1W

Сказание о челе

в выпуске 2013/05/07
12 апреля 2013 -
article458.jpg

                                  

…пакабра – мифическое животное, по преданию нападает на домашний скот (коз, овец, кроликов), выпивает их кровь. Миф о чупакабре возник, когда сельские жители стали находить трупы домашних животных со следами укусов неизвестного хищника. Делались даже попытки воссоздать облик чупакабры по рассказам очевидцев, также многие были уверены, что находили следы чупакабры, кости, кусочки шерсти. В настоящее время точно установлено, что за чупакабру в разных случаях принимали различных животных, известных современной науке: достоверно доказано, что чупакабры не существует.

 

ЧЕЛ – легенды о челе носят сложный и противоречивый характер. В разных районах сказания рисуют совершенно разный облик чела – от беспощадного чудовища, губящего все на своем пути, до осторожного зверя, который почти никому не попадался на глаза, а кое-где (районы Благостных долин)  встречаются истории, где чел выступает благодетелем, помощником.

 

Также противоречивы сведения, чем занимается чел. В краях Закатных Берегов крестьяне рассказывали мне, что чел любит возводить высоченные башни – до неба, и забирается по ним в небеса. Потом башни истлевают и рассыпаются в прах. Крестьяне сказали, что если бы я пришел к ним на полвека пораньше (!), то мог бы увидеть обломки башен, а сейчас они все заросли лесом. В других районах (Белые земли) уверяют, что чел живет в земле, роет норы, и целые подземные города. Попасть в подземный город чела может только тот, у кого безгрешная душа, то есть, никто.

 

О внешности чела ходит много легенд, но все сходятся в одном: чел ходит на двух лапах, голову держит прямо, двумя передними лапами хватает камни, мясо, и.т.д. Кто-то описывает чела как приземистое, коренастое существо, кто-то видит его длинным и тонким, с длинной шерстью на голове. Легенды сходятся в одном – чел может содрать с себя кожу и не умереть. Возможно, в этой легенде нашел отражение процесс линьки некоторых зверей.

 

              Глава 4. Мифические животные, несущие смерть

 

Василиск – распространенный персонаж многих сказаний, огромный змей. Считается, что от взгляда василиска можно окаменеть. В этом отношении миф о василиске перекликается с мифом о медузе Горгоне, змеи на голове которой взглядами своими обращали людей в камень. (См. миф о Персее).

 

ЕДИНОРОГ – мифическое копытное животное с длинным рогом на лбу (отсюда название). По преданиям, жил в лесах, нападал на охотников, убивал своим рогом. Легенды говорят, что усмирить единорога может только чистая дева. Что именно подразумевалось под этим словосочетанием, неизвестно. Также у некоторых народов есть миф о храбром портном, который одолел единорога. По преданию, единорог преследовал портного, уткнулся рогом в столетний дуб.

 

ЧЕЛ – пожалуй, наиболее страшный персонаж легенд. Подробный пересказ всех его злодеяний занял бы несколько страниц. Персонаж настолько же страшный, насколько непонятный и противоречивый, так как предания не дают точного ответа – как именно чел убивает свои жертвы или своих врагов.

Легенды сходятся в одном: чел – изощренный и коварный убийца, каждый раз задумывающий новые планы. Так жители Добрых Долин рассказывают, что чел роет ямы, утыкивает их дно кольями, чтобы туда попал крупный зверь.

Однако, большее распространение получили легенды о челе, убивающем громом небесным. Легенды гласят: если напугать чела или пытаться его преследовать, чел поражает врагов громом, и враги падают замертво. Здесь легенды о челе перекликаются с легендами о Зевсе-громовержце, тоже поражавшем своих врагов молнией и громом. На Ласковых берегах мне довелось встретиться с тридцатилетним стариком, который поведал мне рассказ своего прадеда о челе. Как рассказывал прадед, он с другими охотниками столкнулся с челом в лесу, чел пришел то ли в ярость, то ли в ужас, раскаты грома слышались один за другим, погибли все, кроме рассказчика. Эта легенда поразительно напоминает охотничьи байки про гигантских тараканов и саблезубых крыс.

Но этим не ограничиваются злодеяния чела. Жители Прелестных плато до сих пор верят, что чел может взглядом уничтожить целое селение, а то и больше. Я слышал легенду, как несколько охотников чем-то обидели чела, который околачивался близ их селения. Через пару дней гром небесный и вселенский пожар уничтожил селение дотла.

Хотят и вовсе безумные легенды, что злоба челов и сила челов не знала границ, и когда-то челы уничтожили самих себя адским пламенем.

