1W

Интервью с коллегией международного конкурса крупной прозы «Триммера»

в выпуске 2013/06/13
article642.jpg

(Не рекламы ради, а пользы для.)

 

Международный конкурс крупной прозы "Триммера" - это событие знаменательное, особенно учитывая тот грустный факт, что серьёзных романных соревнований на просторах Сети не проводится.

У организаторов конкурса есть чёткие взгляды на творчество и на то, какой дорогой надо идти, чтобы добиться успеха. Исходя из этого, и было придумано название — «Триммера». Оно означает три меры: труд, терпение, талант… Только благодаря им, считают члены коллегии, может самореализоваться творческий человек.

В этом интервью организаторы «Триммеры» расскажут о своих точках зрения на литературу и конкурсную жизнь, о том, как они планируют оказать помощь молодым писателям и литературе в целом, об истории прошедших этапов конкурса и своих планах на будущее, а также о многом другом.

 

Здравствуйте, уважаемые триммерийцы! Возникло несколько вопросов, которые хотелось бы вам задать. Уверен, участникам конкурса, а также читателям и посетителям страницы будет интересно узнать ответы на них.

 

Добрый день! С удовольствием ответим на ваши вопросы.

 

Как появилась идея создать подобный конкурс?

 

Олег Глижинский: Идея, пожалуй, витала в воздухе. В виде, «ах, вот бы был бы такой конкурс». Однако по своей инициативе я бы не отважился. Но когда ко мне обратились, согласился без особых колебаний. В конце концов, если бы конкурс провалился, он и тогда был бы полезен – подстегнул бы кого-нибудь ещё.

 

Евгений Щукин: Вначале была благородная идея. Сегодня очень много сетевых конкурсов для авторов рассказов, а вот авторам романов – сложнее. Мало кто хочет браться за такой труд, как чтение и рецензирование романов. И, по сути, «за бортом» остаётся масса литературы. Добавим к этому, что рядом с нами живет большое количество молодых и талантливых авторов, о которых по понятным причинам ещё никто не знает. В свете вышесказанного «Триммера» видится мне трамплином, стартовать с которого одновременно и сложно, и почётно. Почему так? Потому что здесь собрались люди, которые любят и ценят хорошую литературу вне зависимости от регалий авторов.

 

Как была набрана коллегия конкурса «Триммера»?

 

Райдо Витич: Руководствуясь несколькими критериями – это должны быть авторы, это должны быть опытные авторы. Желательно, работающие в разных жанрах. И главное, чтобы это были неравнодушные люди, не побоюсь патетики – неподкупные и идейные, личности с определенным набором качеств. Я искренне считаю, что, каков человек, таковы и его произведения, таково его реноме по жизни. Что он имеет внутри, то и привносит вовне. А как в прошлом альпинист, знаю, как это – шагать по сложной трассе со слабыми и непроверенными. А трасса предполагалась нелегкой. До нас никто не занимался романистами, ну не было конкурсов для неизвестных, неизданных, а ведь именно среди них живут настоящие гении и хранятся настоящие фолианты. Это сегодня где-то как-то начинают появляться подобия «Триммеры», а тогда, в 2008-м, романисты жили сами по себе и никому не было дела до них. Не издался? Графоман, и точка. Издался – уже взлетел и с высоты «полета» плевать хотел на коллег. Но суть в том, что многие не издающиеся более талантливы, чем изданные. А кто об этом знает, кто поддерживает, помогает?

Многие конкурсы, не секрет, куплены или проводятся для «своих». Этих своих или проплаченных выдвигают, превозносят, номинируют и т. д. У «чужого» нет шанса ни на что.

А мы шли от обратного – за равные шансы и возможности для каждого, за оценку творчества, а не кошелька или связей. За обсуждение романа, а не автора. За продвижение произведения, а не рентабельного набора предложений. За литературу, а не макулатуру.
Но чтобы добиться этого, нужно было сформировать именно команду, а не создать кружок по интересам. Ведь всем известно: слаженный коллектив – 50% успеха.
И нам повезло — мы встретились!

