М. Панферов: Интервью
Автор
|
Опубликовано: 1275 дней назад (26 мая 2021)
Редактировалось: 2 раза — последний 18 июня 2021
Настроение: Воодушевляющее
Играет: Bob Marley: No Woman, No Cry
|
+1↑ Голосов: 1 |
1. Каким из Ваших произведений Вы гордитесь больше всего? Почему? И сколько времени Вы потратили на его создание? [cut=Читать далее...]
М. П.: Конечно, «Рыжая ведьма и Мальчик-шаман». Горжусь, потому что это мой первый роман для детей (возраст детей может колебаться примерно от 12-ти до 112-ти). Много лет зачитывался романами недавно увы, покинувшего нас Командора Владислава Петровича Крапивина и давно мечтал написать что-нибудь более-менее близкое по духу. Насколько мне это удалось, судить читателям. Могу только сказать, что сам я результатом доволен: книга, как мне кажется, получилась необычной. И не только из-за мира — условной империи ацтеков, которая не была завоевана испанцами, сохранив свои традиции и магические знания в первозданном виде. Еще потому, что многие философские проблемы, которые волновали меня в последнее время я попытался раскрыть и осмыслить через этот текст. Ну и главное — сама история и ее детали: все это мне приснилось. Для меня это уже не первый такой опыт, когда запомнившийся сон перерастает в художественный текст. Но впервые я работал с настолько необычным материалом.
Сколько ушло времени? Скажем так. Сюжет о старой пластинке, музыка которой спасает мир от зла, отлеживался у меня в голове достаточно долго. Далеко не сразу я пришел и к пониманию, что герои должны быть индейцами. Потом грянул памятный всем карантин 2020-го, и я решил, что время пришло. Первоначальный черновой вариант (около 6 а. л.) я написал всего за месяц, практически на одном дыхании. Потом карантин кончился. Свободного времени стало меньше и в результате редактирование и дописывание (в итоговом варианте 10 а. л.) растянулось с мая 20-го года до февраля 21-го.
2. Расскажите про своего лучшего героя-антагониста? Опишите, какими эпитетами вы его характеризуете?
Сочувствуете ли Вы ему?
М. П.: Науали, Мальчик-шаман. Тот, кто чуть не уничтожил все человечество. Он в точности подпадает под определение, которое дал Иешуа Пилату в «Мастере и Маргарите» Булгакова: «злых людей в природе не существует». Почему, например, злые Саурон и Волан-де-Морт? Потому что злые и все тут: такая у них функция, данная по умолчанию. Мой Науали немного не таков. Его поведение имеет определенные причины, оно показывает, что мир — это не только черное и белое, что «есть оттенки, которых больше». В этом смысле и положительный персонаж иногда может накосячить по полной программе, а отрицательный иметь свою субъективную, но все-таки, правоту.
Что его характеризует? Пожалуй, принципиальность и честность. Да, Науали отрицательный персонаж и эти качества приобретают у него порой, гипертрофированные, искаженные формы. Тем не менее он принципиален и честен. И последователен в этом до самого конца, когда… (нет, не буду спойлерить).
Сочувствую ли я ему? Пожалуй, да. В нем вообще много от меня самого. Не исключено, что на его месте так как он поступили бы многие.
3. А у Вас остались фотографии, зарисовки, план и любые другие материалы с процесса создания книги? Может, черновики, скриншоты, селфи?) Поделитесь чем-нибудь интересным!
