Так уж сложилось, что за последнее время я прочитала довольно много статей по истории, теории и литературоведческой классификации научной фантастики, как жанра. И чем больше читала, тем меньше понимала: можно ли дать какое-то строе и четкое определение НФ. [cut=читать дальше] Или проще составить список пунктов и проверять роман (рассказ, повесть) на соответствие: если произведение отвечает хотя бы 5-и из 10-и, так и запишем - «НФ». Если меньше: извините, автор, вы не фантаст. )))
Разобраться в этом вопросе меня подвигло женское любопытство в сочетании с профессиональным воистину – страшная сила! , а вовсе не желание впихнуть невпихуемое в строгие рамки. Плюс, тема была интересна и мне как человеку пишущему. Да еще пишущему иногда такое, что черт-его-пойми к какому жанру отности.
Перечитав еще кучу статей по теме, я пришла к печальному выводу, озвученному в заголовке. И уж совсем собралась было успокоиться, но тут кто-то из моих тараканов подкинул мне на домысливание свежую идею.
Которой, собственно, я и желаю поделиться с народом. И выслушать народные несогласия и мнения.
Начиная знакомство с произведением, читатель должен принять правила игры автора: то есть согласиться с тем, что описываемый в рассказе (романе) мир и сюжет существуют. Возможно, не в той плоскости и не в той реальности, в которой мы пребываем «здесь и сейчас», но в какой-то иной, придуманной автором. В противном случае, чтение лишено всякого смысла, а результатом знакомства с текстом будут только прямолинейные комментарии типа «я ничего не понял», «так не бывает», «на Марсе не растут розы», «роботы не слушают Бетховена», «деревья не умеют ходить» и прочая ерунда.
Поэтому «читателей без контекста» мы исключаем из рассмотрения сразу.
Но ведь есть и те, кто искренне готов «погрузиться» в чужой мир, познакомиться с героями, сопереживать, с волнением ждать финала и т.д.
Допустим, наш читатель решил познакомиться с историей, написанной в жанре «бабушки» НФ – готического ужастика. И сюжет построен на встрече живого человека с привидением. А читатель, вот незадача-то! – верит в реальность призраков или даже сам с ними встречался.
(Как вариант: автор, пишущий о пришельцах, и читатель-уфолог).
Будет ли для такого читателя рассказ (повесть, роман) фантастическим? Нет.
И куда крестьянину податься как быть с обозначенной дилеммой: текст, вроде бы, НФ-ный дальше некуда, а читатель зараза такая воспринимает его как чистейший реализм.
Кстати, в описанной ситуации автор фиг сможет поспорить с критикой. Кто лучше знает о привидениях (НЛО) – тот, кто их придумал, или тот, кто их видел в реале?