Предания говорят, что от разъяренного чела можно защититься, если упасть перед ним на все четыре ноги, поджав колени, и поднять все руки вверх. Тогда чел, быть может, вас помилует.

 

Баньши, — дух смерти, появляется…

 

                                 Глава 7 Запретные земли

 

Идея запретных земель, заповедных мест долгие века не дает покоя умам. Наиболее распространенной, конечно, является сказка про Эдем, райский сад, населенный плодами вечной жизни и говорящими змеями. Не менее популярна на востоке сказка о Шамбале, запрятанной ото всех земле мудрецов.

На всех без исключения континентах встречаются сказания о Светлых (или Сияющих) городах, в которых, якобы, живут челы. Эти легенды тем более странны, что, во-первых, описанные в легендах нагромождения камней никак не похожи на города, а во-вторых, сами же сказания говорят, что челы в эитх городах не живут. Поговаривают, что челы положили на свои города страшное заклятие, и всякий, кто зайдет туда, умрет, но не сразу, а через пару месяцев – медленной, мучительной смертью. На западе кровяная болезнь так и называется – проклятие челов.

В городе Красивом есть целая легенда о собирателе, который ходил в мертвые города челов, приносил оттуда разные вещицы, которые творили всякие чудеса. Собиратель продавал эти вещицы соплеменникам, после и он, и его покупатели умерли от кровяной болезни.

Вероятно, данные легенды возникли в глубокой древности, когда неграмотные крестьяне пытались объяснить возникновение причудливых скал, светящихся по ночам – в те времена, когда наука еще не пришла к тезису, что многие явления в мире не имеют объяснения. (См. Тезис неизвестности)

Кроме того, мне посчастливилось найти легенду о Тридесятом царстве, которое по преданию находится за тридевять земель. В этом мифическом государстве…

 

                               Глава 11 Мифические благодетели

 

История сохранила не так уж и много легенд о существах, приносящих нам какую-то пользу: возможно, это связано с тем, что мир за пределами родного села, города, крепости, казался нашим предкам чужим, непонятным, а все животные в нем – враждебными. Однако, тем не менее встречаются предания и сказки о чудесных созданиях, которые стали нашими благодетелями.

 

Прежде всего, следует отметить легенды о дьяволе, который в трудную минуту является несчастному, которого все покинули, предлагает свою помощь. Помощь дьявола безгранична, он может дать деньги, власть, любое имущество, здоровье, подарить вам благосклонность окружающих и даже любовь отвергнувшего вас партнера.

Сохранились описания целых обрядов, как надо вызывать дьявола. Так, например, считается, что дьявол является непременно в полночь, чтобы вызвать его, нужно нарисовать пятиконечную звезду, заколоть черного зверя или черную птицу – в подарок дьяволу. Хотя, вообще, за свои услуги дьявол берет чисто символическую плату – душ. Я лично видел на Розовых скалах обряд вызывания дьявола, когда молодые парни и девушки приносили на поляну души из помывочных, жгли костры, жарили черных птиц, пытались вызвать дьявола.

 

Отдельной статьей следует упомянуть немногие легенды о челах, помогавших кому-либо. Чаще всего встречается сказание о челе, который убил крупного зверя, который уже был готов растерзать нашего брата. Так же иногда встречаются легенды о челах, дарующих пищу, или о челах, которые гасили лесные пожары.

Реже появляются легенды о челах, чудесным образом воскрешающих кого-то. В селе Уютном я слышал сказку, как два охотника отправились в лес, на одного из них напала крыса, стала терзать. Второй охотник испугался, бросил товарища, убежал. Охотника считали погибшим, отпели панихиду, но через два месяца он вернулся живым. Он рассказал, что в лесу его нашли челы, убили крысу, отнесли его в подземный город. Там челы навели на охотника крепкий сон, когда он проснулся, глубокие раны чудесным образом затянулись. Челы научили охотника многим премудростям, некоторые из них граничили с колдовством. Продолжение сказки имеет несколько вариантов, в одном из них охотник недолго остался в родном селе, затосковал, ушел к челам, в другом варианте местный священник объявил охотника мракобесом, велел казнить.

 

На западе до сих пор живы легенды о кобольдах, подземных карликах, хранящих несметные сокровища. В какой-то степени эта легенда перекликается с легендой о подземных городах челов, у которых тоже хранится немало драгоценностей. Кобольды…

 

                         Глава 19  Легенды о конце света

 

Почти во всех преданиях всех народов существует утверждение, что весь этот мир когда-нибудь прекратит свое существование. Причем, сказочников ничуть не смущает тот факт, что это в принципе невозможно. Так в Солнечных долинах живет легенда про огромного змея, который опоясывает нашу землю, и когда змей вынет кончик хвоста из пасти, мир погибнет.