М. П.: Остался волшебный блокнот намёток. Как это обычно бывает? Пишешь до глубокой ночи. Потом ложишься спать (точнее, ложишься с надеждой уснуть), а минут через двадцать-тридцать хватаешь со стола блокнот и записываешь в него очередную идею, или поворот сюжета, или пришедшую в голову метафору. Таким образом по этому блокноту можно проследить все этапы работы над книгой. Записи довольно хаотичны, перемежаются с выписками по истории и быту ацтеков, но они есть. В том же блокноте я набрасывал варианты букв для алфавита своих людей Орла: лавры Толкина, который использовал во «Властелине колец» множество разных систем письма не давали покоя, и я решил тоже с этим поэкспериментировать. Поначалу думал, что в мире Рыжей ведьмы может использоваться алфавит индейцев Чероки, но позднее отказался от этой идеи. Разработал собственный набор знаков на основе пиктографической письменности ацтеков, а заодно и шрифт названия серии. Затем отрисовал все это в Adobe Illustrator. В тексте «Рыжей ведьмы и Мальчика-шамана» есть несколько надписей этим алфавитом. Жаль только, что цифровой формат не всегда и не везде позволяет их отображать.
4. Писательство приносит Вам какие-то бонусы в жизни?
М. П.: О да, приносит. Я считаю, что все истории уже существуют где-то в ином измерении и задача автора дать своей истории проявиться здесь в максимально неискаженном виде. Иногда это напоминает транс. Иногда сам офигеваешь от того, насколько точно удается угадать все с первого раза. К примеру, в сцене с беспризорником Нето Науали говорит: «Клянусь псом Подземного владыки». Эта фраза написалась просто так, интуитивно. Позднее лезу проверять и выясняю, что у ацтекского владыки Подземного царства (Миктлантекутли) действительно есть пес (Шолотль). И такие маленькие угадывания (или прозрения?) пока я писал «Рыжую ведьму» происходили на каждом шагу. Ощущать себя творцом собственной вселенной уже само по себе большой бонус, так как избавляет от любой хандры. Что же до более практических бонусов… недавно мою повесть «Язвы долины Мегиддо» об эпидемии модной болезни напечатал старейший отечественный журнал фантастики «Искатель». Сейчас один питерский журнал собирается печатать рассказ «Guttentag» Да и вообще, когда окружающие узнают, что ты писатель, начинают смотреть на тебя совсем иначе.
5. В какое время суток Вы пишете? Есть ли церемонии, которые помогают настроиться?
М. П.: Предпочитаю ночью, но, так как, кроме меня это больше никому не удобно, приходится днем или вечером. Когда-то помогала настроиться сигарета. Теперь кружка зеленого чая.
6. Расскажите о самом запоминающемся опыте критики Ваших книг. Как вы относитесь к троллям и хейтерам? Переживаете, боритесь, не обращаете внимания? Поделитесь советами.
М. П.: Самый запоминающийся опыт — рецензия одного из преподавателей на защите диплома в Литературном институте. Бланк рецензии буквально сочился ядом. Эта дама (кандидат филологических наук с говорящей фамилией Казнина) писала, что проза моя свидетельствует о шизофрении и нравственном упадке. Она писала, что я скрытый эротоман и глубоко больной человек, и что таким не место в прославленном учебном заведении. На защите диплома мои оппоненты от души поржали над рецензией мадам Казниной, а я после этого еще долго ходил и с гордостью показывал ее всем и каждому. Ведь если человека так накрыло, значит, то, что я пишу действительно чего-нибудь да стоит. А вообще, тексты, которые совсем не цепляют, тролли и хейтеры как правило обходят стороной. Так что их комментариям стоит откровенно радоваться).
7. Как преодолеваете трудности «литературного кризиса»? Случались такие моменты, когда ни строчки написать не получалось?
М. П.: Ложусь на диван и рыдаю. А если серьезно… когда ну совсем не пишется, лучше на что-нибудь переключиться. Например, сходить погулять или обед приготовить. Глядишь, вдохновение и вернется. Можно побегать как Бараш из «Смешариков» или посмотреть какой-нибудь фильм. Кино лучше выбирать по теме: так легче утешить себя мыслью, что ты не балду пинаешь, а изучаешь материал для очередной главы.
8. Назовите ваших три основных недостатка.
М. П.: 1)Перфекционизм; 2)Нерешительность; 3)Лень.
9. У Вас есть любимый автор? А нелюбимый?
