Возможно, до 2000-х годов аниме и выпускалось на полном серьёзе. В новом же тысячелетии стало ясно, что все устали от избитых штампов, и в основе большинства телесериалов воцарилась самоирония. Главные герои аниме теперь сами смотрят аниме и коллекционируют сувениры, на них косо смотрят другие персонажи, шушукаясь за их спинами. Если в кадре показан телевизор, то в нём обязательно крутят какой-нибудь дурацкий сериальчик про боевых ведьм, тем самым выпячивая всё то, из-за чего люди, шарахающиеся от японской мультипликации, крутят пальцем у виска. На девочек с глазами в половину лица невозможно смотреть без хохота, а их тонкие голоса и слащавые фразочки вызывают спазмы истерического смеха. Всё это используется для достижения комичного эффекта, с полным пониманием абсурдности образа, который, кстати, пришёл из старых диснеевских мультиков.
В 2003-м году художник Хидэаки Сорати по просьбе редактора взялся за создание манги о Синсэнгуми – особом полицейском отряде, существовавшем во второй половине 19 века, в период, когда в Японию вторглись американцы, и началась борьба за власть. В результате из-под рук Сорати вышло такое дикое сосредоточение стёба и глумления над всем, чем только можно, что вот уже двенадцать лет любители аниме спорят о том, получилась ли «Гинтама» тупой или наоборот гениальной.
Начнём с того, что по сюжету вместо американских кораблей в тогдашнюю средневековую Японию вторглись… космические корабли пришельцев! В результате – скачок развития технологий. Горожане в старинных кимоно бродят у подножья небоскрёбов, над головами проносятся летающие машины, а рядом маячат карикатурные рожи пришельцев.
Отряд Синсэнгуми пусть и не является центром повествования, но часто мелькает на экране. Сохранились и самые известные его участники. Как и большинству исторических деятелей того смутного времени, им, пусть и с изменёнными фамилиями, посчастливилось стать прототипами для придурковатых персонажей, которые попеременно творят на экране то идиотские выходки, то героические подвиги.
Несмотря на комедийную составляющую, в основе сюжета лежит трагедия, частично передающая дух реальных исторических событий. При первом столкновении с пришельцами многие самураи не захотели бросаться в ноги захватчику, как это сделал сёгунат. Прогремела жестокая война.
С тех пор, к моменту начала сериала, прошло десять лет, наступили более благоприятные времена. Но отголоски старых битв часто всплывают в воспоминаниях ветеранов. Самураи канули в лету, ведь людям запретили носить мечи, и лишь полицейские имеют право иметь при себе катаны. Поэтому главный герой – Гинтоки, на войне прославившийся под кличкой Белый Демон, а теперь просто безрассудный бездельник – носит с собой тренеровочный деревянный меч. Но даже такое оружие в руках легендарного воина доставляет огромные неприятности тем, кому «посчастливилось» столкнуться с ним в тёмной подворотне.
Боевые эпизоды в «Гинтаме» смотрятся трагично. Проливается кровь, обрываются жизни, и персонажи, которые минуту назад творили глупости, звереют и идут мстить негодяям, ставя на кон всё, что у них есть. Мрачные арки (несколько идущих подряд глав) смотрятся с огромным напряжением, которому позавидует большинство серьёзных сериалов. Это и понятно, ведь каждый персонаж запомнился зрителю по комичным эпизодам, запал в душу со всеми достоинствами и недостатками, стал, как родной. А когда над твоей семьёй нависает угроза, уже не до смеха.
К счастью, происходит такое не часто. Большую часть времени Гинтоки и его друзья маются ерундой, выполняют на заказ мелкие поручения, тупейшим образом их запарывают и в пылу перепалок поминают недобрым словом не только персонажей из других сериалов, но и команду, создавшую саму «Гинтаму», крича, какие бездельники аниматоры, какие хапуги продюсеры. Иногда это переходит все границы, и ты злишься на Сорати, у которого всё это было ещё в манге. Но при этом валяешься на полу, помирая от хохота.
Что касается фантастической составляющей, то обыгрывались, наверное, абсолютно все жанры: и элементы космооперы, и путешествия во времени, и восстания роботов, и сражения с инопланетными тварями, а также модная нынче тема «ЛитРПГ», причём, ещё до того, как была написана первая книга в этом жанре.
Несмотря на то, что многие называют «Гинтаму» пародией, каждый из её сюжетов самобытен, оригинален, скован крепко и на редкость логично. Пусть научная достоверность и не преследуется, но в рамках известных штампов из фантастических произведений всё выглядит органично. Пародийность просматривается только в диалогах, да в отдельных сценах или образах, не влияющих на сюжет. Несмотря на допущения, характерные для мультипликации (карикатурность боёв и живучесть героев) ты продолжаешь за них переживать. Умение создавать десятки запоминающихся персонажей и строить увлекательные истории – пожалуй, главные достоинства Хидеаки Сорати, без которых манга и аниме адаптация не продержались бы так долго и не заполучили бы столько фанатов.
Только в «Гинтаме» после ушата туалетно-сортирного юмора и неистового безумного дебилизма главный герой может выбить из зрителя скупую слезу по-настоящему умной, философской фразой. А затем получить по морде, потому что он сам же во всём и виноват.
Только в «Гинтаме», видя громадного белого утёнка Элизабет, который, размахивая табличкой, мстит негодяям, убившим его товарища, ощущаешь в горле ком грусти. А затем радуешься, когда тот парень оказывается жив, и его друзья метелят его до полусмерти за то, что он заставил их волноваться.
Только в «Гинтаме» несокрушимые воины могут всю серию просидеть на унитазах, потому что закончилась туалетная бумага, и при этом философствовать, устраивая настоящие битвы умов.
Эти персонажи могут в страхе сбежать, своровать у друга последний пирожок, подраться из-за ерунды, но именно этим они и трогают, заставляя смотреть и пересматривать «Гинтаму» снова и снова. Хочется, чтобы в реальной жизни люди были точно такими же и, несмотря на все свои недостатки, когда становится не до шуток, без раздумий бросились бы на помощь ближнему, чего бы им это ни стоило.
Похожие статьи:
Рассказы → Белый Демон (стихотворение)