В очередной раз наткнулась в сети на несколько дискуссий, посвященных «авторам и авторессам», точнее, вопросу: «Можно ли определять пол автора (не глядя на фамилию или псевдоним, который нередко призван запутать, а не вывести из сумрака) по тому, что написано в книге?»
Большинством голосов было решено, что «можно, да еще и с 95%-ной вероятностью».
Поскольку я с этим заявлением категорически не согласна, позволю себе высказаться.
[cut= читать далее...]Необходимые уточнения:
- все нижеизложенное - моя личная точка зрения, никоим образом не претендующая на абсолютную истину.
- речь идет исключительно о качественной литературе, к которой может быть отнесет и достойно написанный любовный роман; и боевик из серии «всех убью – один останусь»; и произведения других жанров.
- оставим в покое многострадальных читателей, которым положено (в силу половой принадлежности) читать или уже упомянутые любовные романы, или прозу для «суровых мужиков». И мальчики, и девочки в определенном возрасте зачитаются авантюрно-приключенческими книжками, играют в Атосов и Арамисов, летают на Луну и путешествуют на таинственные острова за сокровищами. Да и повзрослев, редко становятся «читателями одного жанра».
Итак (из тех аргументов, которые мне попались на глаза):
1. Женщины пишут эмоциональнее.
Возможно, я ошибаюсь, но ни знаток человеческих чувств Бальзак, ни автор одного из лучших, на мой взгляд, женских монологов в литературе – Джойс, ни путешественник по тропам утраченного времени Пруст женщинами не были.
(Убедительная просьба в качестве аргумента не ссылаться на секс. ориентацию Пруста. На это можно многое возразить, скажу только: так, как написал о любви к женщине этот гей, мало кто из натуралов (-ок) сумеет.)
Эмоциональность – личностная, а не гендерная характеристика. Более того, грамотный автор может писать в разных стилях, в зависимости от того, какую задачу он перед собой ставит в данный момент.
2. Женщины предпочитают богато украшенный стиль, рюшечки и кружавчики.
Умолчим о том пикантном факте, что я знаю много прекрасных авторов-мужчин, способных выстроить такие готические замки и оплести их таким изысканным плющом и кружевами, что дамы позавидуют.
И опять-таки, многое зависит от выбранного жанра. Сцену космического боя или жестокое избиение мирных жителей озверевшей десантурой в рюшечки не упакуешь – это будет выглядеть попросту глупо.
А если вспомнить о некоторых постмодернистах (Руссель, Кено и т.д.), об абсурде и сюрреализме, то вычислить автора становится практически невозможно. В ситуации, когда главным действующим лицом произведения является язык, а главной задачей текста – игра со словоформами и грамматикой, - никаких отсылок на пол автора не найдешь, при всем желании.
3. Мужчины чаще и лучше описывают боевые сцены.
Да, среди мужчин больше тех, кто разбирается в оружии, кто воевал или у кого есть воевавшие друзья. Следовательно, логично предположить, что в процентном отношении число авторов боевиков будет больше.
С другой стороны, женщины тоже живут не в вакууме. У любой из них есть брат, муж, друг, у которого можно получить консультацию по нужным вопросам.
Немало женщин интересуется холодным и огнестрельным оружием, играет в войнушки и стрелялки. А кто-то имеет и реальный опыт участия в боевых действиях.
(Кстати, в качестве опровержения могу привести личный пример. Месяц назад ко мне обратился друг – писатель-мужчина - с просьбой оценить и подкорретировать сцену боя в помещении. Потому что, вот так случилось ))), но он - человек более мирный, чем я).
Более того. Женщины по природе куда менее сентиментальны и более жестки, чем мужчины. Просто потому, что больше заняты решением повседневных проблем, чем представители сильного пола (занятые иными, не менее важными вещами).
Кто будет нежнее сюсюкаться над принесенным в дом щеночком? И кто вытрет за ним лужу?
Женщина – хранительница дома, очага, детей. Хра-ни-тель-ни-ца! И, в случае необходимости, ради своих детенышей она зубами перегрызет глотку врагу. Потому что ее функция – охранять (помимо того, что нужно еще приготовить мамонта, которого ее мужчина притащил с охоты).
Так почему, скажите на милость, дама не может описать сцену боя так, что у вас кишки за мозги завернутся?
4. Женщины не любят (вариант: «стесняются») писать откровенные любовные сцены.
Эротические сцены, написанный мужчинами, нередко по степени натурализма приближаются к легкому порно. Женщины предпочитают концентрироваться на эмоциональной составляющей.
На мой взгляд, причина тут не в том, что кто-то что-то не любит или краснеет, а, скорее, в особенностях физиологического восприятия секса. И в том, что в данном случае (уж простите, мужики) женщины-авторы лучше чувствуют: нужна ли эта сцена на самом деле, важна ли она для развития действия. В то время как некоторые авторы мужского пола таким образом просто привлекают внимание к своему произведению.
Я не могу прочувствовать и оценить, как именно мужчины воспринимают секс – так ли, как пишут, или иначе. Но любая грамотная авторесса, прочитав несколько эпизодов, написанных «представителями конкурирующего гендера» ))), в состоянии (ежели того требует сюжет) написать в том же стиле.
Это все, что с ходу вспомнилось. Если найдется еще что-то, добавлю.
И напоследок: в качестве не обязательного, но значимого аргумента. Я очень люблю участвовать в анонимных конкурсах с такими рассказами, которые все читатели характеризуют как: «это мужик писал, точно-точно».
Вот такая вот я собака. Женского пола )))