни слова не говоря, они направились к кустику с лопатами наперевес.
— Это кто? — поинтересовался Трофимыч.
— Бермудские ботаники собственной персоной, — охотно объяснил Загребущев. — Они — парни не промах. Сейчас заберут кустик, и больше никаких проблем с тотальным творчеством.
— Я не считаю, что это выход из положения, — сказал Дима.
— Да, — сказал Трофимыч. — Не позволим пришлым умникам выкапывать кустик!
Бермудские ботаники примерились лопатами к земле вокруг кустика...
Дима подмигнул Трофимычу.
Тот выхватил у Альберта притягиватель необычных летающих объектов и принялся размахивать им в воздухе, который мгновенно наполнился суматошно метающимися поварешками. Уклонялись от столкновений с ними привычные к аномальным явлениям Дима, Трофимыч, Альберт и Загребущев легко. Бермудские же ботаники в панике побежали куда-нибудь подальше от сего беспокойного места.
В этот момент из-за поворота в огород внезапно выскочил... кенгуру. Обнюхав кустик, принялся жевать его листья.
— Ты что делаешь?! — возмутился Загребущев. — Проваливай отсюда!
Кенгуру, съев все листья кустика, упрыгал вдоль по улице.
— Я чувствую, — сказал Альберт, — что воздействие кустика сошло на нет. Желание творить пропало.
— Вот так, — сказал Трофимыч. — Как говорится, остались ни с чем.
— Ну, почему же. Кустик-то никуда не делся. Когда-нибудь на нем вырастут новые листья.
— И опять придут проблемы с творчеством.
— Не будет никаких проблем, — сказал Загребущев. — За это время уж я-то придумаю, как избавить наш город от творческой напасти.
— А у меня вопрос, — сказал Дима. — Каким таким творчеством займется кенгуру?..