Сегодня мы разговариваем с Вячеславом Слесаревым, писателем фантастики и поэтом, мастером короткой прозы и талантливым исполнителем аудиокниг. Вячеслав рассказал о том, как стал писателем, какой должна быть качественная аудиокнига, где лучше всего приходят идеи для хороших рассказов, и какое будущее ожидает бумажную книгу. Автор также поделился оригинальным мнением о литературных конкурсах, которое будет интересно, как писателям, так и читателям.
Когда вы стали писать? Расскажите о себе.
Здравствуйте, Вера. Я бы выделил два момента. Первый произошёл в шесть лет, когда я, повинуясь какому-то смутному импульсу, внезапно взял карандаш и лист бумаги, и начал писать рассказ на тему: «Как я с бабушкой ходил собирать навоз» – большими корявыми печатными буквами, причем многие были в зеркальном отображении. Но это было первое, логически законченное произведение. Мне очень хотелось рассказать…
Хорошо, давайте перейдём ко второму моменту ))
Ну вот. А второй момент был довольно недавно в 2007 г. Я написал рассказ «Сон семинариста Кукушкина», в Живом Журнале, в сообществе Православие.ру. Такое довольно абстрактное произведение, где выплеснулись мои рассуждения на тему христианства, имевшие место на тот момент. И надо сказать, его тогда прочитали тысячи людей, и почему-то это имело довольно широкий отклик у населения. Помню, даже одна девушка написала в комментариях: «Мне так нравится Ваш рассказ! Можно, я предложу нашему батюшке опубликовать его в нашей приходской церковной газете, где я работаю редактором?!»
Я, конечно же, ответил: «Да, да. Непременно сообщите о результате!».
Ну, и конечно же, эта девушка пропала. В смысле, никакого ответа не последовало. Надеюсь, её хотя бы не съели в наказание за такую дерзость!
Но в целом, мой начальный импульс был такой: сколько можно изливать своё красноречие на многочисленных форумах? Тем более, что вся эта писанина со временем пропадала, а меня с них частенько изгоняли и банили. И вот так, довольно органично, я решил перейти попросту к более крупной форме.
Чем увлекаетесь помимо писательства? Интересы, увлечения?
Играю на разнообразных музыкальных инструментах, люблю придумывать музыку и песни, строю дачный домик. Да, ещё занимаюсь фитнесом и бегом – чисто с целью замедлить распад моего старого уже организма и скорость роста пуза. Кстати, почти все основные повороты в своих рассказах я придумал в тренажёрке, после хорошей пробежки, тягая значительные веса, когда кровь бешено циркулировала по организму. И видимо, мозг начинает крутиться бодрее. Так что, всё это взаимосвязано: бег, дыхалка, чтение вслух, циркуляция крови, рассказы. Ах, да, простите, вопрос про чтение вслух будет позже, я поторопился…
Хотя я понимаю, что настоящий богемный писатель не должен заниматься спортом. Он должен возлежать где-нибудь на дне, разлагаясь и взирая и вдыхая кокаин, ну или там потягивая галлюциногены. Но тут, опять же, большой плюс, что я не настоящий писатель!
Вячеслав, вы сама скромность )). Расскажите, что для вас означает фантастика как жанр?
Свобода рассуждать на всякие философские и религиозные темы. Свобода моделировать всякие интересные события и ситуации.
Знаете, бытовуха мне кажется скучной, поскольку там обычно всё крутится вокруг нескольких одних и тех же сильных эмоций, впечатляющих публику. И это как-то со временем надоедает и смешит.
Какие у вас любимые авторы?
Напишу про тех, кого могу читать чисто в удовольствие. Без всяких оговорок и побочных эффектов: А.П.Чехов и В.О.Пелевин.
У вас много рассказов, задумывались о крупной прозе?
(Задумывается, загибает пальцы) Да, уж, несколько десятков, поди, наберется.
А крупная проза… Я, вот, думаю: что если, я начну писать длинное произведение, и мне оно вдруг надоест? И придётся делать вставки из какого-нибудь шлака. Ладно, я, наверное, смогу его дописать, но ведь это заметит читатель. И вообще, я пишу лишь в том случае, если нашёл нечто, что меня самого поражает или забавляет. И я просто этим делюсь. Этот подход, по-моему, не совместим с задумкой «написать 500 страниц чего-то там, в твёрдом переплёте».
С одной стороны, писатель – вроде как должен писать. С другой стороны, Чехов, кажется, завещал: «если можешь не писать – не пиши».
И я совершенно определенно хочу сказать: если в какой-то момент, у меня перестанут появляться эти самые идеи, которые меня искренне поражают или забавляют, – в этот же момент кончится и моя литературная деятельность.
