Концерт Хико Нацуаки таил в себе некоторую неопределенность, рекламная компания приятно радовала ненавязчивостью и обещанием погружения в чудо и мир этнической музыки совершенно непохожего на нас народа. И начало не обмануло, первая композиция была наполнена свистом ветра, поющего свою песню. Это не была какая-то известная мелодия, но сколько в ней было настроения, размышления и необычности. Именно так и выглядит в нашем представлении та обстановка, в которой создаются хайку и гейши в парчовых нарядах читают стихи и играют для создания уютной обстановки.
Как мало надо для душевной музыки, немного знаковых воспоминаний и ты уже не сидишь в маленьком зале, а вернулся куда-то туда, где хорошо. Воспоминания — воспоминаниями, но жизнь идет дальше и на сцене свисток сменился мелодикой, которая в руках Хико пронзительно и грустно выдала зрителям главный мотив концерта. Именно так, очень высоко, очень тонко, иногда неритмично, но с очаровательной чуждостью игрались большинство мелодий. Музыкант использовал инструмент в лучших традициях рок-концертов, он не только нажимал клавиши, но и весь был огромным инструментом. Позвякивание колокольчиками, выбивание ритма об деку, прищелкивание всё это погружало слушателей в гипнотический транс. И становилось понятным, почему концерт почтили своим присутствием не только наши классические любители музыки, но и старые-добрые неформалы — хиппи. Кажется, именно так всё и звучало в те далекие годы, когда дети цветов только появились на Земле.
Звуки музыки на сцене утихли и Хико немножко пообщался со зрителями. Попадание в образ классического японского мужчины в годах было стопроцентным. Вежливость, деликатность и желание услышать собеседника сквозило в разговоре. Если бы не языковой барьер, то концерт мог закончиться и без дальнейшей музыки, ограничившись только беседой с исполнителем.
Варган, появившийся в руках автора, резко сменил настроение, отправив людей в чум к шаману, и резкий, четкий звук обрисовал картину камлания. Горловое пение в лучших традициях жанра дополнило образ. Такого исполнительского мастерства на варгане редко наблюдаешь в нашей жизни, где гитара вытеснила все остальные инструменты и держит их в своей тени.
Каждая мелодия неразрывно была связана с каким-то событием в жизни японского музыканта и всевозможные инструменты рассказывали свою отдельную историю. Плач и смех цикады, семь лет томившейся под землей, чтоб выйти и за день прожить свою жизнь. Перестук колес по дороге выложенной камнем. Вечер в Нагано, когда фермер решил отдохнуть после тяжелого дня на огороде.
Не обошлось в этот вечер и без местных исполнителей, составивших компанию гостю. В довольно продолжительной импровизации, заканчивающей концерт, музыканты нашли общий язык, приятно порадовав слушателей композицией, где музыка ушла за грань реальности и повседневного сознания. Казалось бы совершенно нескладные инструменты выстроили сложный аккорд, удачно подводящий черту под выступлением.
Вот такое впечатление оставил после себя прошедший вчерашним вечером концерт Хико Нацуаки. Маленький уютный зал, чайная церемония с короткой историей про особенности каждого чая, интересный японский автор и исполнитель, необычная музыка вместе создавали своё настроение, но всё-таки сама площадка не очень подходит под такие мероприятия, звук периодически вел себя совершенно неподобающе, что не помешало слушателям в полной мере погрузиться в мир, созданный мелодиями. Возможно, любителям концертов в более классическом понимании, где скрипка, гитара или рояль задают свою роль и можно узнать что-то уже знакомое, такой концерт и не доставит большого удовольствия, но люди “на своей волне” несомненно пойдут на такой концерт снова.