М. П.: Самого любимого назвать затрудняюсь: Крапивин, Пелевин, Паланик, Булычев, Стругацкие, Эко, Гессе, Р. А. Уилсон, Кастанеда, Рэнсом Ригз, Лев Толстой… их много. Из нелюбимых — Кинг и Акунин (хотя, время от времени читаю с удовольствием).
10. Сколь у вас незавершенных произведений, которые вы, скорей всего, никогда и никому не покажете? Расскажите, про что они и почему не дописали?
М. П.: Порядочно (хотя и завершенных, которые никому не покажу, тоже хватает). Из тех, что никогда не будут закончены можно вспомнить, скажем, роман «Вавилон: хроники столпотворения» об одном НИИ, занимавшемся предотвращением конца света. Роман получался слишком тягучим и занудным и в конце концов просто мне надоел. Еще одна незавершенная вещь — «Крест и нити» о пряхах, женщинах, способных управлять судьбами людей. Книга не захотела складываться в гармоничное целое. Этот сюжет мне близок, возможно, к нему я когда-нибудь вернусь. Что касается остального… если перетряхнуть мои ранние черновики, там найдутся десятки страниц с заголовком: «Глава 1»).
11. Расскажите про идею книги, которую сейчас пишите. Прорекламируйте книгу, почему читателю стоит ее прочесть?
М. П.: Действие «Рыжей ведьмы и Мальчика-шамана» — первой книги цикла происходит в условные 60-е годы. Конечно же империя людей Орла не избежала модных веяний того времени, вроде культуры хиппи и рок-музыки. Маленький беспризорник Нето хочет стать музыкантом и мечтает об электрогитаре. Тональ, приятель рыжей ведьмы Темакуити ездит на легендарном «хиппи-мобиле», микроавтобусе VolkswagenT1. Рядом со всем этим гармонично соседствуют могущественные шаманы и целители, император в церемониальном венце из перьев птицы кецаль, старинные ритуалы и игра в мяч (тлачтли), признанная международным видом спорта. Те, кто хоть что-нибудь слышал об ацтеках, вспомнят, прежде всего, об их кровожадности. Мои люди Орла кровавых жертв давно не приносят. Почему? Читайте «Рыжую ведьму» и узнаете. И вот в такой пестрый мир Мальчик-шаман Науали приводит воинство тысячеликих — черных духов, поедающих человеческие жизни. Всему миру грозит опасность, но юная Темакуити, конечно, сумеет отвести угрозу.
Не так давно я начал работать над второй книгой. Рабочее название — «Рыжая ведьма и эпоха старых богов». Там наконец-то выяснится, почему Рыжая ведьма рыжая, если все ее сородичи индейцы, т. е. краснокожие и черноволосые. Также из второй книги вы узнаете, почему древние майя на самом деле покинули свои города. Познакомитесь с правилами игры в мяч и даже с подробной инструкцией, как научиться летать.
Во второй книге Темакуити и ее друзья совершат путешествие во времени в эпоху, когда миром правили кровожадные старые боги. Вас ждет исторический материал во всей своей красе: пирамиды теокалли, религиозные праздники, жрецы в перьях и жутких звериных масках и вместе с тем много магии и причудливых ночных видений. Если прототипом людей Орла из «Рыжей ведьмы и Мальчика-шамана» были ацтеки, в «Эпохе старых богов» я уделю достаточно внимания жителям Полуострова, т. е. майя.
12. Есть ли герой, который не дает вам покоя, которого вы может быть даже ненавидите, но без него произведение не получается?
М. П.: О, да это моя жена! (Шутка). На самом деле у меня все любимые.
На данный момент полный текст «Рыжей ведьмы и Мальчика-шамана» доступен здесь: https://ridero.ru/books/ryzhaya_vedma_i_malchik-shaman/
# 14 июня 2021 в 02:03 +1 |
Добавить комментарий | RSS-лента комментариев |