Конечно, в процессе похода пара бойцов потерялась ввиду сложности задачи, но основной костяк остался и по-прежнему не ропща тянет нелегкую «лямку» судей. Среди них есть как известные, издающиеся писатели, критики, такие, как Вадим Вознесенский, Олег Глижинский, Алексей Токарев, Евгения Лифантьева, Григорий Неделько, так и ещё неизданные: Евгений Щукин, Мари Логут, Фея. Есть белорус и серб, русский и молдаванин, есть молодые и зрелые, есть фантасты и прозаики. Мы все разные, но общая идея и стремления объединяют и не дают останавливаться.

 

Расскажите чуть подробнее об основных задачах конкурса и методах их достижения – таких, какими вы их видите?

 

Олег Глижинский: Чисто конкурс – человек получает информацию о своей работе сначала от коллегии в рамках преноминации, потом от своих коллег по конкурсу в рамках группового турнира в виде оценок и комментариев и снова от коллегии при выходе в финал. Наконец, эта работа могла попасть на зубок какого-то обозревателя. Чем больше мнений, чем они разнообразнее, тем легче автору оценить самому результат своей работы, найти пути к совершенствованию.

Иные рамки взаимодействия с авторами представляю себе не так чётко.

 

Вадим Вознесенский: Девиз «Триммеры» – «Дерзким и талантливым мы дарим крылья!» – не пустые звуки. Требования, которые предъявляются к участникам, в равной мере относятся и к членам команды. Я работаю в коллективе со времени его создания и могу с уверенностью заявить: мы – дерзкие, талантливые, энергичные, не отступающие перед проблемами люди, способные добиваться поставленных задач. Амбициозно? Пускай так, но тем, кто не готов отдать идее часть себя, кто не верит в успех и боится трудностей, – с нами не по пути.

 

Евгений Щукин: Если говорить о нашей миссии, о том, ради чего всё делается, – мы хотим развивать нашу литературу. Да, звучит несколько напыщенно и претенциозно, но… разве мы не Граждане своего Языка? Разве нам всё равно, что будет с нашей Литературой?

 

Какими словами вы можете описать обстановку, царящую внутри коллектива конкурса?

 

Вадим Вознесенский: Деловая? Не только. Высококультурная? Не всегда. Мы люди, причём сложные, многогранные, творческие. Мы спорим до хрипоты в поисках истины, которая всегда где-то рядом, и вместе радуемся личным успехам каждого из нас. Шутим, дурачимся. Работаем по ночам. Мы разные, коллектив «Триммеры» – это маленький мир.

 

Олег Глижинский: Всяко бывает. Но, наверное, так и должно быть?

Во всяком случае, конкурс живёт — это тоже что-то означает.

 

Райдо Витич: Представьте сообщество близких по духу, живущих одним и идущих к одному? Многие, кто вступают на конкурсную дорожку, остаются с нами навсегда, независимо от того, как складывается его писательская судьба. Они с честью называют себя «триммерийцами» – а это о многом говорит. Но понять и прочувствовать это сможет лишь тот, кто пришёл на конкурс. Некоторые вещи невозможно объяснить словами, как бы ни был «велик и могуч русский язык».

 

Евгений Щукин: Обстановка большой семьи: работа, шутки, споры – все перемешалось.

 

Как появился девиз «Триммеры» «Дерзким и талантливым мы дарим крылья!»?

 

Райдо Витич: Просто. Облекли в слова суть «Триммеры». Появился девиз.

 

Вадим Вознесенский: Я предложил первую половину слогана – «Дерзким и талантливым». По правде говоря, мне не нравятся чопорные, камерные лозунги. «Талантливым» – это очевидно. А слово «дерзкий», наряду с прекрасной, звонкой фонетикой, несёт в себе смелость, вызов, самоуверенность. То, что, на мой взгляд, должно сопутствовать таланту.

 

Почему именно фея стала символом конкурса?

 

Вадим Вознесенский: Фея, муза, куда мы все без неё?

 

Евгений Щукин: Фея – это волшебство. Все мы – люди творческие, с затаённой (и не очень) верой в сказку, верой в торжество Добра. Мне кажется, по-другому у нас и быть не могло.

 

Райдо Витич: Не просто фея, а олицетворение вдохновения, чего-то возвышенного и неуловимого, как благословение ангела. Но без чего невозможно творить. Мы дарим не просто призы и не просто статуэтки фей, а сказку, само волшебство, мечту. И те, кто получил фей «Триммеры», знают, о чём я. И знают, как эти удивительные создания влияют на жизнь и творчество.

 

Олег Глижинский: Искусством заведуют богини – феи сродни богиням, искусство неотрывно от чуда, а от кого его можно ждать? Ну, не Хоттабыча же брать в символы!
И у нас в организаторах есть фея. То, что она сделала для конкурса, – настоящее чудо.
Сразу у интервьюера может возникнуть уточняющий вопрос. Но я уклонюсь от ответа!

 

Какие перспективы, на ваш взгляд, открывает конкурс для участвующих в нём?

 

Вадим Вознесенский: Все зависит от самого участника, от того, зачем он приходит на конкурс. Мы не учим бездарей и не заставляем работать лентяев. Мы не в состоянии помогать тем, кому это не надо. И в то же время наш конкурс – это и школа, и стимул, и стартовая площадка. Мы открываем произведению (не автору, а именно произведению) мир и миру – произведение.

 

Олег Глижинский: Это зависит в первую очередь от самих участников, от их активности и целеустремлённости. Захотят ли, сумеют ли продолжить работу над собой и своими идеями. Конкурс же даёт пищу для размышлений.

Что ещё даёт конкурс? Об этом лучше спросить конкурсантов.

Что ещё даст? Увидите!

 

Райдо Витич: Интересный вопрос. В нем заложен ответ – перспективы. Перспективы от «а» до «я» — от осознания «кто я – писатель или графоман?» до издания и признания таланта. Конкурс раскрывает и личность автора, и миры его творчества. Потенциал автора, талант, как и его отсутствие, виден сразу. Можно научить писать грамотно, но невозможно научить писать талантливо. Поэтому мы не обучаем синтаксису и орфографии, но раскрываем талант, творческий потенциал.

«Триммера» не просто конкурс, в самом названии заложена её многогранность и спектр возможностей для конкурсанта. Мы сближаем автора и читателя. Автора и издателя. Мы открываем новые имена и новые миры. «Триммера» – это и мастер-класс для неопытных, и стартовая площадка в большое плаванье для автора и его творений, и сообщество близких по духу, целям и взглядам. Это объединение множества течений и людей в одно русло – литературы.

Сегодня уже многие забыли, что это такое. А меж тем литература – это не надпись на заборе, а, прежде всего, как говорил Борис Васильев: «отражение нравственности личной». Современная литература, как и современная культура, – ставит массу вопросов, но не отвечает ни на один, она констатирует, но не формирует, она отражает нашу жизнь – рентабельность, – чего ни коснись. Но литература всегда формировала, отвечала на вопросы, учила и взращивала, она была оплотом культуры и носителем нравственности и духовности, без которых человек мёртв. «Триммера» направлена, прежде всего, на сохранение и возрождение именно такой литературы. Поэтому нам ровно, «формат» или «неформат», – нам важно, что несёт произведение. Поэтому «Триммера» пестует и продвигает, прежде всего, тех авторов и произведения, которые способны поднять самосознание, духовность человека. И таких очень много. Недаром «Триммера» стала сообществом авторов, где нет равнодушных ни к чужой беде, ни к чужой радости. Где помогают словом и делом не за деньги или из-за выгоды, а из нормальных человеческих побуждений. Для них нет «сезона» или «межсезонья» – они всегда вместе и рядом и знают, что не одни, что всегда получат помощь и поддержку в любом вопросе. И гордо несут звание «триммериец». А мы всегда с ними, ведь и мы, коллегия, тоже триммерийцы.

 

Евгений Щукин: Известность. Издание. Профессиональная помощь.

 

Вспомните нескольких конкурсантов, добившихся благодаря «Триммере» успеха в творческой жизни?

 

Вадим Вознесенский: Победители предыдущих трех сезонов – очень разные люди.
Анатолий Дроздов долгое время писал «в стол». А теперь как-то признался мне, что именно после конкурса стала устраиваться его издательская судьба. Сезон, в котором он победил, был самым первым, и контактов с издателями мы не имели, поэтому непосредственного участия в его продвижении принимать не могли. Но сейчас он издал уже четыре книги. Мистика?

Александр Матюхин до участия в конкурсе имел несколько изданных произведений. Для него победа в конкурсе, может быть, не оказала столь значимого влияния на творческую жизнь, однако нашу награду он считает одной из самых значимых в писательской карьере.