Есть что-то, что вы хотели бы улучшить в своем писательском ремесле?
Так ведь, видите ли, Вера, писатель я не настоящий, курсов специальных не заканчивал. Да и денег не зарабатываю этим на жизнь. А это – важнейшая отличительная черта ремесла.
А улучшить хочу… буквально всё! Это и есть тот самый значимый остаток от писательской деятельности: осмысливать различные составляющие рассказов и потом пытаться их улучшать. Как и в любой деятельности, тут есть масса параметров. Чтобы создать реальный шедевр, надо все эти параметры знать и уметь доводить их до максимума в своих произведениях. И мне, как человеку постороннему и довольно необразованному в этом плане, доставляет удовольствие вскрывать для себя эти параметры, открывать какие-то закономерности, принципы. Я вообще получаю максимальное удовольствие от решения какой-нибудь запутанной задачи. И я бы променял все там возможные бонусы и похвалы просто на ещё один открытый принцип в построении текста, на какое-то наблюдение, позволяющее писать лучше.
Какие из ваших рассказов вы советовали бы прочитать в первую очередь? У вас есть любимые вещи из написанного вами?
А зачем? Вдруг человек пристрастится, втянется? Это же опасно!
Как относитесь к литературным конкурсам? Некоторые считают, что они способствуют развитию писательских навыков, другие - что это лишь элемент игры, «сплачивания» пользователей того или иного литературного сайта. А вы что думаете? Часто принимаете в них участие?
Вообще, в последнее время мне кажется подозрительным, когда читатели читают и оценивают читателей. Это…
Это все равно как представьте: собрались сто здоровых парней, которые жаждут найти себе девушку. И они говорят: у нас у всех общие желания, давайте создадим такой клуб по интересам. Хорошо. И вот они сидят, и девушек там особо нет. И потом к ним в голову приходит мысль: нам всем так хочется, сил и времени у нас масса, а девушек всё не видно: давайте, поможем друг другу. В смысле, будем друг друга… читать!
Нет, лучше так, давайте проведем конкурс на тему: «Какой парень из нас более сексуальный, и кто больше понравится девушкам!» И они прихорашиваются друг перед другом, создают впечатление… – чувствуете, Вера, насколько неестественная ситуация назревает?
Но даже если всё прошло нормально, и есть некий Петя, за которого 65 процентов парней проголосовало, что он самый красивый и сексуальный, то остается вопрос: когда он всё-таки пойдёт встречаться с девушкой, поможет ли ему это звание? То есть, он вот так сразу бухнет: «Здравствуйте, Люся, 65 процентов парней проголосовало за то, что я самый красивый, и на основании этого вы просто обязаны быть моей!». Прокатит ли такой фокус?
Мне кажется, для конкретной Люси гораздо важнее не общий набор положительных факторов или массовое одобрение критиков, а нечто такое, что бы её лично цепляло, к чему бы она прикипела душой. Вот именно это личное, душевное взаимодействие.
И литература. Какой смысл немножко нравиться всем читателям и иметь одобрение критиков за наличие большого количества положительных качеств и правильную технику. Гораздо важнее иметь какую-то свою публику, которую ты задеваешь лично, и которая захочет приобрести книжку, чтобы узнать, что там ещё. Пусть это будет даже ненормальный один процент от одного процента – и это уже будет очень круто.
И вот в этом, как мне кажется, основная проблема литературных конкурсов, сайтов и их критики: они норовят создать эдакого розовощёкого миловидного общего любимца с правильными чертами. Но этого всеобщего мега-жениха, с большой вероятностью, никто не возьмёт в мужья потом, в книжном магазине. Просто поскольку он не зацепит за душу свою узкую категорию. А тех, кто мог бы зацепить, общественные критики выплеснули ещё на ранних этапах за шероховатость и кажущуюся несуразность.
Вообще, настоящий критик должен рассуждать не по принципу «нра-не нра». Он должен просчитывать наличие читательской категории для данного автора и стиля. Даже если ему не нравится, и он знает, что 99 процентов людей будут от этой книжки яростно плеваться, но зато каждый тысячный восхитится и выложит любые деньги за следующие подобные книги, – такой критик включает зелёный свет, потому что это удачное произведение! Это должен быть очень мудрый, опытный специалист, и, по сути, для писателя имеет реальный смысл мнение только таких людей.
Но, кажется, меня унесло куда-то далеко от конкурсов. Давайте следующий вопрос.
У вас есть автобиографичные произведения? Рассказы, герои которых вас напоминают?
О, сложнее написать человека, который бы тебя не напоминал!
Знаю, что вы занимаетесь озвучкой, и что это получается у вас великолепно. Как получилось, что попали в эту область? Помните свой первый опыт озвучки?