Чаще появляются легенды о гневе богов: согласно этим преданиям, когда на земле станет слишком много зла, чаша терпения богов переполнится, и они уничтожат мир.

Немало сохранилось преданий о тайной силе (тайном оружии) челов, если верить этим легендам, глубоко под землей челы спрятали свое оружие, способное погубить весь мир, и если кто-нибудь когда-нибудь разбудит это оружие, земля распадется на части.

У этой легенды существует множество вариантов: например, в Веселых долинах есть сказка о том, как челы уже когда-то пытались уничтожить мир, но боги прогневались на челов и уничтожили их самих. Есть и другие предания, согласно которым время циклично, когда-нибудь мы овладеем могуществом челов и уничтожим самих себя.

Широко распространена легенда о великом Ктулху, который дремлет на дне океана…

 

   Глава 23 Борьба с суевериями и мракобесиями в современном мире

 

Несмотря на большие достижения науки в нашем прогрессивном мире, многие до сих пор верят в чудеса, поклоняются мифическим существам, проводят обряды, и.т.д. Например, жители Благодатных Земель до сих пор вешают над дверями подкову (изогнутый кусок металла), чтобы отогнать злых духов. На Южных островах считается дурной приметой разбить зеркало. В Белых землях многие путники возвращаются домой, если им дорогу перебежала крыса с двумя и более хвостами.

Кроме того, во время моих странствий многие жители слаборазвитых провинций пытались предъявить мне реальные доказательства существования мифических чудовищ. На берегах Мечты мне пытались продать перья феникса, в Темных лесах охотник увел меня в чащу якобы охотиться на единорога, в чаще оглушил меня силой мысли, обобрал до нитки. К счастью, мои путевые записи не пострадали. В Розовых скалах мне показывали пещеры и норы, вырытые, якобы, кобольдами, но при ближайшем рассмотрении эти катакомбы оказались вырытыми во времена Чугунной войны.

Наиболее интересным в этом плане было мое посещение Уютного села: там местные жители показали мне забавного уродца, которого они пытались выдать за настоящего чела. При том, что уродец абсолютно не напоминал чела, бесшерстный, трясущийся, розовый, как облезлая крыса. Мне сказали, что это, быть может, последний чел в мире, он сам так про себя говорит. Мне также рассказали, что охотники нашли это существо в остатках подземного города, там было много трупов таких созданий, умерших от какого-то мора. Уцелевшего чела охотники увели в село, он жил в сараюшке в доме одного из ловцов, ел только мясо серых птиц и проваренное зерно.

Мне так же сказали, что чел в основном играет с ребятишками, рисует им на песке разные картинки. Я говорил с этим якобы челом – он неплохо понимал наш язык – он рассказывал мне легенды о великих цивилизациях, о последних битвах, и.т.д, то, что я слышал уже не раз. Узнав, что я ученый-историк, он заскулил, ушел в лес, вернулся с металлическим цилиндром. В цилиндре оказался кусок пергамента, который крошился при малейшем к нему прикосновении. Чел очень дорожил этим куском пергамента, настойчиво передавал его мне, приговаривал: Уас-сне-сов, Уас-сне-сов, Лёнышко, Лёнышко. Мне пришлось взять пергамент, чтобы не обидеть сумасшедшего, каким этот тип, несомненно, являлся.

На следующую ночь сумасшедший уродец умер, мне не удалось вскрыть тело, но думаю, это было и лишнее: за чела приняли обычную игру природы, каких великое множество в районах со светящимися скалами. Что касается пергамента, я пытался извлечь его из цилиндра, но пергамент рассыпался в прах.

Из всего вышесказанного следует, что в современном мире по-прежнему верят в предания и суеверия, что абсолютно недопустимо в наш прогрессивный век. Для пресечения суеверий и мракобесия в первую очередь следует:

  1. Повышать уровень образова …

 

                                                   2012 г.

Рейтинг: +5 Голосов: 5 1679 просмотров
Нравится
Комментарии (3)
Григорий Неделько # 12 апреля 2013 в 21:11 +2
:)))))))))))))))))))))

Челы, значит? Гы.
0 # 12 апреля 2013 в 21:15 +3
Нет, нет никаких челов, это все легенды и суеверия! :)
Серж Юрецкий. # 8 мая 2013 в 02:30 +1
Суеверия? То-то Вадим Панов с его "тайным городом" удивится)))))))))))))
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев