Размышления о "Снежной королеве"
Автор
|
Опубликовано: 1866 дней назад (29 сентября 2019)
Блог: Старый орочий форт
Редактировалось: 1 раз — 29 сентября 2019
|
+3↑ Голосов: 3 |
На днях одна френдесса подняла очень интересную тему восприятия и реакции на сказку "Снежная королева". В комментах к её посту на ФБ были предприняты робкие (а иногда и не очень) попытки указать, что смысл сказки во всепобеждающей любви, которая возрождает и даёт смысл бессмысленной человеческой жизни.
Позвольте уж и мне порассуждать по предложенной теме, тем более у меня есть свои пять копеек.[cut=читать далее]
Начнём с самой сказки. В последние три десятилетия модно рассуждать о том, что в СССР сказку кастрировали, а на самом деле, в авторском варианте, она богата христианскими аллюзиями и параллелями. Допустим это и запомним. Однако в самом тексте больше не от христианства, а от самого махрового язычества, при этом можно найти и греческие мотивы, и скандинавские.
Пройдём по самому произведению Ганса нашего Христиана (в известной большинству версии): некие тролли или черти разбивают зеркало, пролетая над миром людей. Зеркало рассыпается мельчайшими осколками, осколки смешиваются с начавшейся вьюгой и падают на улицы некоего условного города. Идёт перечисление того, какие несчастья ожидают того, в чей глаз или сердце попадёт злосчастный осколок. Один из них находит свою жертву - мальчика (именно мальчика, не юноши) Кая. Кай меняется в характере, его замечает Снежная королева, которую неуёмный шкет обещается посадить на печку, чтобы она растаяла. Снежная королева приглашает Кая прокатиться в её санях и забирает в свою страну, в свой дворец.
Подруга Кая, Герда, одержимая желанием спасти друга, отправляется в странствия. Её путешествие отсылает нас к многочисленным мифам и легендам о приключенцах, которые спускались за своими любимыми в царство мёртвых, и, собственно, с Гердой происходит та же история. Её пытаются задержать или остановить на начальном периоде, а затем оказывают помощь всё встреченные ею персонажи второстепенного плана. Почти все они терпят лишения от Герды в том или ином качестве, но в итоге она добирается до замка Снежной королевы, вступает с нею в противоборство и... А вот тут, если опираться на вариант, который преподносится как именно каноничный, то не слезами, а кровью сердца она возрождает Кая, возвращая его в мир живых и извлекая осколок зеркала из его глаза. Фактически она приносит себя в жертву. Хорошая сказка о любви.
Теперь о частностях:
1. Я ни на что не намекаю, но все главные действующие фигуры - женские. Не мужчина борется за любовь (что как бы ожидаемо, и не оба, что предпочтительнее), а именно женщина, точнее девочка и все встреченные ею дамы, оказывающие ей помощь (ворона, принцесса, Маленькая разбойница, Лапландка и Финка);
2. Герда упорно (или упорото) идёт к своей цели, не считаясь с потерями личными и окружающих её существ, подчас принося их в жертву своему стремлению (бедный Северный олень);
3. Она не задумывается о том, к каким последствиям приведёт финал её одиссеи, да и хочет ли сам Кай, чтобы его спасали. Этого хочет она сама - остальное не важно;
4. Успокоенная иллюзией победы над Снежной королевой, она возвращается с Каем обратно (в советской лайт-версии), но ни слова не говорится о чувствах и желаниях самого Кая, потому как повествование идёт от её лица.
Опять же - хорошая добрая сказка с нужным посылом, я не спорю.
Теперь экранизации истории, которые тоже хороши:
1. Советский мультфильм, где показана лайт-версия сказки, и все персонажи женского пола после встречи с Гердой обретают свою женскую сущность и познают любовь. Ну как познают... Как современные любительницы лавбургеров и рыжих ведьмов в женском фэнтези, переживающие и ассоциирующие себя с главными героинями;
2. Музыкальный фильм-сказка с Алисой Фрейндлих в роли Снежной королевы. Хороший мюзикл, но вот возраст главных героев... Кай в этой истории - телёнок ничего не решающий, за право обладания которым спорят две женщины, зрелая и молодая;
3. Опосредованно, но "Сказка странствий" с Андреем Мироновым в роли Орландо, спутника Герды. Здесь Кай впервые становится её братом. Мальчик наделён особым даром чувствовать золото. И пусть кроме самого квеста эти истории и не повторяют друг друга, но сам посыл;
4. Диснеевская история. Здесь Снежная королева и Герда (Анна) родные сёстры, фигура Анны совмещает каноничную Герду и Кая в себе, путешествие отсутствует, меняется посыл подвига и противостояния, а все окружающие персонажи не более чем статисты, в нужное время подталкивающие обеих героинь к совершению следующего шага;
5. Наш трёхмерный четырёхсерийный мульт, где первая серия достаточно близка к канону, но опять же: Кай и Герда - родные брат с сестрой. Вторая и третья серии - в той или иной степени повторение всё той же истории на новый лад, а в финале четвёртой бесталанная Герда, с которой себя ассоциируются юные зрительницы, заключает союз с призраком Снежной королевы и получает долгожданный дар драконьего оборотня (при этом выглядит как Сейлор Мун на минималках).
Можно ещё вспомнить до кучи параллели у Льюиса с его Снежной ведьмой и Лукьяненко ("Танцы на снегу), но не будем.
К чему я всё это? Да к тому, что пытаясь впихнуть христианский, мифологический и прочий посыл в историю об упорной (нет, скорее всё же именно упоротой) девочке, делая это вот так напористо и топорно - самая простая задача. Однако если снять розовые очки "всепобеждающей силы любви", мы получим историю о том, что девочка так любила (или, что вернее, - так преподнесла свою хотелку) мальчика, что наплевав на всё и на всех упорно шла к достижению своей цели в буквальном смысле по головам. Добилась она счастья? Судя по канону - нет. Стал счастлив её несчастный избранник, которого никто вообще ни о чём не спрашивает и чьих желаний и стремлений мы не знаем (кроме: о ужас! он попал в беду!) - очень хороший вопрос.
З.Ы. Мой опус - всего лишь размышление по теме, без претензий на гениальность и всеохватность. Хотя если продолжить и углубить, можно вскрыть такие вещи, что...
# 29 сентября 2019 в 13:40 +1 | ||
|
Добавить комментарий | RSS-лента комментариев |