Всё это было совсем недавно и у всех на глазах: на конкурсе фантастика.рф про зомби. Там народ взялся делать самостоятельные озвучки. И мне пришло в голову попробовать. И вроде пошло!
А был это рассказ Кристобаля Хунты «Черный восточный ветер». И с лёгкой руки самого Кристобаля это всё разошлось в массы.
Но вообще-то, я занимаюсь звукозаписью уже наверно больше четверти века. И у меня под рукой была вся аппаратура, и программы, и голос. И весь этот процесс был давно отлажен. Правда, всё это готовилось и затачивалось несколько под другие цели. Но я очень рад, что удалось в результате сделать вещи, которые нужны людям: их скачивают, слушают. Кто бы мог подумать?!
Как думаете, есть будущее у бумажной книги? Или электронный и аудиоформат ее вытеснят? Сами больше слушаете или читаете?
Всё-таки, как фантаст, я возьму на себя смелость заявить, что в скором времени бумажным книгам и привычным бумажным издательствам придёт полный кирдык.
Но это очень радостная новость, поскольку теперь между писателем и читателем исчезает прослойка, которая отбирала раньше процентов 80 от стоимости книги: эта логистика, грузчики, водители и жадные бизнесмены с наценкой в 100% – всё это вылетает из процесса.
Конечно же, наши писатели отреагировали на такой сюрприз судьбы криками: «Всё пропало! Книги погибли!!! Мы помрём с голода! Кто же будет теперь нас печатать?».
Скажу только, что несколько ранее этот процесс начался в музыке. И что же? Те, чья музыка была нужна людям, нашли пути работать и финансироваться напрямую, непосредственно слушателями, фанатами. И они стали зарабатывать ещё больше. Всякая продюсерская шелуха, которая жила на изрядный процент от чужого творчества, отвалилась. Те, кто не особо нужен людям, всё так же могут играть за свой счёт.
«Спасём культуру! Спасём книги! Посадим всех писателей на государственную зарплату!» – громкие слова. Я вижу только одно: рынок развлечений. И он далеко не насыщен. Люди у нас не развлечены. Развлеките их качественно, по-настоящему, они даже готовы за это заплатить. Не дадут денег? Да бросьте вы! Огромные деньги сейчас платятся, чтобы получить где-нибудь ВКонтакте изображение цветочка на аватарке. А сколько они заплатят за то, чтобы быть ближе к талантливому писателю – властителю дум?
Хотели бы Вы получить от прадедушки по наследству электронный сертификат: «Я участвовал в финансировании «Преступления и наказания» Достоевского»?» и прикрепить его на свою страничку? Если учесть, что таких сертификатов в мире всего сорок штук, и никто тогда особо в Фёдора Михайлыча не верил, а вот конкретно Ваш прадедушка просёк его фишку и поддержал? Я бы хотел. И мне кажется, тут открываются перспективы даже шире, чем футбол, соцсети и ипподром вместе взятые.
А что до меня, то я в последнее время слушаю в машине, пока гуляю или работаю на даче. В те редкие моменты, когда есть время отдыхать, я, скорее всего, буду читать электронную книгу.
Какой, по-вашему, должна быть качественная аудиокнига?
Первое, иметь в своей основе интересный текст. Второе, чтобы он был слышен разборчиво. Желательно, с правильными интонациями и паузами, а не с рваными во всех местах фразами, которые надо склеивать в уме. Четвёртое, чтобы его читала женщина, желательно девушка, хорошо поставленным, чувственным грудным голосом с придыханиями и проч.
Ну и чтобы не подкачал микрофон, студия, чтобы не было слышно обработки, а была хорошо слышна атмосфера, «воздух» – но это уж скорее пожелание, нежели требование.
Над чем планируете работать в будущем?
Кажется, я об этом уже упомянул в позапрошлом абзаце. А именно: переводить в текст мысли, которые покажутся мне интересными. Вот этой работой я хочу заняться и в будущем.
Вера, спасибо за интервью!
Спасибо за спасибо за интервью!
И ещё раз: спасибо за спасибо за спасибо за интервью!!!
(Гм…конечно, воспитанный журналист в этом месте сказал бы: «спасибо за спасибо за спасибо за спасибо за интервью!!!!» – но уж ладно, обойдусь и так!) – ссутулившись, он уходит в неизвестном направлении.
Рассказы Вячеслава Слесарева можно почитать и послушать здесь:
http://фантастика.рф/users/slavindo
http://www.proza.ru/avtor/slavindo
Похожие статьи:
Рассказы → Пограничник
Рассказы → Проблема вселенского масштаба
Рассказы → Властитель Ночи [18+]
Рассказы → Доктор Пауз
Рассказы → По ту сторону двери