Софья Ролдугина пришла на конкурс молодым неизвестным автором, а ушла победителем и – с предложением от издательства.

 

Олег Глижинский: Не возьмусь судить о роли «Триммеры» в успехе конкурсантов. Но всё же к перечисленным добавлю Татьяну Минасян.

 

Райдо Витич: Всего три года жизни «Триммеры» продлили творческую жизнь очень многих авторов, не говоря уж о тех, кому «Триммера» помогла издаться и получить доступ к более широкому кругу читателей. Вот те, кого ещё не назвали мои коллеги.

Замечательный, вдумчивый автор Павел Виноградов, например. Нет, он не издался, но он не бросил писать, как хотел. И сейчас по праву занимает первые места на конкурсах и публикуется в электронном издательстве «Аэлита».

Воспрянула духом Галина Долгая и продолжает радовать поклонников своего творчества.

«Триммера» не ставит самоцелью издание триммерийцев, хотя помогает в этом прямо и косвенно. Главная наша задача – помочь огранке, расцвету таланта. Помните, как сказал классик: «Нужно помогать таланту, посредственность пробьётся сама».

В современной литературе стало слишком много «однодневок», халтуры и макулатуры. Отсюда и упадок внимания читателей к книжным изданиям. Отсюда и масса других проблем. Мы пытаемся сохранить читателей, а для этого делаем всё, чтобы сохранить писателей. И тем пытаемся сохранить настоящую литературу, ту, что не забывается, только закрой книгу, тех, кого не выкинуть из головы, авторов, чьи фамилии и творчество запоминаются, переплетаясь в одно, и дают нам много больше, чем просто приобретение книги.

 

Какие из издательств, союзов и прочих организаций стали партнёрами конкурса за всё время его проведения?

 

Райдо Витич: «Триммера» — некоммерческая организация, и всё финансирование лежит сугубо на плечах литературной коллегии конкурса. Однако есть неравнодушные люди и организации, понимающие значимость данного проекта. Союз Писателей Белоруссии выделил приз и наградную грамоту, Московское отделение Союза Писателей России в рамках партнёрской программы специально для триммерийцев выделило льготы на обучение на курсах, издание и пиар. Освещение конкурса с этого сезона будет проходить как в прессе России и сопредельных стран, так и на интернет-площадках, сетевых информационных полях. Большое внимание в этом году конкурсанты получат и со стороны разных издательств. Нашим партнером стали Ленинградское издательство, признанное лучшим издательством фантастики в 2011 году, и электронное издательство «Аэлита».

 

Что конкурс «Триммера» дал вам как творческим людям?

 

Вадим Вознесенский: Как писатели, мы все умеем складно излагать свои мысли – конкурс учит нас слышать и понимать чужие. Делает нас обратно читателями. Это здорово!

 

Евгений Щукин: (смеётся) Белую зависть: по правилам, мы не имеем возможности участвовать в нашем же конкурсе, а подобного ему – больше нет. Если отвечать по существу вопроса, то учиться можно у каждого. Наши конкурсанты – не исключение. Да, среди них много начинающих авторов, но все они – Творцы. И у каждого есть своя «изюминка».

 

Каковы ваши планы на будущее как организаторов конкурса?

 

Вадим Вознесенский: Ковровые дорожки, папарацци, фанфары и овации – все будет!

 

Райдо Витич: Развиваться и развивать конкурс. Объединить всех авторов, пишущих на русском языке, со всех концов земного шара под стяг творчества, литературы и культуры. Расширять площадку и предоставлять конкурсантам как можно больше возможностей для привлечения внимания к их творчеству. Уже сегодня увеличен призовой фонд вдвое, появились партнерские программы, а это значит, что у неизданных авторов появилось больше стимулов и больше возможностей заявить о себе, получить поддержку, опыт, дельный совет и, конечно, издаться. Но мы не собираемся останавливаться. В планах и «Триммера-mini» в межсезонье, и расширение круга партнеров, площадок по освящению конкурса, а значит, конкурсантов и их работ. Также в планах организация ФСА – фонда содействия авторам, тем более что мы уже этим занимаемся, сотрудничество и партнёрские программы с зарубежными издательствами, союзами писателей, литературными сообществами зарубежных стран.

«Триммера» – долговременный и очень нужный проект. Сегодня нам всего три года, а за спиной уже десятки изданных авторов, которые в свое время были готовы бросить своё поприще. А сейчас они творят и могут гордиться своим творчеством. А с ними и мы. Потому что эти три года мы прожили не зря и не только выявили, поддержали и сохранили прекрасных авторов и их творчество, но через них и саму литературу.

 

Евгений Щукин: Партнерство с различными издательствами.

 

Как расширению конкурса и завоеванию им новых позиций на интернетном поле и вне его могут поспособствовать заинтересованные в судьбе конкурса?

 

Вадим Вознесенский: Приходите и участвуйте!

 

Райдо Витич: Неравнодушием. Помните: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!». Не молчите – общайтесь, подсказывайте, помогайте друг другу, делитесь мнениями и, главное, творите, несмотря ни на что!

 

Евгений Щукин: Мы – отвечаем нашими результатами. Наши победители – наше лицо. Если будут побеждать недостойные, «Триммера» потеряет свой статус проводника Автора. А поднимем на пьедестал достойный роман – подтвердим свой статус сетевого партнёра, с которым можно сотрудничать любому уважаемому издательству.

 

Вспомните какой-нибудь интересный или забавный случай, произошедший в один из сезонов «Триммеры».

 

Райдо Витич: Каждый сезон – отдельная жизнь, и, как в жизни, в каждом сезоне много курьёзного и интересного.

 

Евгений Щукин: М-м-м… Случаев было много, но все они носят достаточно личный характер. Я должен промолчать.

 

Как бы вы в нескольких словах описали причину, по которой стоит участвовать в конкурсе?

 

Олег Глижинский: То, что даёт конкурс, и есть причина.

 

Евгений Щукин: Легко: здесь ваше произведение очень внимательно прочитают.

 

Что бы вы могли посоветовать или пожелать молодым авторам, участвующим в конкурсе и нет?

 

Райдо Витич: Реально смотреть на вещи и быть готовыми получить как лавровый венок на голову, так и венок на могилку творчества. Ведь писать может каждый, но не каждый может стать писателем.

 

Олег Глижинский: Пожелать – терпения!

Терпения в работе, терпения для того, чтобы выслушать мнения, без обид выслушать, отобрать то, с чем согласен, и снова – терпения в работе!

И посоветовать тоже терпения.

И ещё – читайте вслух написанное! Иногда вас могут удивить собственные строки.

 

Евгений Щукин: Нужно много времени и сил, чтобы написать роман. Как и вы, другие авторы-конкурсанты надеются победить. Учитесь, постоянно учитесь у победителей – тогда ваши шансы вырастут.

 

Большое спасибо за ответы! Удачи и успеха в конкурсных делах и не только!

 

Спасибо и вам!

 

(Август, сентябрь 2011 года)

Похожие статьи:

СтатьиДом бронзового бога

СтатьиДашкин камень или переосмысливаем время цивилизации

СтатьиЛомая стену, будь осторожен! (О творчестве расширенного сознания)

СтатьиИллюзия обмана

СтатьиЧеловек. Творческая эволюция

Рейтинг: +1 Голосов: 3 2519 просмотров
Нравится
Комментарии (6)
0 # 11 июня 2013 в 11:04 +2
Хорошая статья, Гриш, нужная)
Григорий Неделько # 12 июня 2013 в 22:59 +1
Это хорошо. smile Спасибо!
В принципе вспомнил о ней, потому что статей на "Фантастике" осталось мало...
0 # 14 июня 2013 в 21:56 +1
Да, конкурс романов - это очень важно. Потому что сейчас пишут все, и конкуренция бешеная. На сайтах почти всех издательств объявления - планы по изданию забиты до такого-то года, новые рукописи не принимаем.
Григорий Неделько # 14 июня 2013 в 22:47 +1
Согласен с вами полностью!
И ещё бы побольше качественного в этих планах...
0 # 15 июня 2013 в 19:35 +1
Не-е, за качеством еще более-менее следят. Сама видела издательства, которые говорили, что больше пока ничего не принимаем, потому что 99% всего, что им несут - полная ерунда.
Григорий Неделько # 16 июня 2013 в 08:30 +1
Не знаю, как они следят, но и крупные издательства, и мелкие любят в 19 случаях из 20 публиковать довольно грамотную, но пафосную шнягу, простите за мой русский.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев